Взгляды монетаристов на государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:04, доклад

Краткое описание

Монетаризм – экономическая и финансовая школа, проповедующая теорию стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента, то есть сужают сферу распространения экономики до сферы финансов.
Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (р. 1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 19.58 Кб (Скачать файл)

Взгляды монетаристов на государственные финансы

        Монетаризм – экономическая и финансовая школа, проповедующая теорию стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента, то есть сужают сферу распространения экономики до сферы финансов.

Американский ученый-экономист  Милтон Фридмен (р. 1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

Как отмечалось, кейнсианцы считают, что рыночная система внутренне нестабильна и требует необходимости государственного вмешательства. Монетаристы имеют другую исходную позицию. Они считают, что рынок сам по себе способен обеспечить стабильность и экономический рост.

Великая депрессия 1929–1933 гг. натолкнула Дж. Кейнса на вывод о том, что капитализм перестает быть саморегулируемой системой и нуждается в государственном вмешательстве. Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен в противоположность этому доказывал, что экономическая стабильность требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения.

По мнению М. Фридмена, Великая депрессия, так же как и другие периоды ужасной безработицы, были вызваны ошибками государственного регулирования экономики, а не противоречиями, внутренней нестабильностью частной экономики. В 1930–1931 гг. финансовая, и, в частности, Федеральная резервная система США действовала так неумело, что умеренная рецессию превратилась в экономическую катастрофу. Соответственно в современных условиях правительственные меры образуют главное препятствие для экономического роста в США. Тарифы и другие ограничения международной торговли, тяжелое налоговое бремя, меры по регулированию сферы финансов, фиксация цен и заработной платы искажают направления движения ресурсов, стимулируют их неправильное использование.

Итак, один выдающийся экономист  считал, что проблему создает свободный  рынок, другой – чрезмерное и ошибочное  государственное вмешательство  в экономику.

Вплоть до начала 70–х годов  монетаризм как финансовая школа  оставался в тени. Его научность  и серьезность ставились под  сомнение. Но в 70–80–е годы монетаризм превращается в модное направление  экономической мысли. Одной из возможных  предпосылок для этого можно  назвать полное окончание послевоенного  восстановления экономик и финансовых систем стран Европы, в связи с  чем, не было необходимости жестко контролировать рынок.

Монетаризм выступает  против централизованного контроля над экономической деятельностью. Тем не менее существование свободного рынка не устраняет необходимость во вмешательстве государства. Последнее выступает посредником между субъектами рыночных отношений, принимает законы и следит за их соблюдением.

Рынок значительно уменьшает  количество вопросов, которые требуют  политических решений, и тем самым  минимизирует степень прямого участия  правительства в регулировании  экономики.

Главными направлениями  правительственной деятельности, которые  способствуют стабильности экономики, является денежная и фискальная политика, то есть, в первую очередь, отлаживаются финансовые механизмы и финансовая система.

Итак, монетаризм выходит  на передний край в 70–80-е годы как  отражение бюрократизации экономики, ослабления рыночного механизма  и конкуренции. Пусть конкуренция  расчистит путь для дальнейшего  развития, пусть исчезнут слабые, не способные выдержать конкуренцию  фирмы. Монетаризм предложил шоковую  терапию для западных стран. Последняя в известных пределах оздоровила экономику.

Однако господство монетаризма  в 70–80-е годы не было полным. В теории и практике наблюдался синтез кейнсианства и монетаризма. В 90-е годы наметился  возврат к кейнсианству.

В России с монетаристской теорией связывают имя Егора  Гайдара. Украина осуществляла попытки  внедрения монетаристской концепции  экономики и финансов в середине 1990-х годов по рекомендациям Международного валютного фонда. По ряду объективных  причин, а именно: отсутствие рыночного  экономического мышления, рыночных институтов, слабое законодательное регулирование, кризисные явления в экономике  и разрыва экономических связей между странами-соседями, в Украине  этот подход потерпел фиаско. В тоже время, в ряде других постсоциалистических стран, как, например, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия, на этом пути в  той или иной степени был достигнут успех.

Монетаристы утверждают, что величина номинального ВНП зависит от предложения денег. Увеличивая его, государство способствует росту ВНП. Но в левой части уравнения обмена есть еще один показатель – скорость обращения денег V. Понятно, что предложение денег М может влиять на ВНП предсказуемо только при условии, что V остается стабильной. В противном случае возникает высокая степень неопределенности.

Монетаристы предполагают, что V стабильна. Это не значит, что скорость обращения денег не меняется. Изменение происходит, но постепенно и предсказуемо.

Критика фискальной политики сторонниками монетаризма такова: по мнению монетаристов, государственный бюджет не может быть использован для стабилизации экономики, так как самым нестабильным компонентом национального дохода в любой период истории являются государственные расходы.

Монетаристы критикуют широко распространенное убеждение, что увеличение бюджетных расходов стимулирует развитие экономики, а уменьшение их ведет к рецессии. Кейнсианцы, по их мнению, игнорируют другие аспекты изменений. Если принять их во внимание, конечный результат представляется сомнительным. Существует большая вероятность, что никаких изменений в доходах не произойдет вовсе, поскольку частные инвестиции упадут ровно настолько, насколько возросли бюджетные расходы. Цены могут повышаться так, что реальный доход увеличится в меньшей степени или вовсе останется неизменным.

Монетаристы считают ядром своей концепции свободный рынок. Но так ли он свободен? Существуют различные структуры рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и т. д. Все структуры, кроме первой, предполагают контроль фирмы над ценами. Марксисты и кейнсианцы из этого делают вывод об утрате в известных пределах способности рыночной экономики к саморегулированию.

Нарушение функций рынка  монополистическими и олигополистическими  структурами вызывает необходимость  государственного вмешательства. Монетаристы обходят это затруднение, доказывая, что степень монополизации рынка в экономической литературе преувеличивается.

По мнению М. Фридмена, существует несколько направлений, по которым дается завышенная оценка роли монополий.

1) смешение абсолютного  и относительного размеров. Предприятие  становится более крупным абсолютно.  Предполагается, что и доля его  на рынке растет. В действительности  объем рынка может возрастать  еще быстрее; 

2) монополия привлекает  больше внимания со стороны  средств массовой информации, чем  конкуренция; 

3) есть тенденция переоценивать  роль крупного производства по  сравнению с малым; 

4) переоценивается роль  обрабатывающей промышленности. Данные  о ее монополизации распространяются  на всю экономику. Между тем  на обрабатывающую промышленность  приходится только 1/4 производства  и занятости. 

Монетаристы в отличие от кейнсианцев негативно относятся невмешательству государственных органов в экономические процессы. Поскольку государственные органы делают ошибки, не надо заниматься регулированием экономики. Монетаристы исповедуют своеобразный агностицизм и неверие в способность людей воздействовать на экономику. Но предложенное ими основное монетарное правило не гарантирует достижение позитивных результатов. Оно должно (согласно монетаристской теории) применяться безотносительно к складывающейся экономической ситуации. В этом случае ответственность за ошибки возлагается на безличное правило, а не на конкретных людей.


Информация о работе Взгляды монетаристов на государственные финансы