Вопросы совершенствования управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – Управление государственным долгом России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, а именно:
1 раскрыть понятие государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг;
2 рассмотреть исторические аспекты формирования государственного долга и размеры внутреннего государственного долга;
3 изучить динамику роста внешнего государственного долга в последние пятнадцать лет;

Содержание

Введение
4
1
Теоретические аспекты государственного долга
6
1.1
Понятие государственного долга. Внешний и внутренний государственный долг

6
1.2
Исторические аспекты формирования государственного долга
9
1.3
Размеры внутреннего государственного долга
10
2
Управление государственным долгом в РФ
12
2.1
Рост внешнего государственного долга за 2003-2014г.г.
12
2.2
Основные страны и международные финансовые организации - кредиторы России

37
2.3
Размеры ежегодных погашений внешнего долга. Основная статья российского бюджета – погашение внешнего долга, и его давление на экономику государства


39
3
Вопросы совершенствования управления государственным долгом
41
3.1
Создание специальной структуры, занимающейся вопросами госдолга

41
3.2
Формирование единого реестра государственного долга
42
Заключение
46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

гос муниц долг 2014г.docx

— 186.71 Кб (Скачать файл)

 

Государственный внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, увеличился на 120 113,0 млн. руб. (5 708,2 млн. долл. США).

В 2012 году государственный внешний долг Российской Федерации по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте, увеличился на 320 438,7 млн. руб. (10 468,7 млн. долл. США).

Вместе с тем, с учетом списания государственного внешнего долга России по государственным гарантиям РФ в связи со своевременным исполнением принципалами обязательств в сумме 2 758,3 млн. руб., увеличение государственного внешнего долга РФ в части государственных гарантий РФ, выраженных в иностранной валюте, составило 313 456,1 (10 380,8 млн. долл. США).

Таким образом, следует отметить, что совокупный государственный долг Российской Федерации, исходя из проведенного анализа, имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому данная проблема требует выработки четкой политики в области управления государственным долгом России, которая должна быть ориентирована на достижение максимальной эффективности заимствований и снижения долговой нагрузки на экономику страны что, в конечном итоге, должно привести к стабилизации и дальнейшему росту экономического развития Российской Федерации.

Объем государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2012 году составил 13,2 % ВВП, и в последующем увеличился до 15,7 % ВВП.

Увеличение государственного долга произошло в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 6 330,9 млрд. руб. (10,8 % ВВП) в 2012 году до 9 221,8 млрд. руб. (12,7 % ВВП) в 2014 году, объем которого превысил законодательно утвержденный показатель на 2011 год (4 732,3 млрд. руб.) в 1,9 раза.

Государственный внутренний долг по государственным гарантиям в 2014 году увеличился по сравнению с 2011 годом в 2 раза и составил 1,9  трлн. руб.; государственный внешний долг по государственным гарантиям - в 3,4  раза и составил 18,5 млрд. долл. США (581,5 млрд. руб.).

Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились с 350,7 млрд. руб. (0,7 % ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. руб. (0,8 % ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысил бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд. руб.), образование (499,5 млрд. руб.), здравоохранение (461,8 млрд. руб.), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. руб.)

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы, рассмотренными Правительством Российской Федерации 11 августа 2011 года (далее – долговая политика на 2012 – 2014 годы), государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международных рынках капитала на благоприятных условиях, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

В соответствии с законопроектом в 2012 – 2014 годах предусматривается привлечение значительных заимствований на внутреннем финансовом рынке.

За 2012 – 2014 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в сумме 5 492,9 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации увеличится с 7 743,0 млрд. руб. (13,2 % ВВП) в 2012 году до 11 388,9 млрд. руб. (15,7 % ВВП) в 2014 году. При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2012 – 2014 годах составит 81,8 %, 81,8 %, 81 % соответственно, доля государственного внешнего долга увеличится с 18,2 % в 2012 году до 19 % в 2014 году.

