Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка.

Содержание

Сущность внебюджетных фондов. Источники их формирования. 3-6
Классификация внебюджетных фондов. 7-11
Взаимоотношения внебюджетных фондов
с другими звеньями финансов. 12-13
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Сущность внебюджетных фондов. Источники их формирования.    3-6
  2. Классификация внебюджетных фондов.                                            7-11
  3. Взаимоотношения внебюджетных фондов

 с другими звеньями  финансов.                                                             12-13

Заключение                                                                                              14

Список литературы                                                                                 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность внебюджетных фондов. Источники их формирования.

 

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются  в порядке, установленном Бюджетным  кодексом России, а также иными  законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации  на соответствующий год. История возникновения внебюджетных  государственных  фондов  связана  с развитием специальных  видов  правительственной  деятельности,  для  которой была  нежелательна  огласка.  Как  правило,  это  были  операции  временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными  доходами.  При этом специальные фонды или  счета  появились гораздо раньше  возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных   фондов и счетов не  были  постоянными,  тогда  одни счета открывались,  а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и  объема таких  фондов,  вызванная  новыми  задачами  и  функциями,  стоящими   перед государством, особенно в результате появления,  а затем и расширения  его предпринимательской   деятельности.   Множественность    фондов    создавала

определенные финансовые неудобства – в  одних  фондах  нехватка  средств,  в

других избыток, и  требовала  дополнительных  расходов  на  управление  ими.

Поскольку такие счета  и фонды не должны были  утверждаться  парламентом,  то

правительство могло использовать проходившие через них  средства  совершенно

бесконтрольно.

    Создание  специальных   фондов   позволяло   привлекать   дополнительные

средства для расширения сферы деятельности правительства  в  области  всегда

актуальных   военных   расходов,   научных    исследований,    регулирования

экономического   развития   страны,   внешнеэкономической   деятельности   и

социальных  выплат  населению.  Правительство  имело  возможность  за   счет

временно  свободных  средств,   аккумулированных   в   специальных   фондах,

покрывать  кассовые  разрывы  и   дефицит   бюджета,   а   также   покрывать

непредвиденные  расходы.  Расширение  деятельности  государства  привело   к

созданию значительного  количества специальных фондов, названия которых,  как

правило, объясняли  и  цель  расходования   средств.  Такая  множественность

фондов   усложняла   деятельность   государства,   поэтому   с   укреплением

централизованного  государства  начинается  период  унификации   специальных

фондов. На основе объединения  различных фондов  был  создан  государственный

бюджет,  который  после   рассмотрения   и   утверждения   его   парламентом

превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие  внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и  существовали  наряду  с государственным бюджетом. Специальные счета создавались  для  строительства, правительственной  предпринимательской  деятельности,  управления   денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

 В России в отличие   от  зарубежных  государств,  исторически   сложилась

совершенно   иная   система    осуществления    государственных    расходов.

Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный.  Обыкновенный бюджет формировался из  традиционных,  относительно  постоянных  расходов  и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением  основных функций  государства.  Чрезвычайный  бюджет  фактически   выполнял   функции специальных фондов, он  не  утверждался,  не  публиковался  и  содержался  в тайне. За счет  его  средств  погашался  государственный  долг,  покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме  того,  за  счет средств чрезвычайного бюджета  покрывался  дефицит  обыкновенного,  так  как бюджетная    система    СССР    предусматривала     существование     одного государственного бюджета. Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться   в   Российской

Федерации в период перехода  страны  на  новые  экономические  отношения  на

основе Закона РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и бюджетного  процесса в  РСФСР»  от  10  октября  1991  года.  Главная  причина  их   создания необходимость  выделения  чрезвычайно  важных  для   общества   расходов   и

обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую  роль заняли социальные внебюджетные фонды.

    При  создании   социальных   внебюджетных   фондов   ставилась   задача «разгрузить» бюджет от существенной  доли  социальных  расходов,  которые в рамках  бюджета  финансировались  с  большими  трудностями.  Одновременно  с

социальными  были  созданы  и  другие  внебюджетные  фонды.    Впоследствии,

исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого  ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации  их  в  бюджет,  при этом сохранив определенную  автономность  таких  фондов.  Они  включаются  в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в  целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили  статус  внебюджетных  и  были  официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

Внебюджетные  фонды  -  форма  использования   финансовых   ресурсов, привлекаемых  государством  для  финансирования   не  включаемых  в   бюджет некоторых общественных  потребностей  и  комплексно  расходуемых  на  основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми  назначениями фондов. Решение об образовании  внебюджетных  фондов  принимает   Федеральное Собрание РФ, а  также  государственные   представительные  органы  субъектов Федерации   и  местного  самоуправления.  Внебюджетные  фонды  находятся   в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как  правило, строго целевое назначение. Начиная с 1992 года в РФ, создано  и  действует   большое  количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления  внебюджетные  фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по  целевому назначению  –  на  экономические  и  социальные.  Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это  выделение из бюджета и финансирование  определенных  расходов,  имеющих  особо  важное значение,  другой  -  формирование  внебюджетного   фонда   с   собственными источниками доходов для использования в определенных целях. Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником  внебюджетных  фондов  является  национальный доход. Преобладающая часть фондов  создается  в  процессе  перераспределения национального дохода. Основные методы  мобилизации  национального  дохода  в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные  налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной  властью.

Значительное количество фондов формируется за счет  средств  центрального  и региональных  (местных)  бюджетов.  Средства  бюджетов  поступают  в   форме безвозмездных субсидий или  определенных  отчислений  от  налоговых  доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и  заемные  средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.  Кроме  того,  к  доходам внебюджетных   фондов   относятся   отчисления   от   прибыли   предприятий, учреждений,   организаций   и   прибыль   от   коммерческой    деятельности, осуществляемой  фондом  как  юридическим  лицом  (имеющиеся  у  внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения  ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов).

 

 

 

 

 

 

 

      1. Классификация внебюджетных фондов.

 

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов  государственной власти или муниципальных  образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач. В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования. По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды: Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Ранее действовавший Государственный  фонд занятости населения РФ ликвидирован с 1 января 2001 г.

Пенсионные фонды имеют  доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета. Основной источник формирования доходов ПФ —  страховые платежи. При расчете  облагаемой взносами в пенсионный фонд доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат. Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Общеэкономические внебюджетные фонды: Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб. Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств. Платежи во внебюджетные фонды носят обязательный характер. Практика широкого использования общеэкономических внебюджетных фондов себя не оправдала. Формирование их доходов и осуществление расходов не могло в полной мере контролироваться налоговыми органами. Поэтому в 1999 г. федеральные общеэкономические внебюджетные фонды были включены в бюджет, т. е. преобразованы в целевые бюджетные фонды. К числу включенных в федеральный бюджет относились: Федеральный дорожный фонд РФ; Федеральный экологический фонд РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд развития таможенной системы РФ; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. Субъектам Федерации органами федеральной власти было рекомендовано включить региональные внебюджетные фонды в состав бюджетов соответствующих уровней, т. е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды.

Статьей 17 Бюджетного кодекса  РФ целевой бюджетный фонд определен  как фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов и используемый по отдельной  смете. Средства целевого бюджетного фонда  не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда. В статье 54 Бюджетного кодекса РФ указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета. В качестве примера целевого бюджетного фонда можно привести Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Он существовал в 1999-2000 г. Распорядителем средств данного фонда являлось Министерство природных ресурсов РФ. Оно определяло перечень расходов фонда.

В 2001 г. в соответствии с  законом о федеральном бюджете  были упразднены следующие целевые  бюджетные фонды:

Информация о работе Внебюджетные фонды