Государственное регулирование финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 10:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эффективности государственной политики на финансовом рынке России до Мирового финансового кризиса и после него. В качестве объекта исследования выступает российский финансовый рынок. Предметом исследования является государственное регулирование финансового рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие «финансовый рынок», его сущность и элементы………………………………………………………………5
1.1 Характеристика и функции финансовых рынков……………….5
1.2 Виды государственного регулирования………………………..15
1.3 Органы государственного регулирования финансового рынка………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование финансовых рынков……………………………………………………………….25
2.1 Государственное регулирование кредитного рынка…………..25
2.2 Государственное регулирование валютного рынка…………...28
2.3 Государственное регулирование фондового рынка…………...31
Глава 3. Анализ эффективности государственного регулирования до и после Мирового финансового кризиса….34
3.1. Анализ эффективности государственного регулирования кредитного рынка……………………………………………………35
3.2. Анализ эффективности государственного регулирования валютного рынка…………………………………………………….38
3.3. Анализ эффективности государственного регулирования фондового рынка…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Брылев.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики кредитный рынок выполняет ряд важнейших функций, с помощью которых он оказывает влияние на все сферы экономической деятельности страны. Основными функциями кредитного рынка являются: аккумуляционная, перераспределительная, регулирующая, стимулирующая, информационная, инвестиционная, социальная.

Аккумуляционная функция кредитного рынка заключается в его способности аккумулировать временно свободные средства государства, хозяйствующих субъектов, населения, и превращать их в ссудный капитал, который приносит доход своим владельцам в виде процента.

Перераспределительная функция. Благодаря этой функции осуществляется перераспределение ресурсов из одной сферы деятельности в другую. Это обеспечивает своевременную финансовую поддержку динамично развивающимся отраслям и перспективным инвестиционным проектам.

Регулирующая функция определяет соотношение спроса и предложения на ресурсы, благодаря чему создается основа для альтернативного вложения денежных средств (например, в государственные ценные бумаги).

Стимулирующая функция заключается в создании соответствующих условий для вовлечения свободных в экономике средств в кредитный оборот.

Информационная функция выполняет роль источника информации, сведений о рыночной процентной ставке, видах кредитных продуктов, цене на них, а также условиях получения и способов оформления кредитов.

Инвестиционная функция кредитного рынка обусловлена высоким спросом на долгосрочные ресурсы, которые определяют технический прогресс в различных отраслях экономики и, как следствие, экономический рост. Что касается физических лиц, то и у них велика потребность в долгосрочных кредитах на обустройство земельных участков, дач, строительство и  покупку жилья.

Социальная функция заключается в дифференциации продавцов и покупателей ресурсов, создавая возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике. Например, льготное кредитование малого бизнеса в рамках «Федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства».

Деятельность кредитного рынка регулируется двумя основными государственными органами: Центральным банком Россий Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам. С помощью данных органов государство может влиять на деятельность на кредитном рынке несколькими способами:

    1. Политика ЦБ РФ в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков (так как банковский кредит является наиболее распространенным видом кредита).
    2. Проведение налоговой политики в отношении кредитного рынка
    3. Совершенствование нормативно-правовой базы.

Основными показателями эффективности регулирования кредитного рынка являются: денежная база, величина кредитов, предоставленная банками страны, норма обязательного резерва, депозитный и денежный мультипликаторы.

Стоит отметить, что грамотное регулирование кредитного рынка приводит к повышению инвестиционной привлекательности страны.

 

 

    1.    Государственное регулирование валютного рынка.

 

Валютный рынок является ключевым элементом экономики страны и частью финансового рынка. «Валютный рынок – это совокупность различных экономических субъектов, которые осуществляют валютные операции»19. Однако, если посмотреть на валютный рынок с функциональной точки зрения, то «валютный рынок – это экономические отношения, которые складываются между различными участниками при осуществлении операций покупки-продажи иностранной валюты, международных расчетов, кредитно-депозитных операций и других финансовых операций, номинированных в иностранных валютах»20.

