Внешний и внутренний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…2
Определение государственного долга……………………………….…..3
Государственный внутренний долг РФ…………………………………..7
Государственный внешний долг РФ……………………………………..10
Управление государственным долгом……………………………………14
Заключение …………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 137.77 Кб (Скачать файл)

Содержание:

      Введение…………………………………………………………….…2

Определение государственного  долга……………………………….…..3

Государственный внутренний долг РФ…………………………………..7

Государственный внешний долг РФ……………………………………..10

Управление государственным  долгом……………………………………14

      Заключение …………………………………………………………….19

      Список литературы…………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Сложно найти такую страну, которая бы, проводя экономические преобразования, не прибегала к помощи внешних источников финансирования.  Правильно использованные иностранные займы и кредиты ускоряют экономическое развитие, решают некоторую часть социально-экономических проблем. Каждая страна имеет определенный уровень расходов, и когда собственными силами их не удается покрыть, возникает бюджетный дефицит. В связи с этим появляется необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вкупе и составляют государственный долг.

   Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия  государства  в  экономической  жизни  общества.   Участие   это   в современных  условиях  определяется   задачей   создания   антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в  обеспечении  полной занятости и стабильного уровня цен.

      Актуальность рассматриваемой темы  делает  ее  дальнейшее  исследование необходимым и своевременным. Кроме того,  для  урегулирования  задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный  анализ  структуры  долга, возможностей  по  его  погашению,  срочности  и   целесообразности   ведения переговоров по его реструктуризации.  Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Определение государственного долга.

     Бюджетный кодекс  РФ определяет государственные  заимствования РФ как займы,  привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых  организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как  заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками. В  результате заемной деятельности  образуется государственный долг  – долговые обязательства Правительства  РФ перед физическими и юридическими  лицами, иностранными государствами,  международными организациями и  иными субъектами международного  права. Обеспечением государственного  долга России служит все имущество,  составляющее государственную казну.  Соответственно различают государственный  и общегосударственный долг. Общегосударственный  долг – более широкое понятие  и включает задолженность не  только Правительства РФ, но и  органов управления низовыми  звеньями, входящими в состав  государства.

       «К государственному  долгу Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской  Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской  Федерации, субъектами Российской  Федерации, муниципальными образованиями,  иностранными государствами, международными  финансовыми организациями, иными  субъектами международного права,  иностранными физическими и юридическими  лицами, возникшие в результате  государственных заимствований  Российской Федерации, а также  долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией, и долговые обязательства,  возникшие в результате принятия  законодательных актов Российской  Федерации об отнесении на  государственный долг долговых  обязательств третьих лиц…» (Статья 97, БК РФ).

    В настоящее время  существует несколько классификаций  государственного долга. По одной  из них выделяют государственный  внутренний и внешний долг.

     Государственный внутренний  и внешний долг представляет  собой характеристику результативности  всех кредитных операций, которые  были совершены государством. Его  динамика, абсолютная величина и  темпы изменений являются отражением  состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура.     Государственный внутренний и внешний долг является нормальным явлением для современного развития Российской Федерации.

Содержание государственного кредита:

  • сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
  • современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
  • возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
  • если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
  • государственный долг оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Функции и роль государственного кредита

      Государственный кредит совмещает  в себе функции финансов, и  функции кредита. Таким образом,  к основным функциям государственного  кредита относятся следующие:

1) образование  денежных фондов — привлечение  средств с рынка ссудных капиталов  в централизованные денежные  фонды государства на основе  принципов возвратности, срочности  и платности. При этом условием  добровольного предоставления инвестором  своих средств в распоряжение  государства служит обязательство  заемщика вернуть к определенному  моменту времени сумму заимствования  с процентами. Финансирование государственного  долга в современных условиях  посредством привлечения средств  инвесторов осуществляется в  промышленно развитых странах,  как правило, с помощью рыночных  методов при использовании различных  финансовых инструментов. Основным  таким инструментом являются  государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде  срочных долговых обязательств.

        Государственные бумаги считаются,  как правило, надежными финансовыми  инструментами со средним и  низким уровнем доходности, привлекательны, прежде всего, для консервативных  инвесторов, наибольшее значение  для которых имеют гарантии  сохранности капитала и которые  готовы получать относительно  небольшой, но гарантированный  доход. Как в России, так и  в промышленно развитых странах  наиболее распространенной формой  государственных займов являются  облигации. Государственная облигация  представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством  государства, которая дает ее  держателю право получить в  определенный срок основную сумму  долга и проценты. Номинальная  цена облигации устанавливается  эмитентом и выражает сумму,  полученную во временное пользование  и подлежащую возврату с начисленными  на нее процентами в оговоренный  срок;

2)использование  денежных фондов — необходимость  возврата привлеченных средств,  которая осуществляется как за  счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

3)контроль —  влияние на уровень ликвидности  коммерческих банков, структуру  платежеспособного спроса, темпы  экономического роста, объем денежной  массы в обращении.

Государственные долговые обязательства  могут быть классифицированы по следующим  параметрам:

  1. срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
  2. право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  3. признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  4. по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств  для обслуживания долга государство  может прибегнуть к реструктуризации своих долгов.

Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств  включают:

  1. списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
  2. выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  3. секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
  4. обмен государственного долга на акции национальных предприятий Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

 

Государственный внутренний долг РФ

    – это та часть  долга, которая касается внутренних  займов и других долговых обязательств  перед кредиторами-резидентами.  Такой долг рассматривают как  заем населения самому себе. При  этом он не оказывает влияния  на общий размер совокупного  богатства нации. Следует отметить, что внутренний государственный  долг скорее является правилом  в экономике, нежели исключением.  Его наличие существование вполне  нормально, за исключением тех  случаев, когда его сумма становится  очень высокой. 

   Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

  • государственные краткосрочные облигации ГКО;
  • государственные долгосрочные облигации;
  • облигации государственного сберегательного займа
  • облигации внутреннего государственного валютного займа;
  • казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

Конкретно внутренний долг Российской Федерации состоит из таких частей:  
- Задолженности СССР, которые взяла на себя РФ; 

Информация о работе Внешний и внутренний государственный долг РФ