Внутренний и внешний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

В работе предпринята попытка шире взглянуть на названную проблему с целью выйти за рамки исключительно макроэкономического анализа. Последний должен стать основой для постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, что, в свою очередь, позволит правильно построить единую систему управления государственными пассивами. Логическим завершением этой цепочки будет создание соответствующей полной и непротиворечивой законодательной базы. При подобном подходе чисто экономические задачи тесно переплетаются с задачами теории управления и финансового права.

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренний и внешний государственный долг РФ.DOC

— 72.50 Кб (Скачать файл)

4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в  том числе при подготовке проекта  федерального бюджета, состава  и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских  государственных ценных бумаг  станет цивилизованным только  при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно  смыкаются. Этот процесс ускоряется  при использовании такой формы  заимствования, как выпуск ценных  бумаг, в том числе номинированных  в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные  правовые и экономические подходы  практикуются в отношении внешнего  долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего  СССР, обусловлена той ролью, которую  исторически играл Внешэкономбанк  в расчетах с иностранными  кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой  РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных  с российскими внешними долгами  и активами, необоснованно закрывается  и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.

 

Приложения

Таблица 1

Структура и  объем государственного внешнего долга (млрд. долл. США)

Код

 

1.01.96

1.01.97

1.01.98

010

Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя РФ, в том числе по кредитам, полученным от:

103

102,3

103,2

011

правительств иностранных государств

62,6

62,2

62,3

012

иностранных коммерческих банков и  фирм

40,4

62,1

40,9

020

Внешний долг РФ, в том  числе по кредитам, полученным от:

17,4

25,1

33

021

международных финансовых организаций

11,4

15,8

20,5

022

правительств иностранных  государств

6

9

10,9

023

иностранных коммерческих банков и фирм

0

0,3

1,6


 

Таблица 2

Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)

Код

 

1.01.96

1.01.97

1.01.98

001

Целевой заем 1990 г.

650

2300

1000

002

Целевые вклады и чеки на автомобили

150

3000

2800

006

Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г.

63

63

 

007

Государственный республиканский  внутренний заем 1991 г.

80

79

79

010

Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР

335

335

335

011

Государственный заем 1992 г.

322

55

70

012

Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам

61025

59650

64811

013

государственные казначейские обязательства

7348

12

 

014

Золотые сертификаты

1000

   

016

Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский вексель

5040

4480

3920

017

Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций  АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель

25000

25000

25000

018

Государственные казначейские обязательства

65677

203600

266000

019

Государственные гарантии

9200

18000

80000

020

Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная  в векселя Минфина РФ

 

1745

 

021

Задолженность предприятий текстильной  промышленности Ивановской области  по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами

 

560

560

022

Задолженность по финансированию затрат на оформление мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина  РФ

1941

2189

1993

023

Облигации федеральных займов

10913

33500

72000

024

Государственный сберегательный заем

3000

8000

12000

025

государственный внутренний заем РФ для погашения товарных обязательств

   

25000

026

ОФЗ с постоянным купонным доходом

 

10000

100000

027

Индексация вкладов

   

100000

028

Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ

   

2407

029

Задолженность Пенсионному Фонду  по возмещению расходов по выплате  госпенсий и пособий

5000

 

7799

030

Задолженность предприятий ТЭК  и других отраслей по предоставленным  коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг.

   

12000

 

Итого объем государственного внутреннего  долга

196745

372570

687776

 

Государственный внутренний валютный заем

35352

61777

69000


 

Таблица 4

График платежей по обслуживанию внешнего долга по состоянию на 01.10 96 (млрд. долл. США)

Код

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

 

основная сумма долга

2,73

1,42

3,00

6,06

4,88

3,75

010

Внешний долг бывшего  СССР

1,15

0,12

0,20

1,56

1,59

1,30

020

Внешний долг РФ

1,58

1,30

2,80

4,50

3,29

2,45

 

Процентные платежи

5,44

6,09

6,03

6,16

6,19

6,59

010

Внешний долг бывшего СССР

4,52

5,07

5,08

5,40

5,64

6,15

020

Внешний долг РФ

0,92

1,02

0,95

0,76

0,55

0,44


 

Список использованной литературы

Борисов С. М. «Внешние долги  России», «Деньги и кредит» №2, 1997

Буткевич В. «Долги растут , а погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44, 1997

Дадашев В. Финансовая система  России. М.: Инфра-М, 1997

Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997

Петров П. А. «Неплатежи как зеркало больной экономики», «Финансы» №4, 1998

Попов В. «Как разорвать  долговую петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997

Романенко Л. М. «Еще раз  о неплатежах», «Финансы» №4, 1998

Титков В. «Стабилизация  и управление государственным долгом России», «Вопросы экономики» №12, 1997

Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1 российской экономики», «Вопросы экономики» №4, 1997

1 К этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.

2 Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить как минимум на 60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении, на 40 трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства правительства (530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере 30 млрд. долговых рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)


Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг РФ