Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:03, курсовая работа
Краткое описание
В условиях интернационализации хозяйственной деятельности международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран, постоянно возрастает, и часть национальных денег обменивается на иностранную валюту и обратно. И хотя, в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются национальные деньги, в международном платежном обороте, в процессе обмена результатами деятельности между странами, используются деньги различных стран, становящиеся валютой.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...3 Валютные отношения и валютные системы………………….…………….....5 Эволюция мировой валютной системы………………………………..……..12 Валютная система России……………………………………………………...21 Заключение…………………………………………………………………......27 Список использованной литературы…………………………….……….......28
После распада Бреттон-Вуддской
валютной системы большинство западных
стран перешло к плавающим курсам своих
валют. Осуществление этого режима, получившего
название Европейское соглашение о
единых пределах, в 1972 г. начали лишь 6 стран
(ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) из 9 тогдашних членов этой
организации. Эта первая попытка проведения
совместной валютной политики привела
к принятию нового соглашения, вступившего
в действие в марте 1979 года, которое было
выработанного с участием коллективного
органа ЕЭС - комиссии Дженкинса.
Поиски новых форм валютной интеграции
привели к новому соглашению о создании
Европейской валютной системы, которая
начала действовать с марта 1979 года. Решение
о создании Европейской валютной системы
было принято в 1978 году. Формирование ЕВС
было направлено на достижение валютной
стабильности внутри системы в условиях
перехода к Ямайской
валютной системе и известной независимости от доллара.
Основу Европейской валютной
системы составили:
Создание механизма валютных курсов;
Создание европейской валютной
единицы– ЭКЮ. Экю представляла собой международную расчётную единицу, определяемую на основе корзины валют стран-членов ЕЭС;
Образование Европейского фонда валютного сотрудничества, создаваемого за счёт взносов
стран-участниц. Средства фонда предназначались
для предоставления временной финансовой
поддержки с целью финансирования дефицита платёжного баланса и для осуществления расчётов
по валютным интервенциям, которые осуществляли центральные
банки для поддержания валютных курсов
в установленных пределах.
Первоначально в ЕВС участвовали
8 государств: Германия, Франция, Нидерланды,
Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург и
Италия. Позднее к ЕВС, по мере его расширения,
присоединились: Испания, Португалия,
Австрия, Финляндия, Греция. Центральным
элементом системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления
курсовых соотношений между валютами
стран - членов ЕЭС, а также использовалась
для расчётов между их центральными банками
и как счётная единица в специализированных
учреждениях и фондах ЕЭС. Механизм валютных курсов был направлен на поддержание
устойчивых, хотя и корректируемых соотношений. Европейский фонд валютного
сотрудничества был составной частью системы
и был предназначен для предоставления
центральным банкам стран ЕВС кредитов
на покрытие временных дефицитов платёжного
баланса и осуществления валютных интервенций
для поддержания курсов валют в заданных
пределах.
В целом, механизм формирования
валютных курсов действовал, однако, в
1980-1983 гг. курс ряда валют понижался, а
курс сильных валют повышался. В 1992 году
правительства Великобритании, Испании
и Италии не смогли поддерживать курс
своих валют на уровне выше минимального
совместного колебания и перешли к плавающим
курсам. В августе 1993 года допустимый предел
взаимных колебаний валют ЕВС был расширен
до ± 15%.
Весь период существования
Европейской валютной системы до перехода
к валютному союзу можно разделить на
несколько этапов:
1979-1982 – период узкого коридора колебаний
валютных курсов (± 2,25%). Симметричные действия
стран-участниц.
1982-1993 – Ориентация на марку ФРГ, которая выполняла роль «якоря».
1993-1999 –Расширение коридора валютных
курсов до ± 15%.
с 1999 года –Переход к валютному союзу. Введение единой валюты евро.
Валютная система России
Валютная система представляет
собой форму организации валютных отношений,
закрепленную национальным законодательством
или межгосударственным соглашением.
Различают национальные, мировую и региональные
валютные системы. Национальная валютная
система - часть денежной системы страны,
в рамках которой формируются и используются
валютные ресурсы, осуществляется международный
платежный оборот. Национальная валютная
система России образована с учетом структурных
принципов мировой валютной системы, поскольку
страна стремится к интеграции в международные
финансовые механизмы. Условно, можно
выделить пять этапов развития современной
валютной системы РФ. Первый – период
децентрализации валютной системы страны
(1987 – 1991 гг.). Второй – период создания
национальной валютной системы (1991 – 1995
гг.). Третий – период действия валютного
коридора (1995 – 1998 гг.); Четвертый этап
– период финансового кризиса и решения
его последствий (1998 – 2001 гг.); Пятый –
период либерализации валютной системы
(с 2001г. до настоящего времени).
Ежегодно Банк России публикует
годовой отчет, который содержит такие
разделы, как: экономическое и финансовое
положение России, отражает деятельность
Банка России, и непосредственно, годовую
финансовую отчетность Банка России. В
2011 году в Российской Федерации продолжилось
восстановление экономики после кризиса
2008-2009 гг. Согласно данному отчету,
инфляция, по сравнению с предыдущим годом
заметно снизилась (за 2011 год инфляция
составила 6,1%). В 2011 году, как и в предыдущем
году, объем ВВП увеличился на 4,3%. Производство
в промышленности возросло на 4,7%.
Экономический рост поддерживался в основном
увеличением внутреннего спроса. Росту
инвестиционной активности способствовали
улучшение финансового положения организаций
и повышение доступности заемных средств
в экономике. Инвестиции в основной капитал
возросли на 8,3%. По итогам 2011 года положительный
сальдированный финансовый результат
в экономике увеличился, по сравнению
с предыдущим годом на 19,8%. Если обратить
внимание на валютный рынок, то можно
отметить, что в 2011 году ситуация на внутреннем
валютном рынке формировалась в условиях,
с одной стороны, благоприятной конъюнктуры
мировых рынков энергоносителей, способствовавшей
сохранению на высоком уровне валютных
поступлений по счету текущих операций,
и, с другой стороны, неравномерной интенсивности
чистого оттока капитала. В январе—июле
2011 года приток средств от внешнеторговой
деятельности компенсировал чистый отток
капитала частного сектора, что обусловило
превышение предложения иностранной валюты
над спросом на внутреннем валютном рынке
и преобладание тенденции к укреплению
рубля. Однако с начала августа 2011 года
снижение склонности инвесторов к риску
на мировых финансовых рынках привело
к усилению чистого оттока капитала из
российской экономики, сопровождавшегося
ростом спроса на иностранную валюту и
ослаблением рубля. В дальнейшем, в условиях
некоторого снижения напряженности на
мировых финансовых рынках и сокращения
масштабов оттока капитала наблюдался
относительный баланс спроса и предложения
иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке, определивший отсутствие устойчивых
тенденций в динамике курса рубля. По итогам
2011 года официальный курс доллара США
к российскому рублю повысился на 5,6%, до
32,1961 рубля за доллар США, официальный
курс евро к российскому рублю — на 3,3%,
до 41,6714 рубля за евро (по состоянию на
31.12.2011). Если говорить о платежной системе
России, то в 2011 году развитие национальной
платежной системы отвечало растущим
потребностям экономики в стабильном
и эффективном функционировании всех
ее элементов. Концептуальное реформирование
законодательства в данной сфере с принятием
Федерального закона от 27.06.2011 № 161 ФЗ «О
национальной платежной системе» и Федерального
закона от 27.06.2011 № 162 ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального
закона «О национальной платежной системе»,
устанавливающих правовые и организационные
основы национальной платежной системы,
придало новый импульс процессу ее модернизации
на базе инновационных подходов и технологий.
При этом созданы необходимые правовые
условия для развития деятельности как
кредитных организаций, так и иных субъектов
национальной платежной системы, включая
банковских платежных агентов (субагентов),
платежных агентов, организации федеральной
почтовой связи, операторов платежных
систем,операторов услуг платежной инфраструктуры.
Банковская система в качестве институциональной
основы национальной платежной системы
в условиях роста спроса на платежные
услуги в полной мере обеспечивала потребности
хозяйствующих субъектов и населения
в проведении платежей. Количество учреждений
банковской системы, предоставляющих
платежные услуги, увеличилось за 2011 год
на 4,5% и на 1.01.2012 составило 44,8 тысячи. По
сравнению с 2010 годом количество и объем
проведенных платежей увеличились на
11,0 и 38,1% соответственно и составили 3,3
млрд. платежей и 1298,2 трлн. рублей. В среднем
ежедневно осуществлялось 13,2 млн. платежей
на сумму 5,2 трлн. рублей. Средний размер
платежа составил 397,1 тыс. рублей.
Платежный баланс представляет
собой систематизированную оценку экономических
операций между резидентами страны и нерезидентами,
связанных с получением и платежами денежных
средств. Согласно годовому отчету Банка
России, в 2011 году платежный баланс Российской
Федерации формировался под влиянием
благоприятной ценовой конъюнктуры мировых
товарных рынков, обусловившей высокие
значения основных параметров счета текущих
операций. Вместе с тем, рост сальдо внешнеторговых
операций не оказал стимулирующего воздействия
на настроения инвесторов. На фоне возросших
валютно-финансовых рисков в мировой экономике
дополнительные сбережения экономики
трансформировались преимущественно
в вывоз частного капитала за рубеж. Положительное
сальдо счета текущих операций за январь-июнь
2012 года составило 61631 млн. долл. США. Экспорт
товара увеличился по сравнению с предыдущим
годом и составил более 263 млн. долл. США.
Импорт услуг составил 45 429 млн. долл. США.
Услуги пассажирских перевозок, оказанные
иностранными авиакомпаниями, увеличились.
Расходы резидентов, связанные с поездками
заграницу, повысились и достигли 32,5 млрд.
долларов США. Импорт деловых, профессиональных
и технических услуг так же увеличился.
За счет операций, отражаемых в платежном
балансе, резервные активы возросли
на 12,6 млрд. долларов США. Приобретение
валюты на внутреннем рынке осуществлялось
Банком России в январе—августе 2011 года,
тогда как в сентябре—декабре на фоне
активизировавшегося вывоза частного
капитала операции Банка России были направлены
преимущественно на удовлетворение возросшего
спроса на иностранную валюту. С учетом
рыночной переоценки и прочих изменений
международные резервы в 2011 году выросли
на 19,3 млрд. долларов США и достигли 498,6
млрд. долларов США. Валютная составляющая
резервных активов на 1 января 2012 года
снизилась соответственно до 91,0%. В результате
возросшего участия Банка России в предоставлении
финансирования МВФ сумма требований
в СДР увеличилась на 2,1 млрд. долларов
США, а их удельный вес в структуре резервов
повысился до 2,6%. По состоянию на 1 января
2012 года объем международных резервов
оставался достаточным для финансирования
импорта товаров и услуг в течение 14 месяцев.
Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики
на 2012 год и период 2013 и 2014 годов информируют
общественность о целях, стоящих перед
Банком России в этой области макроэкономического
регулирования, инструментах и условиях
достижения целей. В соответствии со сценарными
условиями функционирования экономики
Российской Федерации и основными параметрами
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2012 год и плановый
период 2013 и 2014 годов Правительство Российской
Федерации и Банк России определили задачу
снизить инфляцию в 2013 году – до 4,5–5,5%,
в 2014 году – до 4–5%. Ожидается, что в рассматриваемый
период экономический рост будет обеспечиваться
за счет как внешних факторов, связанных
с благоприятной конъюнктурой мировых
рынков сырья и капитала, так и внутренних
факторов, включая увеличение кредитования
банками реального сектора российской
экономики. В соответствии с бюджетными
проектировками в предстоящий трехлетний
период ожидается формирование дефицита
федерального бюджета в 2012–2014 годах. Банк
России разработал три варианта денежной
программы, соответствующие основным
сценариям прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
2012–2014 годов и другим параметрам. С учетом
прогнозируемой в течение рассматриваемого
периода динамики показателей платежного
баланса ожидается, что в условиях первого
варианта формирование денежного предложения
будет происходить в основном за счет
увеличения чистых внутренних активов
(ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования
при сокращении объема чистых международных
резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов
– в большей степени за счет увеличения
ЧМР. Планируется, что в среднесрочной
перспективе финансирование дефицита
федерального бюджета будет осуществляться
преимущественно за счет расширения объема
внутренних заимствований и поступлений
от приватизации. При этом предполагается
увеличить остатки средств Резервного
фонда в 2012–2014 годах. В рамках второго
и третьего вариантов денежной программы
предполагается снижение чистого кредита
федеральному правительству, обусловленное
в основном накоплением средств на счетах
суверенных фондов, в первом варианте
– его рост. Указанные условия будут определять
влияние бюджетного канала на формирование
денежного предложения в 2012–2014 годах.
