Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить экономическое содержание и значение внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности;
- провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
1. Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе…………………………………..5-8
2. Сущность, функции и задачи внебюджетных фондов……………..9-12
3. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации…………………………………………………………….13-18
4. Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов………………………….19-25
5. Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации…………………………………………………………….26-33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………..35-36
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по государствен. и муниципальные финнансы.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, за счет его средств предоставляются:

  • специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России;
  • высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
  • медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством;
  • дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
  • дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и др. [2].

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством [2].

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для  внесения в установленном порядке  в Правительство Российской Федерации.

Таким образом, область  перераспределения внебюджетных средств  ограничена целевым назначением  фонда. Такая ограниченность в распределительной  функции этого сегмента государственных  финансов в отдельных случаях  имеет ряд преимуществ перед  бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

4.Анализ структуры  и динамики доходов и расходов  средств государственных внебюджетных фондов.

В ходе написания работы был проведен структурный анализ формирования и функционирования государственных социальных внебюджетных фондов. Одним из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Поступление и расходование средств внебюджетных фондов представлены в ПРИЛОЖЕНИЯ 3. [16]

Бюджет ПФР за 2012 год исполнен по доходам в сумме 5,89 трлн рублей (9,6% к ВВП Российской Федерации), что на 0,63 трлн рублей больше, чем в 2011 году.

По расходам бюджет ПФР исполнен в сумме 5,45 трлн рублей (8,9% к ВВП Российской Федерации), что на 0,53 трлн рублей больше, чем в 2011 году.

Общий профицит бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  за 2012 год составляет 439,1 млрд рублей. В том числе в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части трудовых пенсий, – 218,4 млрд рублей.

 

          Диагр. 2 – Исполнение Бюджета в 2010-2012 годах (трлн. руб.)[15]

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2012 год поступили в общей  сумме 3,0 трлн рублей, что превышает аналогичные показатели 2011 года на 0,2 трлн рублей. При этом тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был снижен в 2012 году с 26% до 22%.

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета  ПФР за 2012 год составили 476,9 млрд рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд рублей, что на 63,7 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений граждан за 2012 год увеличился на 220,8 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2013 года превысил 1,6 трлн рублей (без учета средств пенсионных накоплений, формирующихся в НПФ). [9]

В рамках Программы  государственного софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации поступили  дополнительные страховые взносы граждан  и работодателей на общую сумму 6,2 млрд рублей. В сравнении с 2011 годом эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей.

Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили  средства в сумме 2,8 трлн рублей (в 2011 году поступило на 0,4 трлн рублей больше),[15] в том числе:

- на предоставление материнского капитала – 207,7 млрд рублей, что на 33,4 млрд рублей больше, чем в 2011 году;

-на компенсацию  выпадающих доходов бюджета ПФР  в связи с установлением пониженных  тарифов страховых взносов для  отдельных категорий плательщиков  и снижением основного тарифа на ОПС с 26% до 22% – 304,4 млрд рублей, что на 234,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году;

-на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты к пенсии – 33,4 млрд рублей (в 2011 году – 34,5 млрд рублей);

-на софинансирование формирования пенсионных накоплений участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 3,9 млрд рублей (в 2011 году – 3,4 млрд рублей, в 2010 году – 2,5 млрд рублей);

-на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 1,0 трлн рублей (в 2011 году – 0,9 трлн рублей);

-на осуществление единовременной выплаты некоторым категориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд рублей.

 

           Диагр. 3 - Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РФ в 2010-2012 годах ( %).[15]

Значительный рост поступления  страховых взносов во внебюджетные фонды в 2012 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20% до 22% и на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 1,1% до 5,1%, увеличением значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые взносы, с 463 000 рублей в до 512 000 рублей год, а также системной работой со страхователями.

На выплату  пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем  в 2011 году.

На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2012 году направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 млрд рублей. [9]

На ежемесячные  денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы по накопительной  составляющей бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2012 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2011 году. [14]

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2012 году стало осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2012 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату – 1,6 млн рублей.

Доходы ФСС от поступления страховых взносов в 2011 году по сравнению с ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством.

Коэффициент сбора страховых  взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 году превысил 98%.[17]

Доходы ФСС в 2011 году составили 463 776,7 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.

По итогам 2011 года уровень сбора указанных страховых взносов составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн. руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2010 годом на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%).[17]

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году возросли на 22,4% относительно расходов 2010 года и составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в общих расходах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оплачено 392,6 млн.дней.

В 2011 году расходы работодателей на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.

В 2011 году среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или на 24,8% выше показателя 2010 года (372,45 руб.).

Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера  пособия показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней заработной платы, из которой исчисляется размер пособия, и менее 1/3 — на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2009 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.

С 1 января 2010 года размер пособий определялся из заработка, на который начисляются страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете на месяц. Можно утверждать, что модернизация страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обошлась бюджету Фонда социального страхования в 6-7% дополнительных расходов. Социальный же эффект существенный: у значительной части работников с заработком выше среднего размера сняты имевшиеся экономические барьеры для обращения к врачу за получением своевременной медицинской помощи, имея ввиду ранее существовавшее снижение дохода при нахождении на «больничном» листе.

На выплату пособий по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2009 г.).[16] Среднедневной размер пособия возрос на 65,8 рублей (или на 16,6%) и составил 463,0 рубля. На выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, израсходовано 79,1 млрд. руб., что на 30,2% больше, чем в 2009 году.

Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 42,7 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем в 2009 году.

              Диагр. 4 - Динамика расходов ФСС РФ в период с 2005-2011 гг. (млрд. руб.) [17]

Через территориальные органы социальной защиты субъектов Российской Федерации  выплачено пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем в 2009 г. Средний размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3,6 тыс. рублей. Законодательные изменения привели к существенному улучшению положения застрахованных граждан.

В 2011 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. [16]

В структуре поступлений  средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.

В бюджет ФФОМС в I полугодии 2011 года поступило 151,9 млрд. руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 года.[18]

Таким образом, анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов показал динамичное увеличение объема бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС, а замена единого социального  налога на отчисление страховых взносов  во внебюджетные фонды позволила  сделать учет и контроль поступления денежных средств более оперативным.

 

 

 

 

 

 

5. Перспективы  развития внебюджетных фондов  в Российской Федерации 

Проблемы развития внебюджетных фондов в России

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации