Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:32, доклад
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешних государственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы.
Внешний государственный кредит
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешних государственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Получателями внешних займов могут выступать центральные правительства и местные органы власти. Кредиторами являются правительства, финансово-кредитные учреждения, а также международные организации.
В соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 122) «Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором». Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.
Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией обычно делится на три группы:
1) задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);
2) задолженность стран СНГ;
3) задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или РФ).
Внешний (международный) государственный кредит может предоставляться в форме прямых кредитов правительства одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование сальдо платежного баланса. Если страна-кредитор очень заинтересована в реализации на мировом рынке определенных национальных товаров, она может предоставлять технические кредиты для их закупки. Страна-заемщик погашает такие кредиты встречными поставками товаров или оформляет их как государственный долг.
В качестве кредиторов выступают
главным образом развитые страны,
которые при выдаче государственных
кредитов чаще всего исходят из своих
политических и экономических интересов,
желания расширить сферу
Внешний (международный) государственный кредит предоставляется также путем покупки правительством государственных ценных бумаг, выпущенных в другой стране. Например, государство может часть доходов от внешнеэкономической или другой деятельности разместить с целью обеспечения их сохранности в государственные ценные бумаги высокоразвитой страны с устойчивой свободно конвертируемой валютой, выполняющей функции резервной.
В настоящее время масштабы прямого государственного кредитования стали незначительными в связи с развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования.
Международные кредитно-
Между кредитором и заемщиком
возникают экономические
В кредитно-финансовые отношения
вступают почти все участники
внешней торговли. У одних (импортеров)
ощущается недостаток валюты, чтобы
рассчитаться с экспортером, и они
прибегают к организации, которая
может дать им кредит. У других организаций
(экспортеров) для того, чтобы осуществить
инвестиционный проект за рубежом, недостает
средств. Международные кредитные
отношения не ограничиваются отношениями
организаций-экспортеров и
Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
1) кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной торговли);
2) кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;
3) кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
4)кредитование банков по расчетным операциям;
5)иные формы кредитования.
В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).
Международные кредитно-финансовые институты – это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между станами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.
Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми институтами являются следующие:
Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР/Евробанк); Европейский инвестиционный банк (ЕИБ); Международная финансовая корпорация (МФК); Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС); Банк международных расчетов (БМР) и другие региональные кредитно-финансовые организации.
Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида
сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в
конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего
продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той
суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом
ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты
предназначены для других, не производительных целей: приобретение
продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского
характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита
государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому,
что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему
осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в
конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта
страны.
Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый
кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения
конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок.