Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).
Начиная с 1979 г. в КНР происходит
коренное изменение политического
курса. С целью модернизации страны
руководство КПК отказалось от идей
обострения классовой борьбы и полного
огосударствления экономической жизни.
В сельском хозяйстве крестьянам
была предоставлена большая свобода;
им стали больше платить за обязательные
поставки государству, разрешили продавать
часть продукции на свободном
рынке. Сходные реформы были проведены
и в промышленности, где допустили
деятельность малых и средних
частных предприятий. Для развития
экономики были приняты меры по привлечению
иностранных инвестиций, в частности,
в 1979 г. издан Закон о совместных
предприятиях, образованы четыре свободные
экономические зоны. Начали восстанавливаться
режим законности и нормальная деятельность
судебно-правоохранительной системы.
Начиная с 1979 г. были заново или даже
впервые в истории КНР
Основными источниками права в КНР являются законы и другие нормативные правовые акты. Их иерархию образуют Конституция, законы, постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления и распоряжения Государственного совета, подзаконные акты других органов государственной власти и управления, в том числе местных.
На практике иерархия правовых
актов часто нарушается, что приводит
к всевластию инструкции и усмотрения
административных органов. Кроме того,
в КНР по-прежнему нет четкой границы
между правовым актом и политической
директивой. В законах встречаются
положения неправового
Совершенно обособленное
место в правовой системе КНР
занимает бывшая английская колония
Гонконг (Сянган). Согласно китайско-британским
договоренностям САР Сянган (бывший
Гонконг) предоставлена высокая
степень самоуправления. Ему дано
право иметь собственные
На острове Тайвань, номинально принадлежащем КНР, продолжает действовать политическая и правовая система, унаследованная от гоминьдановского Китая.
1.3Денежная система Китая
Уже несколько лет в мире оживленно обсуждается вопрос о поддерживаемом в Китае, заниженном курсе юаня. Официальные представители заявляют о том, что реформа национальной денежной единицы, несмотря на давление со стороны мировой общественности, будет проводится постепенно, поскольку китайским банкам и компаниям требуется некоторое время для того, чтобы приспособиться к условиям гибкого валютного курса. Некоторые эксперты утверждают, что ревальвация юаня не приведет к положительным сдвигам в экономике страны, российские специалисты говорят о том, что ревальвация юаня будет способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров на китайском рынке. Рассуждая об этом, можно задаться вопросом о том, а как же зарождалась национальная валюта столь мощного государства, валюта, влияние которой на мировой финансовый рынок столь велико.
Ученые сходятся во мнении,
что периодом возникновения системы
финансового администрирования
в Китае можно считать время
существования государства
Каждое из княжеств было по сути отдельным государством со своим правителем, армией, аппаратом власти, системой налогообложения. После подчинения княжества власти чжоуского вана бразды правления по решению нового правителя либо сохранялись за прежним чжухоу, либо передавались одному из чжоусцев, чаще всего родственнику вана. Такие «наместники» со временем фактически превратились в «обладателей высшей территориальной власти на местах», что естественно способствовало децентрализации. Именно этот факт много лет заставлял думать, что в условиях столь сильной феодальной раздробленности финансовой системы существовать не могло. Тем не менее, последние исследования позволяют говорить об обратном. Прежде всего, по причине существования сильной боеспособной армии, охраняющей все главные дороги государства и готовой в любой момент выступить в поход. Содержание такой армии требовало больших затрат, учет которых в свою очередь требовал наличия финансовой системы, не говоря уже о том, что она была абсолютно необходима для расчета доли, отдаваемой в качестве налога вану. Однако данный факт вовсе не говорит о наличии в тот период времени денег, поскольку их функцию вполне могло выполнять зерно.
В том же «Шицзине» вскользь
упоминается о рыночной торговле.
Говорить о наличии денег из-за
недостатка информации в источниках
крайне тяжело. Впрочем можно утвердительно
сказать, что наверняка немалую
роль играл бартерный обмен. Ряд
ученых полагает, что роль денег
могли выполнять кусочки
Другим предметом, используемым в качестве денег, служили раковины-каури . Примерно в 1200 г. до н.э. в Китае появляется иероглиф «деньги», под которым подразумевались каури. До сих пор неясно, почему раковина небольшого морского моллюска стала столь широко использоваться в качестве денежного средства, причем не только в Китае, но и в ряде других регионов Азии, что интересно, ее использование сохранялось в ряде отдаленных уголков планеты вплоть до 50-х годов ХХ века. Ряд исследователей склонен полагать, что причиной такого массового «увлечения» каури является ее отождествление с «женским началом» и «деторождением» − понятиями, столь значимыми для любой зарождающейся цивилизации. Вот как описываются каури в книге Быкова А.А. «Монеты Китая»: "При раскопках древнейших китайских поселений и погребений раковины каури находят в больших количествах, доходящих до сотен экземпляров. Неоднократно обнаруживали каменные или бронзовые (иногда позолоченные) подражания каури шестиугольной или овальной формы с плоским основанием, которые также принимались за деньги. На выпуклой стороне некоторых из них видны выделенные точки и иероглифы».
Со временем каури были
вытеснены медными монетами, но в
провинции Юньнань они
Десять двойных связок были необычайно дорогим подарком, зачастую посильным только правителю.
