Внутренние государственные заимствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть государственные заимствования, их сущность, задачи, формы.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в контрольной работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и задачи государственных заимствований;
-изучить формы и методы государственных заимствований;
- рассмотреть внутренние государственные заимствования.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и задачи государственных заимствований 5
2. Формы и методы государственных заимствований 6
3. Внутренние государственные заимствования 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы - Внутренние государственные заимствования.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3              

1. Сущность и задачи государственных заимствований                                     5

2. Формы и методы государственных заимствований                                        6

3. Внутренние государственные заимствования                                                11

Заключение                                                                                                             17

Список использованной литературы                                                                   19

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

Цель контрольной работы - рассмотреть государственные заимствования, их сущность, задачи, формы.

Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.

На основе цели в контрольной работе поставлены следующие задачи:

- изучить сущность и задачи государственных заимствований;

 -изучить формы и методы государственных заимствований;

- рассмотреть внутренние государственные заимствования.

Структурная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и задачи государственных заимствований

 

Государственные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Главной задачей проведения заимствований является получение органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов государственной власти дополнительных средств, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного, государственные заимствования можно определить, как отношение по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти (заемщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Государственные заимствования становятся одним из наиболее привлекательных средств для решения проблем бюджетного дефицита.

Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями:

1) ставки налогов не  могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения  налоговых ставок неизбежно наступает  сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж  и т.п.;

2) даже в случае принятия  закона о повышении налоговой  ставки налоговые доходы, рассчитываемые  по новым повышенным ставкам, начнут поступать в бюджет, как  правило, не ранее чем через  год.

Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.

В порядке государственных заимствований денежные средства могут поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций.

 

2. Формы и методы государственных заимствований

 

Государственные заимствования осуществляются через заемно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита.

Государственный (муниципальный) кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и на добровольных началах свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Государственный кредит, как и любые другие кредитные отношения, строится на принципах срочности, возвратности и безвозмездности. Однако государственный кредит имеет важные отличия от кредита частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.

Государственные заимствования приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, являются государственным долгом Российской Федерации (статья 97 БК РФ). Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме (статья 98 БК РФ):

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от имени  Российской Федерации как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3) договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет.

 

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные заимствования.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимают (статья 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1) денежные знаки в  виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным платежным  средством в соответствующем  иностранном государстве или  группе государств, а также изъятые  или изымаемые из обращения, но  подлежащие обмену денежные знаки;

2) средства на счетах  в денежных единицах иностранных  государств и международных денежных  или расчетных единицах.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, и по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под валютой Российской Федерации понимают (статья 1 названного Закона):

1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые  из обращения, но подлежащие обмену  рубли в виде банковских билетов (банкнот) Банка России и монеты;

 

2) средства в рублях  на счетах в банках и иных  кредитных учреждениях в Российской  Федерации;

3) средства в рублях  на счетах в банках и иных  кредитных учреждениях за пределами  Российской Федерации на основании  соглашения, заключаемого Правительством  РФ и Банком России с соответствующими  органами иностранного государства  об использовании на территории  данного государства валюты Российской  Федерации в качестве законного  платежного средства.

Государственные (муниципальные) заимствования используются как способ привлечения денежных средств для покрытия бюджетных дефицитов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации - федеральном, региональном и местном.

Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные заимствования подразделяются на капитальный и текущий. Капитальные государственные заимствования - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Второй формой государственных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти для увеличения своих ресурсов. Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ). Государственные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций. По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке.

Информация о работе Внутренние государственные заимствования