Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:06, реферат
Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. По таким ценам осуществляется реализация продукции оптовые покупателям. Особенностью переходной экономики является увеличение числа юридических и физических лиц, занимающихся посреднической деятельностью, доводящих товар до потребителей.
I Виды цен, их классификация
В зависимости от экономических особенностей выпускаемой продукции, участников процесса производства и обращения выделяют следующие виды цен:
Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. По таким ценам осуществляется реализация продукции оптовые покупателям. Особенностью переходной экономики является увеличение числа юридических и физических лиц, занимающихся посреднической деятельностью, доводящих товар до потребителей.
В строительстве действующие
цены выступают в виде «сметной стоимости
строительно-монтажных работ и
готовых объектов» и «
Розничным называются цены, по которым приобретаются товары в сфере розничной торговли. Розничные цены устанавливаются на товары, поступающие в личное потребление.
Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
Государственный прейскурант в рыночной экономике выполняет информационную функцию, за исключением цен на товары, которые регулируются государством.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные. Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.
Регулирование цен осуществляется
на основе экономических методов. Экономическое
регулирование цен
Реформа ценообразования
в государствах с переходной экономикой
начинается с либерализации цен.
Число свободных цен резко
увеличивается. Предельные цены устанавливаются
на продукцию предприятий-
В процессе проектирования новых видов изделий, услуг используются лимитные (предельно допустимые), проектные и ориентировочные цены.
В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с фактическими используются сопоставимые цены, средние цены, индексы цен.
Индекс цен- показатель динамики цен по сравниваемому кругу элементов (товаров и услуг) за определенный период.
Индекс потребительских
цен (ИПЦ) характеризует изменение
во времени общего уровня цен на
товары и услуги, приобретаемые населением
для непроизводственного
В зависимости от территории действия выделяют цены единые по стране, региональные цены (поясные, зональные, местные).
Становление различий в ценах на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Мировые цены представляют собой реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, или цены, признанные на определенный период субъектами, играющими ведущую роль в международной торговле, или среднее значение цен на аналогичные товары, установленные в разных странах и регионах.
Все перечисленные виды цен образуют систему взаимосвязанных элементов. В основе этой взаимосвязи лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматическое изменение во всех других.
При рыночной экономике взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:
Таким образом,
многообразие действующих в
II Уровень, структура и динамика цен
Систему цен характеризуют следующие параметры:
Уровень цен- это абсолютное количественное выражение цены в деньгах. Структура цен представляет собой определенные соотношения элементов цены в процентах или долях. Динамика цен- это изменение уровня цены во времени
Все действующие цены различаются между собой по структуре элементов и доле этих элементов в общей величине цены. Простейшее механическое структурное деление цены- по входящим в состав готового изделия элементам. Так, цена автомобиля состоит из цен двигателя кузова, переднего и заднего мостов и т.д. При ценообразовании цена готового изделия не равняется сумме цен входящих в него составных частей. Это объясняется влиянием рыночных факторов (предложение и спрос не только готовые товары, но и на запасные части) и нерыночных (производственных, политических, экологических, социальных) факторов.
- В общем виде цена
товара состоит из трех
- издержки (себестоимость) производства и обращения;
- налоги, сборы, отчисления;
- прибыль.
Рынок определяет уровень цены, а следовательно и размер прибыли и налогов. Основным по значимости элементов цены товара является его себестоимость. Себестоимость есть выражение в денежной форме затрат на производство и реализацию продукции.
В составе цены включаются налоги: социальные, на добавленную стоимость, акциз, не имеющий значения как самостоятельный элемент цены, налог на прибыль.
Социальные налоги- это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования. Социальные налоги имеют целевое значение, поэтому их называют специальными налогами. По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество физических и юридических лиц, налог на прибыль, налог на доходы банков, земельный налог и т.д.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.
Свободно-розничные цены формируются по схеме в зависимости от конъюнктуры рынка, потребительских свойств товара, места производства и реализации продукции, размера косвенных налогов (или дотаций), допустимых оптовых и торговых надбавок.
III Факторы, определяющие уровень цен
Цены играют активную роль как микро-, так и макро- уровень экономики. На макро уровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. На микро уровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятий.
В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов- внешних и внутренних (табл. 1)
Внутренние |
Внешние |
Особые свойства товара Способ производства Ориентация на рыночные сегменты Жизненный цикл товара Организация сервиса Авторитет фирмы Реклама |
Политическая ситуация Обеспеченность основными ресурсами Рыночная среда Участники каналов товародвижения Государственное регулирование цен Совершенство налогового законодательства Внешняя экономическая политика |
Внешние факторы т.е. факторы макроэкономического уровня, не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами. Политическая стабильность создает все условия работы на перспективу, не вызывая стремления к получению сиюминутного успеха, за счет взвинчивания цен. Отсутствие ресурсов приведет к зависимости от импорта сырья.
Важную роль в установлении цены играет каждый участник движения товара, они стремятся увеличить объем реализации и прибыли, установить больший контроль за ценами. Чтобы обеспечить взаимную выгоду участников, нужно учитывать четыре фактора:
- доли прибыли;
- ценовые гарантии;
- особые соглашения;
- воздействие повышения цены.
Оптовой и розничной торговле
требуется определенная доля прибыли,
чтобы покрыть свои издержки, а
также получить разумный доход. В
некоторых случаях они
Свобода предприятий в
установлении цен ограничивается не
только потребительским спросом, рыночной
ценой, но и государственным
Второй способ фиксации цен- это «замораживание» на определенное время рыночных цен. У государства появляется возможность зафиксировать цены монополиста на рынке. Для этого применяются следующие способы:
При рыночных отношениях роль государства сводится только к установлению «правил игры». Для этого государство проводит жизнь меры, которые ограждают участников рынка от недобросовестной конкуренции:
Такие запреты существуют в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
К экономическому (косвенному) регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономического равновесия и, таким образов, влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по формированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования:
Таким образом, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразование: подобное влияние осуществляется через финансовую, бюджетную, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную политику.
Внутренние факторы, т.е.
факторы микроэкономического