Оглавление
Введение
Казна – средства бюджета и
иная государственная собственность,
нераспределенные между государственными
предприятиями и учреждениями и принадлежащие
государству (либо публичному образованию
или институту) на праве собственности.
В Российской Федерации ныне
различают казну Российской Федерации,
казну каждого из субъектов Федерации,
а также казну муниципальных образований.
Государственная казна –
по законодательству РФ средства государственного
бюджета и иное государственное имущество,
не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
собственно: государственная казна РФ;
государственная казна республики в составе
РФ; казну автономной области, автономного
округа, края, области. В казну поступают
налоги, пошлины и другие государственные
доходы, а также иное имущество, приобретенное
РФ, республикой в составе РФ, автономной
областью, автономным округом, краем, областью
в соответствии с законом.
Актуальность темы
«Государственная и муниципальная казна»
проявляется в условиях современной экономики финансовые
и имущественные отношения играют активную
роль в социально-экономических и общественно-политических
процессах. В связи с этим «Государственная
и муниципальная казна» существенно расширяются,
а само понятие наполняется новым содержанием.
Целью курсовой работы является анализ
темы «Государственная и муниципальная
казна».
Для достижения цели, необходимо решить
следующие задачи:
1. Определение понятия, функций
государственной казны;
2. Определение функций, целей муниципальной
казны.
3. Рассмотреть социально-экономическую
характеристику Алтайского края.
4. Проанализировать налоговый потенциал
Алтайского края и сравнить
его с другими регионами РФ.
5. Составить прогноз доходов
Алтайского края.
Объектом исследования в курсовой работе
является казна РФ.
Предметом исследования – понятие, функции
и цели государственной и муниципальной
казны.
Для написания курсовой работы, были
использованы такие источники, как: Гражданский
кодекс РФ, Гринкевич Л.С. Государственные
и муниципальные финансы России, Чеботарев
Г.Н.. Муниципальное право России и другие.
Глава 1. Государственная и муниципальная
казна.
1.1. Государственная казна.
Государственная казна – по
законодательству РФ средства государственного
бюджета и иное государственное имущество,
не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
собственно: государственная казна РФ;
государственная казна республики в составе
РФ; казну автономной области, автономного
округа, края, области. В казну поступают
налоги, пошлины и другие государственные
доходы, а также иное имущество, приобретенное
РФ, республикой в составе РФ, автономной
областью, автономным округом, краем, областью
в соответствии с законом [2].
Сущность государственной казны
наиболее полно проявляется в ее функциях:
1. Воспроизводственная функция.
Проявляется в том, что посредством
расходов из государственной казны обеспечивается
финансирование различных мероприятий,
отраслей экономики публично-правового
образования, образуются доходы отдельных
категорий граждан. Государственное казенное
имущество в целом позволяет вступать
публичному субъекту в экономические
отношения, инициировать и создавать благоприятные
условия для функционирования как государственного,
так и негосударственного сектора экономики.
2. Социальная функция.
Осуществляется в связи с финансированием
социально-культурных мероприятий. Кроме
того, распоряжение объектами государственной
казны производит опосредованный социальный
эффект, заключающийся в сохранении и
создании новых рабочих мест.
3. Функция капитализации.
Реализуется при поступлении
в государственную казну ценных бумаг,
а также посредством внесения вкладов
в уставные капиталы хозяйственных обществ.
4. Инвестиционная функция.
Выражается в том, что государственная
казна может выступать инструментом проведения
инвестиционной политики публично-правового
образования (обеспечительная мера).
5. Организационная функция.
Проявляется в обеспечении
деятельности органов государственной
власти публичного субъекта, государственных
унитарных предприятий и учреждений.
6. Гарантийная функция.
Выражается в обеспечении государственным
казенным имуществом государственного
долга публично-правового образования
(кредитных соглашений и договоров; государственных
займов, осуществляемых путем выпуска
ценных бумаг публичного субъекта; договоров
и соглашений о получении бюджетных кредитов
от бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации и т.д.).
7. Правовая функция.
Обусловливает возможность
непосредственного участия публично-правовых
образований в гражданских правоотношениях
[5].
К объектам имущества казны
Российской Федерацией в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации
и Бюджетным кодексом Российской Федерации,
кроме средств федерального бюджета, Пенсионного
фонда, Государственного резерва, Алмазного
фонда, Фонда социального страхования,
других государственных валютных и внебюджетных
фондов Российской Федерации, уставного
капитала и иного имущества Банка России,
включая золотовалютные резервы, относится
движимое и недвижимое имущество [1].
В соответствии со статьей 130
Гражданского кодекса Российской Федерации
к недвижимому имуществу относятся земельные
участки, участки недр и все, что прочно
связано с землей, в том числе здания, сооружения,
объекты незавершенного строительства.
К недвижимому имуществу также отнесены
подлежащие государственной регистрации
воздушные и морские суда, суда внутреннего
плавания, космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости,
включая деньги и ценные бумаги, признаются
движимым имуществом.
