Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:04, доклад
Монетаризм – экономическая и финансовая школа, проповедующая теорию стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента, то есть сужают сферу распространения экономики до сферы финансов.
Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (р. 1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.
Взгляды монетаристов на государственные финансы
Монетаризм – экономическая и финансовая школа, проповедующая теорию стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента, то есть сужают сферу распространения экономики до сферы финансов.
Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (р. 1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.
Как отмечалось, кейнсианцы считают, что рыночная система внутренне нестабильна и требует необходимости государственного вмешательства. Монетаристы имеют другую исходную позицию. Они считают, что рынок сам по себе способен обеспечить стабильность и экономический рост.
Великая депрессия 1929–1933 гг. натолкнула Дж. Кейнса на вывод о том, что капитализм перестает быть саморегулируемой системой и нуждается в государственном вмешательстве. Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен в противоположность этому доказывал, что экономическая стабильность требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения.
По мнению М. Фридмена, Великая депрессия, так же как и другие периоды ужасной безработицы, были вызваны ошибками государственного регулирования экономики, а не противоречиями, внутренней нестабильностью частной экономики. В 1930–1931 гг. финансовая, и, в частности, Федеральная резервная система США действовала так неумело, что умеренная рецессию превратилась в экономическую катастрофу. Соответственно в современных условиях правительственные меры образуют главное препятствие для экономического роста в США. Тарифы и другие ограничения международной торговли, тяжелое налоговое бремя, меры по регулированию сферы финансов, фиксация цен и заработной платы искажают направления движения ресурсов, стимулируют их неправильное использование.
Итак, один выдающийся экономист считал, что проблему создает свободный рынок, другой – чрезмерное и ошибочное государственное вмешательство в экономику.
Вплоть до начала 70–х годов монетаризм как финансовая школа оставался в тени. Его научность и серьезность ставились под сомнение. Но в 70–80–е годы монетаризм превращается в модное направление экономической мысли. Одной из возможных предпосылок для этого можно назвать полное окончание послевоенного восстановления экономик и финансовых систем стран Европы, в связи с чем, не было необходимости жестко контролировать рынок.
Монетаризм выступает
против централизованного контроля
над экономической
Рынок значительно уменьшает количество вопросов, которые требуют политических решений, и тем самым минимизирует степень прямого участия правительства в регулировании экономики.
Главными направлениями
правительственной
Итак, монетаризм выходит
на передний край в 70–80-е годы как
отражение бюрократизации экономики,
ослабления рыночного механизма
и конкуренции. Пусть конкуренция
расчистит путь для дальнейшего
развития, пусть исчезнут слабые, не
способные выдержать
Однако господство монетаризма в 70–80-е годы не было полным. В теории и практике наблюдался синтез кейнсианства и монетаризма. В 90-е годы наметился возврат к кейнсианству.
В России с монетаристской теорией связывают имя Егора Гайдара. Украина осуществляла попытки внедрения монетаристской концепции экономики и финансов в середине 1990-х годов по рекомендациям Международного валютного фонда. По ряду объективных причин, а именно: отсутствие рыночного экономического мышления, рыночных институтов, слабое законодательное регулирование, кризисные явления в экономике и разрыва экономических связей между странами-соседями, в Украине этот подход потерпел фиаско. В тоже время, в ряде других постсоциалистических стран, как, например, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия, на этом пути в той или иной степени был достигнут успех.
Монетаристы утверждают, что величина номинального ВНП зависит от предложения денег. Увеличивая его, государство способствует росту ВНП. Но в левой части уравнения обмена есть еще один показатель – скорость обращения денег V. Понятно, что предложение денег М может влиять на ВНП предсказуемо только при условии, что V остается стабильной. В противном случае возникает высокая степень неопределенности.
Монетаристы предполагают, что V стабильна. Это не значит, что скорость обращения денег не меняется. Изменение происходит, но постепенно и предсказуемо.
Критика фискальной политики сторонниками монетаризма такова: по мнению монетаристов, государственный бюджет не может быть использован для стабилизации экономики, так как самым нестабильным компонентом национального дохода в любой период истории являются государственные расходы.
Монетаристы критикуют широко распространенное убеждение, что увеличение бюджетных расходов стимулирует развитие экономики, а уменьшение их ведет к рецессии. Кейнсианцы, по их мнению, игнорируют другие аспекты изменений. Если принять их во внимание, конечный результат представляется сомнительным. Существует большая вероятность, что никаких изменений в доходах не произойдет вовсе, поскольку частные инвестиции упадут ровно настолько, насколько возросли бюджетные расходы. Цены могут повышаться так, что реальный доход увеличится в меньшей степени или вовсе останется неизменным.
Монетаристы считают ядром своей концепции свободный рынок. Но так ли он свободен? Существуют различные структуры рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и т. д. Все структуры, кроме первой, предполагают контроль фирмы над ценами. Марксисты и кейнсианцы из этого делают вывод об утрате в известных пределах способности рыночной экономики к саморегулированию.
Нарушение функций рынка монополистическими и олигополистическими структурами вызывает необходимость государственного вмешательства. Монетаристы обходят это затруднение, доказывая, что степень монополизации рынка в экономической литературе преувеличивается.
По мнению М. Фридмена, существует несколько направлений, по которым дается завышенная оценка роли монополий.
1) смешение абсолютного
и относительного размеров. Предприятие
становится более крупным
2) монополия привлекает больше внимания со стороны средств массовой информации, чем конкуренция;
3) есть тенденция переоценивать роль крупного производства по сравнению с малым;
4) переоценивается роль
обрабатывающей промышленности. Данные
о ее монополизации
Монетаристы в отличие от кейнсианцев негативно относятся невмешательству государственных органов в экономические процессы. Поскольку государственные органы делают ошибки, не надо заниматься регулированием экономики. Монетаристы исповедуют своеобразный агностицизм и неверие в способность людей воздействовать на экономику. Но предложенное ими основное монетарное правило не гарантирует достижение позитивных результатов. Оно должно (согласно монетаристской теории) применяться безотносительно к складывающейся экономической ситуации. В этом случае ответственность за ошибки возлагается на безличное правило, а не на конкретных людей.
Информация о работе Взгляды монетаристов на государственные финансы