Чрезвычайно любопытен тот
факт, что несмотря на широкое использование
металлов в период Западной Чжоу, да
и позднее, в иероглифике элементы,
обозначающие эти металлы, крайне редко
встречаются в составе
Если вышесказанное еще может вызывать у ученых некоторые разногласия, то использование шелка в качестве «валюты» ни у кого не вызывает сомнений. Он выполнял эту функцию довольно долго даже после введение в использование медных монет. Шелк мерили кусками установленной длины и ширины. В древнем источнике «Цзо Чжуань» даже встречается такая фраза: «Богатство подобно кускам материи или шелка, выделанным по неукоснительным размерам, кои нельзя изменять». Шелк применяли и в качестве средства уплаты налогов, и в качестве подарков высокопоставленным лицам. Размер предназначаемого к уплате штрафа также часто измерялся в рулонах либо в «ле» (неизвестная нам единица длины) шелка.
К концу периода Западная
Чжоу на бронзовых сосудах встречаются
записи, свидетельствующие о наличии
в Китае необычайно сложной и
развитой системы налогообложения.
«Чжоу ли» описывает
Появление железа сказалось и на денежной системе Китая. В обиход вошли деньги-ножи и деньги-мотыги. Таким образом, железные орудия труда «подарили» свою форму монетам. Эти новые монеты отливались из бронзы. Производство этих монет продолжалось до первого века до нашей эры.
Любопытно, что первый пример гиперинфляции имел место в Китае. Вытесняя бронзовые, железные деньги сохраняли однако прежний номинал. Согласно историческим хроникам в период правления Путун (520-527 гг.) было решено полностью прекратить хождение медной монеты и отливать только железную монету. Ко времени правления Датун (535-545гг.) и позднее по всему Китаю «громоздились горы железных монет, цены на товары резко подскочили. Торговцы возили монеты, грузя их на телеги, и, не будучи в состоянии сосчитать их, вели счет лишь на связки монет». (Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье. М. 1980 г. с.116)
Китайская философия никогда
не была оторванной от жизни, она находила
свое воплощения во всем: в предметах
быта, поведении, иерархии. Не были исключением
и китайские монеты. Их внешний
вид отображал представления
китайцев о мироустройстве. Глубоко
символичны и форма, и выбранный
материал, и, конечно же, надписи. При
мировой популярности золота в качестве
металла для изготовления монет,
Китай никогда его не использовал,
применяя серебро, медь и бронзу. Единственным
металлом, стоимость которого всегда
оставалась неизменной независимо от
ситуации на рынке, была медь. Верность
меди китайцы сохраняли на протяжении
почти всей истории императорского
Китая: Китай не имел достаточного количества
серебра для выпуска монет. Однако
из письменных источников известно, что
и до ХIХ века предпринимались
попытки использования
Классическая форма китайских монет (круглая монета с квадратным отверстием по середине) появляется в эпоху Чжаньго (эпоха Борющихся царств) в княжестве Цинь и при объединении государства под властью империи Цинь становится общегосударственной валютой. Таким образом, начиная с III века до н.э., национальная валюта сохраняла свою форму неизменной вплоть до 1912 года. В первые годы отверстия в монете могли быть круглыми или квадратными. Но с того момента, как в форме стал отображаться философское мировоззрение, вариации стали невозможны. Так круг олицетворял собой круглое, по представлениям китайцев, небо, или мужское начало Ян, а квадратное отверстие – квадратную землю, женское начало Инь. Монеты нанизывались на шнурок; каждая связка могла содержать от 500 до 1000 монет. Вес каждой монеты составлял 3.5 г. Каждая монета содержала данные о своем весе и месте чеканки. На лицевой стороне были изображены четыре иероглифа. Два из них составляли так называемый девиз правления (у каждого китайского императора был свой девиз), два других – самоназвание монеты, например, «ходячая драгоценность», «тяжелая драгоценность» и т.д. Монеты с изображенными на них иероглифами использовались как сакральные предметы: амулеты, талисманы и пр.
В период правления династии Тан параметры и характеристики монеты окончательно утвердились. Монета «цянь» имела вес 3.0-5.4 г, толщину 24-26 мм и надпись из четырех иероглифов, верхний и нижний из которых обозначал «официальное имя китайского императора», а два других – «подтверждали законность обращения монеты». Монеты нанизывали на шнурок. Каждый шнурок – 100 монет, 10 шнурков – 1 дяо, или 1 гуань. Обычно число монет на шнурке не было круглым (95-98 штук), а потому в связке было 920-974 цянь.
В период правления цинской династии (1644-1912) на территории Китая не было единой монеты. Во многих провинциях, таких например, как Юньнань, Хунань, Цзянси и др., выпускались свои монеты. При изготовлении монет китайцы пользовались наиболее примитивной технологией – литьем. Машинная чеканка началась в Китае лишь в 1889 году.
Интересный факт: в XVIII - первой половине XIX в. в Китае высоко ценились испанские серебряные монеты Карла IV (1788 - 1808 гг.). Китайцы даже называли каролюсдоллар шанхайским долларом. Вес его составлял всего лишь 29 г, но в обращении он приравнивался к китайскому серебряному ляну весом 36 г. Только с середины XIX в. каролюсдоллар был вытеснен мексиканским песо - долларом.
А теперь вернемся немного назад. Первые попытки введения в обращение бумажных денег предпринимались уже в период правления династии Тан (618-907). Утвердившаяся в Китае еще в V веке практика работы кредитных институтов и культура бумажного производства, достигшая высокого уровня развития, подсказали форму новых денежных знаков – из бумаги. К этому времени в стране обнаружился дефицит меди, а потому бумажные деньги вполне гармонично решали эту проблему. Становление бумажно-денежного обращения произошло в период правления династии Сун (960-1279).