 

Таблица 5 - Динамика объема и структуры государственного долга России в 2009 – 2014 годах

в млрд. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1

2

3

4

5

6

7

Государственный долг Российской Федерации

3 233,1

4 158,2

5 699,3

7 743,0

9 624,7

11 388,9

% к ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

% к предыдущему году

 

128,6

137,1

135,9

124,3

118,3

% к 2011 году

     

135,9

168,9

199,8


 

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

в том числе:

           

Государственный внутренний долг

2 094,7

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

% к ВВП

5,4

6,6

8,5

10,8

12,1

12,7

% к предыдущему году

 

140,4

154,9

139,0

124,4

117,1

% к 2011 году

     

139,0

172,8

202,5

Государственный внешний долг*)

1 138,4

1 217,8

1 144,3

1 412,1

1 751,5

2 167,1

% к ВВП

2,9

2,7

2,2

2,4

2,7

3,0

% к предыдущему году

 

107,0

94,0

123,4

124,0

123,7

% к 2011 году

     

123,4

153,1

189,4


 

Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах представлена в диаграмме на рисунке 1.

 


Рисунок 1 - Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах

 

Возросшие объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.

 

Таблица 6 - Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2009 – 2014 годах

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Критерий (инди-кативные значения)

Пороговое значение (бюджетная позиция)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Государственный долг Российской Федерации, % ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

< 50 %

25 %

Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, %

64,8

70,7

79,9

81,8

81,8

80,9

> 50 %

 

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, %

1,8

1,9

3,2

3,1

3,5

4

< 10 %

10 %

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, %

6,1

7,6

8,2

10,5

10,3

12,3

<10 %

10 %

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, %

44,1

50,1

51,5

65,7

75,7

80,8

<250 %

100 %

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, %

12,8

10,1

7

8,3

10

11

<220 %

220 %


 

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, %

2

1,3

1,2

0,9

0,8

0,9

<25 %

 

 

В долговой политике на 2012 – 2014 годы для оценки долговой устойчивости Российской Федерации с точки зрения бюджетной позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем принято в мировой практике.

Так, по показателю, характеризующему отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, пороговое значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в 2012 году составит 65,7 %, в 2013 году – 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %. При сохранении тенденции роста указанного показателя возможно достижение порогового значения за пределами бюджетного цикла 2012 – 2014 годов, что свидетельствует о возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета для погашения государственного долга Российской Федерации.

В связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета превысит предельное значение (10 %) на 0,5, 0,3 и 2,3  процентного пункта соответственно.

В соответствии с долговой политикой на 2012 – 2014 годы поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать систему управления долговыми рисками для обеспечения долгосрочной долговой устойчивости.

В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга России (далее – внутренний долг) на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 6 330,9 млрд. руб., что на 1 775,9 млрд. руб., или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 4 555,0 млрд. руб.). За 2012 - 2014 годы внутренний государственный долг увеличится в 2 раза.

 

Таблица 7 - Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга России за 2010-2014 г.г.

Статья

2010

факт

2011

факт

2012

факт

2013

факт

2014

план

%

млрд. руб.

струк-тура, %

млрд. руб.

струк-тура, %

млрд. руб.

струк-тура, %

млрд. руб.

струк-тура, %

млрд. руб.

струк-тура, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Государственный внутренний долг, всего, в том числе:

2940,4

100

4555,0

100

6330,9

100

7873,2

100

9221,8

100

202,5

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ)

2461,6

83,7

3655,3

80,2

4967,6

78,5

6188,8

78,6

7320,8

79,4

200,3

государственные гарантии

472,2

16,1

892,7

19,6

1356,0

21,4

1684,4

21,4

1 901,0

20,6

213

прочая задолженность

6,6

0,2

7,0

0,2

7,3

0,1

0,0

0

0,0

0

0

Информация о работе Вопросы совершенствования управления государственным долгом