Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Содержание

Ведение 3
I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 5
II Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 16
III Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 33
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

 


 

Факультет Финансы – кредит

Направление бакалавриат « Экономика»

 

 

 

Курсовая работа

Вариант № 21

 

 

По  дисциплине: «Финансы»

ТЕМА:  Внебюджетные фонды в Российской Федерации

 

 

 

Студентка

 

Группа 4 БП-2

 

Преподаватель К.э.н. 

Зацепина Надежда Павловна

 

Номер личного дела 10ФФД20020

 

Климова В.Е.

 

 

Барнаул 2013 

 

Оглавление

Ведение 3

I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 5

II Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 16

III Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 33

Заключение 41

Список используемой литературы 44

 

 

 

Ведение

Переход к рыночной экономике  сопровождался формированием принципиально  новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывать и осуществлять соответствующую  политику для поддержания правопорядка и соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировой арене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и  защиту, экологию, демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей  государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание  своих требований с пожеланиями  граждан, что на практике получается не всегда.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

Данная цель предусматривает  постановку и решение следующих  задач:

Специфические особенности  Внебюджетных фондов в РФ;

Классификация внебюджетных фондов;

Рассмотреть динамику и структуру  доходов и расходов Внебюджетных фондов в РФ;

Выявит проблему развития Внебюджетных фондов;

Перспективы развития внебюджетных фондов в РФ.

Предметом исследования является - внебюджетные фонды в Российской Федерации, а объектом исследования является финансовая система Российской Федерации.

В данной работе мы рассмотрим: роль и особенности внебюджетных фондов, их классификацию, проанализируем динамику и структуру социальных фондов и перспективы развития внебюджетных фондов в РФ.

Информационной базой  исследования послужили федеральные  законы о бюджете Пенсионного фонда за 2006-2013 гг., фонда социального страхования за 2006-2013 гг., фонда обязательного медицинского страхования за 2006-2013 гг., а также публикации статистических органов РФ.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Ее содержание изложено на 43 страницах машинописного текста.

 

 

 

I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства — это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов России и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    1. Понятие и состав внебюджетных фондов

Исторически внебюджетные фонды  появились раньше единого централизованного  денежного фонда государства - бюджета. Сначала средства для покрытия государственных затрат сосредотачивались в особых фондах и на особых счетах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер - с выполнением государством намеченных мероприятий финансирование их прекращалось, и фонды заканчивали свое существование. Поэтому количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие - умирали. Но в целом наблюдалась тенденция к увеличению числа и объемов фондов. Это создавало определенные неудобства (недостатки фондовой формы распределения в целом). Намеченное мероприятие может остаться невыполненным из-за нехватки средств в одном фонде при их избытке в других фондах недостаточная мобильность государственных средств. В фондах может сложиться нехватка средств, а в других переизбыток.

Все это государственные  средства, но так как они распылены  по самостоятельным фондам и имеют  строго целевое назначение, то оперативная  переброска, перелив ресурсов из одного фонда в другой затруднительны. Каждый фонд требует дополнительных издержек на управление. Поэтому по мере укрепления государства различные фонды объединялись, и был создан госбюджет. Несмотря на то, что госбюджет способствует мобильности средств (в бюджете нет закрепленности входов за конкретными видам и затрат) некоторые, наиболее важные расходы, например, социальные потребности должны быть всегда обеспеченны своими выгодами, поскольку в бюджете всегда существует опасность урезания издержек на эти цели.

Внебюджетные фонды, поэтому  имеют не только неудобства и недостатки, но и несомненные достоинства.

    1. Общая характеристика внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального выгоды государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения предприятий различных фондов был создан госбюджет.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики Российской Федерации из административно-командной системы привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в госбюджете практически  все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и  централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых  заключались в возможности мобилизации  значительных финансовых ресурсов для  решения глобальных национальных задач  в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы  к другой Российскую Федерацию поразило множество кризисных явлений, взаимно  обуславливающих друг друга. Экономический  и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В  сочетании с вялостью государственной  власти в стране наблюдаются такие  явления, как невыплата в течение  многих месяцев заработной платы, пенсий и других социальных пособий.

В этих условиях, с одной  стороны, возникает потребность  в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

По мнению некоторых специалистов, внебюджетные средства следует толковать  более широко — как ресурсы, включающие денежные и иные виды всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством. При этом наблюдается большое разнообразие внебюджетных фондов.

Часть фондов, возникших в  качестве внебюджетных, была консолидирована  в бюджеты, и это создало институт целевых бюджетных фондов, который  до этого существовал в бюджетах в неявной форме. Т.е. по отдельным  бюджетным средствам устанавливалась  прямая связь доходов с затратами и последние были ограничены определенным кругом финансируемых объектов.

Значительная часть внебюджетных фондов является юр. лицами, но некоторые из них представляют лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам: федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим.

    1. Классификация внебюджетных фондов

К внебюджетным фондам относят  также фонды, аккумулирующие средства различных общественных, коммерческих организаций и средства граждан, например негосударственные пенсионные фонды.

Внебюджетными являются любые  денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате перераспределения  первичных доходов.

В зависимости от решаемых задач внебюджетные фонды можно  классифицировать по цели создания, периоду функционирования и охвату проблем.

В зависимости от цели создания внебюджетные фонды делятся: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные и другие фонды. Социальные фонды охватывают фонды  социального страхования, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения  и пр.

В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером первого является экологический фонд, второго — фонд регионального развития, третьего — фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.

По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего (Фонд регионального  развития) и более конкретного  характера (например, Фонд развития автомагистралей  в республике, крае или области).

Наиболее близки системе  бюджетов государственные внебюджетные фонды. Их, в отличие от целевых  бюджетных фондов, следует рассматривать  как отдельные части системы  государственных финансов.

Другие внебюджетные фонды  характеризуются либо территориальной, либо экономической или отраслевой направленностью. Это многочисленные внебюджетные фонды территорий, включая  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования; внебюджетные фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) различных отраслей, а также финансового регулирования ряда отраслей и некоторые другие государственные и негосударственные отраслевые внебюджетные фонды.

Значительное количество внебюджетных фондов образовано в рамках субъектов РФ – это так называемые региональные или территориальные, а также фонды, образуемые органами власти на местах. Кроме того, существует большое количество отраслевых и  межотраслевых внебюджетных фондов.

Классификация внебюджетных фондов

По цели использования

    • Социальные (ПФ РФ, ФСС, ФОМС)
    • Экономические – отраслевые и территориальные внебюджетные фонды

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации