Содержание:
Введение…………………………………………………………….…2
Определение государственного
долга……………………………….…..3
Государственный внутренний долг РФ…………………………………..7
Государственный внешний долг РФ……………………………………..10
Управление государственным
долгом……………………………………14
Заключение …………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………….21
Введение
Сложно найти такую страну, которая бы,
проводя экономические преобразования,
не прибегала к помощи внешних источников
финансирования. Правильно использованные
иностранные займы и кредиты ускоряют
экономическое развитие, решают некоторую
часть социально-экономических проблем. Каждая
страна имеет определенный уровень расходов,
и когда собственными силами их не удается
покрыть, возникает бюджетный дефицит.
В связи с этим появляется необходимость
в привлечении дополнительных средств,
которые вкупе и составляют государственный
долг.
Вопрос о государственных долгах связан
с самим фактом непосредственного участия
государства в экономической
жизни общества. Участие
это в современных условиях
определяется задачей создания
антиинфляционного механизма экономического
роста, суть которого состоит в обеспечении
полной занятости и стабильного уровня
цен.
Актуальность рассматриваемой темы
делает ее дальнейшее исследование
необходимым и своевременным. Кроме того,
для урегулирования задолженности
на общегосударственном уровне необходим
серьезный анализ структуры
долга, возможностей по его погашению,
срочности и целесообразности
ведения переговоров по его реструктуризации.
Большое внимание в последние годы уделяется
дефициту бюджета и растущему государственному
долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма,
на которую в данный год расходы правительства
превосходят его доходы; национальный
или государственный долг - это общая сумма
накопленных положительных сальдо бюджета
за вычетом дефицитов, имевших место в
стране. В общеупотребительном смысле термин
"государственный долг" означает
совокупность обязательств государства
перед иностранными и внутренними кредиторами.
Существуют различные экономические методы,
применяемые государством для балансирования
бюджета и регулирования экономического
цикла. Такая политика направлена на сглаживание
колебаний экономики и преодоление негативных
последствий спадов.
Определение
государственного долга.
Бюджетный кодекс
РФ определяет государственные
заимствования РФ как займы,
привлекаемые от физических и
юридических лиц, иностранных
государств, международных финансовых
организаций, по которым возникают
долговые обязательства РФ как
заемщика или гаранта погашения
займов другими заемщиками. В
результате заемной деятельности
образуется государственный долг
– долговые обязательства Правительства
РФ перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами,
международными организациями и
иными субъектами международного
права. Обеспечением государственного
долга России служит все имущество,
составляющее государственную казну.
Соответственно различают государственный
и общегосударственный долг. Общегосударственный
долг – более широкое понятие
и включает задолженность не
только Правительства РФ, но и
органов управления низовыми
звеньями, входящими в состав
государства.
«К государственному
долгу Российской Федерации относятся
долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими
и юридическими лицами Российской
Федерации, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями,
иностранными государствами, международными
финансовыми организациями, иными
субъектами международного права,
иностранными физическими и юридическими
лицами, возникшие в результате
государственных заимствований
Российской Федерации, а также
долговые обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией, и долговые обязательства,
возникшие в результате принятия
законодательных актов Российской
Федерации об отнесении на
государственный долг долговых
обязательств третьих лиц…» (Статья 97, БК РФ).
В настоящее время
существует несколько классификаций
государственного долга. По одной
из них выделяют государственный
внутренний и внешний долг.
Государственный внутренний
и внешний долг представляет
собой характеристику результативности
всех кредитных операций, которые
были совершены государством. Его
динамика, абсолютная величина и
темпы изменений являются отражением
состояния экономики и финансовой системы,
а также того, насколько эффективно функционирует
государственная структура.
Государственный внутренний и внешний
долг является нормальным явлением для
современного развития Российской Федерации.
Содержание государственного
кредита:
- сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
- современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
- возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
- если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
- государственный долг оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).
Функции и роль
государственного кредита
Государственный кредит совмещает
в себе функции финансов, и
функции кредита. Таким образом,
к основным функциям государственного
кредита относятся следующие:
1) образование
денежных фондов — привлечение
средств с рынка ссудных капиталов
в централизованные денежные
фонды государства на основе
принципов возвратности, срочности
и платности. При этом условием
добровольного предоставления инвестором
своих средств в распоряжение
государства служит обязательство
заемщика вернуть к определенному
моменту времени сумму заимствования
с процентами. Финансирование государственного
долга в современных условиях
посредством привлечения средств
инвесторов осуществляется в
промышленно развитых странах,
как правило, с помощью рыночных
методов при использовании различных
финансовых инструментов. Основным
таким инструментом являются
государственные ценные бумаги,
которые выпускаются в виде
срочных долговых обязательств.
Государственные бумаги считаются,
как правило, надежными финансовыми
инструментами со средним и
низким уровнем доходности, привлекательны,
прежде всего, для консервативных
инвесторов, наибольшее значение
для которых имеют гарантии
сохранности капитала и которые
готовы получать относительно
небольшой, но гарантированный
доход. Как в России, так и
в промышленно развитых странах
наиболее распространенной формой
государственных займов являются
облигации. Государственная облигация
представляет собой ценную бумагу,
являющуюся долговым обязательством
государства, которая дает ее
держателю право получить в
определенный срок основную сумму
долга и проценты. Номинальная
цена облигации устанавливается
эмитентом и выражает сумму,
полученную во временное пользование
и подлежащую возврату с начисленными
на нее процентами в оговоренный
срок;
2)использование
денежных фондов — необходимость
возврата привлеченных средств,
которая осуществляется как за
счет налоговых и неналоговых
доходов бюджета, так и за счет механизма
рефинансирования, т.е. погашения задолженности
по ранее выпущенным обязательствам с
помощью средств, полученных от размещения
новых обязательств;
3)контроль —
влияние на уровень ликвидности
коммерческих банков, структуру
платежеспособного спроса, темпы
экономического роста, объем денежной
массы в обращении.
Государственные долговые обязательства
могут быть классифицированы по следующим
параметрам:
- срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
- право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
- признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
- по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
В условиях нарастания бюджетного
дефицита или отсутствия средств
для обслуживания долга государство
может прибегнуть к реструктуризации
своих долгов.
Возможные схемы реструктуризации
долговых обязательств включают:
- списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
- выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
- секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
- обмен государственного долга на акции национальных предприятий Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
Государственный внутренний
долг РФ
– это та часть
долга, которая касается внутренних
займов и других долговых обязательств
перед кредиторами-резидентами.
Такой долг рассматривают как
заем населения самому себе. При
этом он не оказывает влияния
на общий размер совокупного
богатства нации. Следует отметить,
что внутренний государственный
долг скорее является правилом
в экономике, нежели исключением.
Его наличие существование вполне
нормально, за исключением тех
случаев, когда его сумма становится
очень высокой.
Основные государственные
долговые обязательства, обеспеченные
Правительством РФ, включают:
- государственные краткосрочные облигации ГКО;
- государственные долгосрочные облигации;
- облигации государственного сберегательного займа
- облигации внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Конкретно внутренний долг
Российской Федерации состоит из
таких частей:
- Задолженности СССР, которые
взяла на себя РФ;