Валютные отношения и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:42, реферат

Краткое описание

Валютные отношения - денежные связи при осуществлении внешней торговли, оказании экономической и технической помощи, совершении сделок по покупке валюты и т.д. Участниками В.о. являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения В.о. служат международные договоры и внутригосударственные акты.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный  банк реконструкции и развития, а  также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития.

 

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством  предоставления долгосрочных займов и  кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван  с помощью аккумулированных бюджетных  средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика  которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда  хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала  ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе  банка находится президент, как  правило, представитель высших деловых  кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих  центральными банками, проводятся раз  в год совместно с МВФ. Членами  банка могут быть только члены  МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит  семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка  помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным  образом на американском рынке, и  средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты  обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран - членов банка, которые выдаются под  гарантию их правительств. МБРР предоставляет  также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует  обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами  лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли  инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение  и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого  совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

 

В дополнение к  МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

 

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

 

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

 

Многостороннее  агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

 

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название "Всемирного банка" и  является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

 

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. - Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. - Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. - Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования - отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Основная цель региональных банков развития - совершенствование  экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление  внешней зависимости.

Необходимо также сказать  и о региональных валютно-кредитных  организациях Европейского союза.

 

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

 

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЗС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. - Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991г., его капитал в  размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит  Комиссии европейских сообществ  и 12% - странам ЕС; 11,3% - другим европейским  странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе: США - 10% капитала, Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной  Европы - 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации - 6%.

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для  привлечения капиталов в отрасли  инфраструктуры стран Центральной  и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет  способствовать скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД.

      Международный  Валютный  Фонд  —   межправительственная   организация, предназначенная  для   регулирования   валютно-кредитных   отношений   между государствами–членами  и  оказания  им  финансовой   помощи   при   валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем  предоставления кратко–  и   среднесрочных   кредитов   в   иностранной   валюте.   Фонд   —специализированное учреждение ООН  —  практически  служит  институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о  МВФ, которое является его Уставом  и  вступило  в  силу  27  декабря  1945  года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

     В связи с эволюцией мировой валютной  системы Устав МВФ трижды пересматривался:

В 1969 году с введением системы СДР;

В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.

 

Структура управления.

 

      Управление  в  МВФ  осуществляется  согласно  Статьям  Соглашения.   В  структуру  управления  МВФ   входят  Совет  Управляющих,  Временный  Комитет, Комитет  Развития, Исполнительный Совет,  Управляющий, персонал.

      Совет Управляющих — высший руководящий орган МВФ,  в котором каждая страна-член представлена управляющим и  его  заместителем,  назначаемыми  на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных  банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии  один  раз  в  год,  но  может собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще.

      Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого  ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету  Управляющих об  управлении  и  функционировании   международной    валютной   (monetary) системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

      Комитет Развития так же,  как и Временный Комитет состоит из  24 управляющих МВФ, министров или  других  официальных  лиц  сравнимого  ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

      Исполнительный Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует  Исполнительному  Совету.  Исполнительный  Совет  ведает  широким кругом  вопросов  административного  и  операционного  характера,  а   также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

      Управляющий.  Избранный Исполнительным   Советом,   Управляющий   МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является  главой  персонала  организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за  повседневную деятельность  МВФ.  Управляющий  назначается  на  пять  лет  и  может   быть переизбран на последующий срок.

      Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного  в МВФ демонстрации  самых  высоких  стандартов  профессионализма   и   технической компетентности, и отражает интернациональность  организации.  Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

 

 Квоты,  определяющие финансовый доступ  и количество голосов стран-членов.

 

      Каждый  член МВФ имеет свою квоту  (долю),  выраженную  в  СДР,  которая равна  участию  страны-члена  в  МВФ.  Квота,  которая  была  придумана  для отражения  отношения  размеров  экономики  стран-членов,  является   базовым элементом  во  взаимоотношениях  финансового  и  организационного  характера стран-членов и  Фондом.  Она  определяет  количество  голосов,  имеющихся  у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных"  голосов,  которые  предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1  голос  за  каждые  1000,000  СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал  МВФ  и  возможность использования  ресурсов  Фонда.  Страна-участник  обязана  оплатить  25%  от величины  своей  подписки  в  СДР  или  в  валюте   других   стран-участниц, определяемой  МВФ,  согласно  уставу;  остаток  страна  оплачивает  в  своей

валюте.

      Развитие формул квот.

      Первоначально  квоты стран-членов МВФ  определялись,  но  не  напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными  этой  формулы  были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы  и  долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом  для  исчисления квот до 60-х годов.

      В 1963 г.  Бреттон-Вудской формула  была  пересмотрена,  а  также   были добавлены новые формулы.

      Взятые  вместе,  они  использовались  как  помощники   в   определении начальных квот  новых  членов  и  увеличении  квот  старых  участников.  Эти формулы  объединяют  экономические  показатели,  описанные  выше,  а   также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом  и импортом.

      В  начале  восьмидесятых  МВФ  упростил  процедуры  расчета   квот   и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

 

Вступление  в МВФ.

 

      Когда   страна  собирается  стать   участницей   МВФ   персонал   фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с  квотами  уже состоящих  в  Фонде  стран  с  похожими   экономическими   характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается  комитетом  "Участников"  (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в  Фонд  согласится с условиями договора членства,  Исполнительный  совет  (в  полном составе) готовит  резолюцию  для  Совета  управляющих.  По  завершении  всех формальных  шагов  представленная  страна  приглашается  в   Вашингтон   для подписания Статей Соглашения.

      На 1 августа  1997 года 181 страна являлась членом  Фонда с суммой  квот

порядка 145,3 млрд. СДР.

 

Кредитная деятельность МВФ.

 

   В Уставе Фонда  для идентификации его кредитной  деятельности  используются два понятия:

1)  сделка (transaction)  -  предоставление  валютных  средств странам из его ресурсов:

2) операция (operation) -  оказание  посреднических финансовых и технических услуг за счет  заемных  средств.  МВФ  осуществляет кредитные  операции  только  с  официальными  органами   -   казначействами, центральными банками,  стабилизационными  фондами.  Различаются  кредиты  на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной  перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, производит покупку (purchase)  или иначе заимствование  (drawing)  иностранной  валюты  либо  СДР  в  обмен  на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое  зачисляется  на счет МВФ в центральном банке данной страны.  При  разработке  механизма  МВФ предполагалось, что страны-члены  будут  предъявлять  равномерный  спрос  на валюты, а  поэтому  их  национальные  валюты,  поступающие  в  Фонд,  станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции  не  должны были являться  кредитными  в  строгом  смысле  слова.  На  практике  в  Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита  главным  образом  страны  с неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как правило,  предоставляет валютные кредиты государствам-членам  как  бы  «под  залог»  соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет  спроса,  они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют. Доступ  стран-членов  к  кредитным  ресурсам  МВФ  ограничен  определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они  состояли  в  следующем:

Информация о работе Валютные отношения и система