С учетом прогнозируемой динамики чистого
кредита расширенному правительству по
всем вариантам прогноза в указанный период
ожидается последовательный рост объемов
рефинансирования кредитных организаций
со стороны Банка России. Основные параметры
денежно-кредитной политики в предстоящий
трехлетний период будут определяться
развитием ситуации на внешних рынках,
соотношением между уровнем ставок на
внутреннем и внешнем рынках, степенью
жесткости бюджетной политики и ходом
реализации экономических реформ. Показатели
денежной программы не являются жестко
заданными и могут быть уточнены при изменении
экономической конъюнктуры и отклонении
фактических значений от исходных условий
формирования вариантов развития экономики.
Так же из документа можно отметить, что
в 2012–2014 годах Банк России будет осуществлять
деятельность по развитию и совершенствованию
национальной платежной системы, направленную
на обеспечение стабильного функционирования
финансовой системы страны. Будет разработана
Стратегия развития национальной платежной
системы, предусматривающая мероприятия
по обеспечению стабильности национальной
платежной системы, повышению ее эффективности
и конкурентоспособности, совершенствованию
платежной системы Банка России, развитию
инфраструктурного и межсистемного взаимодействия
субъектов национальной платежной системы,
а также повышению уровня доступности
и безопасности платежных услуг, в том
числе, с использованием инновационных
платежных инструментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валютные отношения представляют
собой совокупность экономических отношений,
которые обслуживаются валютой и возникают
в процессе межгосударственного обмена
результатами деятельности национальных
хозяйств. На практике они тесно переплетаются
с внутренними денежными отношениями
и являются их продолжением. Валютная система страны
отражает уровень развития экономики,
степень развития внешнеэкономических
отношений и должна способствовать выполнению
социальных задач общества, поэтому становление
высокоэффективной российской экономики
невозможно без развитого финансового
рынка, составной частью которого является
валютный рынок. Национальная валютная
система России образована с учетом структурных
принципов мировой валютной системы, так
как страна интегрируется в международные
финансовые механизмы, и вступила в 1992 г.
в МВФ. Последовательно существовали
и сменяли друг друга четыре мировые валютные. Проблемы
Ямайской валютной системы, рассмотренные
в работе, порождают объективную необходимость
ее дальнейшей реформы. В ответ на нестабильность
Ямайской валютной системы страны ЕС создали
собственную международную валютную систему
в целях стимулирования процесса экономической
интеграции. Что касается конвертируемости
рубля, то современное состояние российского
законодательства и развитость рынка конверсионных
операций позволяют констатировать, что
рублю присущи все формальные и фактические
признаки валюты, обладающей внутренней
и внешней конвертируемостью по текущим
операциям. Однако уровень развития российской
экономики, ее банковской системы и финансовых
рынков, свидетельствуют о том, что необходимые
условия для перехода к полной конвертируемости
рубля еще не созданы.
Список использованной литературы:
Буглай В.Б. Международные экономические
отношения - Москва: АиС,2010, 158с.
Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: методические указания по выполнению курсовой работы для бакалаврантов III курса очной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» профиля «Финансы и кредит» - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 40 с.