Таким образом, к объектам имущества
казны Российской Федерации в соответствии
с законодательством можно отнести:
а) земельные участки, находящиеся
в федеральной собственности;
б) участки леса, недр, водные
объекты и другие природные ресурсы, находящиеся
в федеральной собственности;
в) недвижимое имущество, в том
числе:
- здания, строения, сооружения,
находящиеся в федеральной собственности
и не закрепленные за федеральными
предприятиями и учреждениями;
- объекты инженерного
и коммунального назначения;
- бесхозное имущество (на
период установления собственника);
- имущество и имущественные
комплексы ликвидированных унитарных
предприятий и учреждений;
г) движимое имущество, в том
числе акции (доли, вклады) хозяйственных
обществ и товариществ, находящееся в
федеральной собственности;
д) имущественные права, в том
числе права на объекты интеллектуальной
собственности, полученные за счет средств
федерального бюджета;
и) иное, находящееся в федеральной
собственности недвижимое и движимое
имущество, в том числе переданное в пользование,
аренду, залог и по иным основаниям, выморочное
имущество.
При этом на законодательном
уровне перечень, устанавливающий исчерпывающий
состав имущества, составляющего государственную
казну Российской Федерации, и подлежащего
государственному учету, ведению и распоряжению,
не определен [2].
Федеральным законом от 20 июля
1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» определены
цели и содержание системы государственных
прогнозов, а также общий порядок их разработок.
В частности, данным Законом определена
обязательность наличия показателей функционирования
и развития государственного сектора
экономики, в том числе оценки эффективности
использования федеральной собственности,
а также формирование программы повышения
эффективности использования федеральной
собственности, что в полной мере относится
и к федеральному имуществу государственной
казны Российской Федерации.
Двухуровневая система документов,
определяющих показатели развития государственного
сектора экономики в соответствии с нормами
указанного закона, заключается в следующем.
К первому уровню отнесены документы,
определяющие стратегию развития (стратегический
уровень), ко второму уровню - детализирующие
тактику (тактический уровень) [3].
Источниками формирования казны
являются: бесхозяйственное имущество,
имущество, переданное на период оформления
и переоформления прав собственности,
имущество, переданное безвозмездно юридическими
и физическими лицами, объекты собственности,
выведенные из состава организаций временно
либо в период оформления банкротства,
имущество, переданное на время оформления
в части разграничения прав собственности,
природные ресурсы, земля, шельф, вода.
Указанные элементы казны могут использоваться,
расходоваться, приватизироваться, передаваться
на возмездной или безвозмездной основе
в собственность или пользование различным
организациям, ликвидироваться на основании
решений органов исполнительной власти,
ответственных за формирование и (или)
использование казны.
Наличие таких элементов, обеспечивающих
органы управления страны полной, точной,
своевременной и надежной информацией
о состоянии экономической обстановки,
в том числе о состоянии казны Российской
Федерации, снижает риск неопределенности
при принятии управленческих решений
на всех уровнях системы государственного
регулирования [8].
Основная масса объектов, относящихся
к имуществу казны, формируется за счет
имущества, не вошедшего в состав подлежащих
приватизации активов государственных
предприятий и изымаемого собственником
в соответствии с законодательством (государственными
программами приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской
Федерации (госпрограммы № 1 и № 2), указами
Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации,
Федеральным законом от 21 декабря 2001 года
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного
и муниципального имущества»).
Основной целью деятельности
Управления является обеспечение выполнения
Росимуществом функций по управлению
имуществом государственной казны Российской
Федерации и обеспечение имущественной
основы деятельности публичных образований,
федеральных органов власти и организаций.
Управление осуществляет
следующие основные функции.
Рассматривает в установленном
порядке поручения и обращения и осуществляет
подготовку документов по:
– Передаче имущества
в собственность Российской Федерации,
по передаче федерального имущества в
государственную собственность субъектов
Российской Федерации и муниципальную
собственность;
– Определению
состава федерального имущества, необходимого
для федеральных нужд;
– Оформлению права
собственности Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований на объекты, являющиеся памятниками
истории и культуры;
– Размещению федеральных
органов и организаций (за исключением
силовых ведомств и подведомственных
им организаций);
– Оптимизации
имущества, составляющего государственную
казну Российской Федерации [20].
1.2. Муниципальная казна.
Казна – средства бюджета и
иная государственная собственность,
нераспределенные между государственными
предприятиями и учреждениями и принадлежащие
государству (либо публичному образованию
или институту) на праве собственности.
В Российской Федерации ныне
различают казну Российской Федерации,
казну каждого из субъектов Федерации,
а также казну муниципальных образований
[2].
В соответствии с Федеральным
законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
в Российской Федерации существуют 5 видов
муниципальных образований:
1. Сельское поселение - один
или несколько объединённых общей территорией
сельских населённых пунктов (посёлков,
сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков,
аулов и других сельских населённых пунктов),
в которых местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления;
соответствует сельсоветам советских
времён и земствам досоветского периода.
2. Городское поселение - небольшой
город или посёлок городского типа, в которых
местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления;
3. Муниципальный район - несколько
поселений (сельских и/или городских) и
межселенных территорий, объединённых
общей территорией, в границах которой
местное самоуправление осуществляется
в целях решения вопросов местного значения
межпоселенческого характера населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления,
которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации;
4. Городской округ - городское
поселение, которое не входит в состав
муниципального района и органы местного
самоуправления, которые осуществляют
полномочия по решению установленных
Федеральным законом вопросов местного
значения;
5. Внутригородская территория
города федерального значения - часть
территории города федерального значения,
в границах которой местное самоуправление
осуществляется населением непосредственно
и (или) через выборные и иные органы местного
самоуправления [4].
В условиях современной экономики
финансовые и имущественные отношения
играют активную роль в социально-экономических
и общественно-политических процессах.
В связи с этим спектр использования «Муниципальная
казна» существенно расширяется, а само
понятие наполняется новым содержанием.