Возникновение финансов. Развитие науки о финансах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Во Франции в XVI в. слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово (lesfnances) обозначало все государственное достояние. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII в. появилась самостоятельная наука, финансы. Во всех остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав наук, исследовавших процесс управления государственным имуществом.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы 1.docx

— 20.27 Кб (Скачать файл)

Возникновение финансов. Развитие науки о финансах

Одни исследователи  считают, что слово «финансы»  произошло от латинского слова fnanca — наличность, доход, другие связывают его происхождение со старофранцузским finer — платить, оплачивать.

Во Франции в XVI в. слово  «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные  суммы». Употребленное во множественном  числе, это слово (lesfnances) обозначало все государственное достояние. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII в. появилась самостоятельная наука, финансы. Во всех остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав наук, исследовавших процесс управления государственным имуществом.

Все теоретики едины в  том, что понятие «финансы» в  историческом аспекте связано с  государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются природой государства  и его функциями.

На протяжении тысячелетий  вплоть до становления товарно-денежного  хозяйства и развития государственности  основная часть потребностей государства  удовлетворялась за счет взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было узким и  весьма ограниченным. Общегосударственный  фонд денежных средств (бюджет) был  гоже мизерным. Основная его часть  расходовалась на подготовку и ведение  войн. В связи с этим никакого заметного регулирующего воздействия  на материальное производство бюджет не оказывал.

Постепенно общества переходят  на регулярное формирование и использование  централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к  построению определенной системы государственных  доходов и расходов.

Статьи расходов обеспечивали преимущественно четыре функции  государства: военные цели, государственное  администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобрела  стабильность система формирования государственных доходов. Натуральные  повинности и сборы заменились денежными  налогами. Однако финансовая система  была неразвитой и состояла лишь из одного звена — бюджета. Соответственно финансовые отношения были однообразными  и сводились исключительно к  формированию бюджета и его использованию.

Наука о финансах — это  учение о специфических денежных отношениях, которые возникли в определенных исторических условиях. Назовем несколько  предпосылок выделения финансов от общей совокупности денежных отношений:  

- в результате первых  буржуазных революций было осуществлено  ограничение власти монархов. Монархи  уже не могли единолично пользоваться  и распоряжаться казной. Последняя  стала общегосударственным фондом  денежных средств, т.е. бюджетом;  

- формирование и распределение бюджета стало носить регулярный характер. Возникла система государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательным закреплением; 

- произошел переход к  взиманию налогов преимущественно  в денежной форме (к концу  XIX — началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80—90% всех доходов бюджета).

Новый этап развития финансов складывается в капиталистической  общественно-экономической формации, которая характеризуется развитием  товарно-денежных отношений, становлением иного типа государственности. Жизнь  потребовала новых общегосударственных  фондов денежных средств. Возникли другие типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер и проникают во все сферы  общества. В этих условиях финансы  стали выражать экономические отношения  в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового внутреннего продукта. Для государственных финансов характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего милитаризацией экономики. В конце XIX в. почти во всех странах затраты государства на военные цели, рост государственного долга и процентов по нему составляли около 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направляются также на содержание государственного аппарата: парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Основные источники доходов государства — налоги, преимущественно косвенные.

В XX в. финансовые отношения  усложнились, особенно после Второй мировой войны. Возросли размеры государственного бюджета стран. Подчас они стали выражаться в миллиардах национальных валют. Государство начало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов и превратилось в активного субъекта экономических отношений, собственника значительной (до 1/2) части национального дохода. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы производства.

В структуре государственных  расходов произошли большие изменения. Несмотря на огромный рост затрат на милитаризацию (особенно в США), их удельный вес  по сравнению с концом XIX и началом XX в. снизился. Увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение и т.д.). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных.

Существенное развитие получили расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Возросли, в частности, государственные капитальные  вложения, направляемые в электроэнергетику  и на поддержку сельского хозяйства. В наиболее развитых странах за счет государственных средств была создана  атомная промышленность. Возрос государственный  сектор экономики. С целью повышения  занятости населения, сокращения безработицы  правительство стало выдавать предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капитальных вложений. Заметно повысились затраты на развитие научно-технического прогресса (до 50—70% общей суммы расходов на эти цели). Государства начали активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе с цругим странами, предоставляя экспортным фирмам так назынаемые экспортные премии. Расходы на регулирование процесса воспроизводства во многих странах достигли 20% и более общей суммы государственного бюджета.

Вмешательство в процесс  воспроизводства и сферу социальных отношений начал осуществляться и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского сообщества создали  межгосударственные фонды денежных средств для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, ликвидации диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

Появились новые государственные  расходы на охрану окружающей среды, борьбу с экономической отсталостью  отдельных регионов, предоставление помощи развивающимся странам. Огромные расходы вызвали необходимость  увеличения налогов — главного средства мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.

В XX в. возросло значение прямых налогов и основного  из них — подоходного налога с  физических лиц. Наряду с ростом прямых налогов в 70—90-е гг. произошло  повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам  и налогу на добавленную стоимость. Изменился удельный вес налогов  в валовом национальном продукте с 30 до 50% в США и более —  в странах Западной Европы.

 

Расширяется сфера финансовых отношений. Развитие получили местные (региональные) финансы; внебюджетные специальные правительственные  фонды; финансы государственных  предприятий. Сферой финансовых отношений  во многих странах мира стали финансы  частных национальных и транснациональных  корпораций. По своей организационной  структуре они представляют собой  акционерные общества.

Финансы являются не только экономической, но и исторической категорией. Они возникли, сформировались и постепенно видоизменяются. В этом процессе можно выделить два  этапа: 

- неразвитая  форма финансов (непроизводительное  использование собранных средств — до 2/3 бюджета идет на военные цели) — незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; финансовая система состоит практически из одного звена — бюджета; финансовые отношения связаны исключительно с формированием и использованием бюджета; 

- развитые  финансы — многозвенность финансовых систем; высокая степень регулирующего воздействия на экономику; разнообразие финансовых отношений; огосударствление значительной части национального дохода.

 

В настоящее  время перераспределение национального  дохода через финансовую систему  составляет до 70% против 9-18% в начале XX в. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства.

Получают  развитие не только государственные  финансы, по и финансы организаций (предприятий) различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала форма корпоративно-акционерного общества.

Таким образом, в результате длительной экономической  эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом у р о в н е денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения опосредуют кругооборот денежных фондов организаций(предприятий), формирование и использование децентрализованныхденежных ресурсов.

Условием  роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода общества. Он определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размера национального дохода и пропорции его деления на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

Возможности активного использования финансов как инструмента воздействия  на социально-экономические процессы развития общества требуют правильного  теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на общественное воспроизводство.

 

Современные реформы в финансовой сфере должны базироваться на научно обоснованных подходах к организации финансов на микро — и макроуровнях.


Информация о работе Возникновение финансов. Развитие науки о финансах