Если валютный рынок рассматривается в рамках мирового хозяйства и мирового финансового рынка, то в таком случае используется термин «мировой валютный рынок». В случае, если валютный рынок рассматривается только в рамках национальной экономики, то используется термин «внутренний валютный рынок» или «национальный валютный рынок». Рассмотрим эти два вида валютного рынка поподробнее.

Мировой валютный рынок – это совокупность национальных и региональных валютных рынков. Участниками данного рынка являются различные экономические субъекты (правительства, центральные и коммерческие банки) и международные организации и объединения (Всемирный банк, Международный валютный фонд). Основным назначением мирового валютного рынка является обеспечение движения денежных потоков, выраженных в разных валютах, которые возникают в процессе международной экономической деятельности.

Что касается национальных валютных рынков, то стоит отметить, что национальные валютные рынки могут отличаться между собой различной степенью валютных ограничений. Валютные ограничения – это различные административные, экономические, законодательные и организационные меры, направленные на установление определенного порядка проведения валютных операций. В зависимости от наличия валютных ограничений различают открытый и закрытый валютные рынки. Мировой финансовый рынок сформировался гораздо позже чем национальные валютные рынки. Развитию мирового валютного рынка поспособствовали процессы финансовой глобализации и интеграции национальных экономик.

В развивающихся странах валютный рынок играет огромную роль. Ввиду недостаточного развития других сегментов финансового рынка и неустойчивости национальной валюты, иностранная валюта становится одним из самых популярных финансовых активов.

Валютному рынку присущи следующие основные функции:

  1. формирование валютных курсов и их регулирование на основе рыночного соотношения спроса и предложения
  2. обслуживание внешнеэкономической деятельности
  3. страхование валютных рисков
  4. диверсификация валютных активов.

Первая функция осуществляется благодаря рыночному механизму спроса и предложения, т.к. благодаря ему определяются курсы обмена одной валюты на другую.

Функция обслуживания внешнеэкономической деятельности проявляется в том, что экономическим агентам для проведения расчетов по внешнеэкономическим контрактам необходимо покупать различную иностранную валюту.

Функция страхования валютных рисков обеспечивается наличием спотового и срочного сегментов валютного рынка; с помощью открытия разнонаправленных позиций на спотовом и срочном сегментах валютного рынка снижается валютный риск.

Функция диверсификации валютных активов заключается в том, что операторы на валютном рынке могут составлять свой портфель активов из разных валют, и тем самым снижать риски.

Что касается государственного регулирования валютного рынка, то методы государственного регулирования делятся на методы прямого и косвенного регулирования. Методы прямого регулирования дают быстрый и ощутимы эффект. К методам прямого регулирования относятся:

  1. Политика учетной ставки. При повышении (снижении) ставки рефинансирования, курс национальной валюты возрастает (снижается) т.к. она становится более привлекательной для инвесторов. При снижении спроса на иностранную валюту курс национальной валюты тоже возрастает.
  2. Валютные интервенции. Покупка (продажа) иностранной  валюты Центральным банком РФ приводит к понижению (повышению) курс а иностранной валюты. Валютные интервенции проводятся Центральным банком РФ.
  3. Девальвация (снижение курса национальной валюты) и ревальвация (повышение курса национальной валюты).

Косвенное регулирование валютного рынка происходит с помощью всех инструментов денежно-кредитной политики. Например, если ЦБ РФ проводит политику для снижения инфляции в стране, то и курс национальной валюты стабилизируется и немного возрастет.

В настоящее время ЦБ РФ придерживается режима управляемого плавающего валютного курса. Он присутствует на валютном рынке и осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты с целью сглаживания существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.

Основными показателями эффективности регулирования валютного рынка являются: торговый баланс РФ, степень доверия к валюте, движения капитала, ускорение или замедление интернациональных платежей, степень доверия к валюте.

 

 

    1.    Государственное регулирование фондового рынка.

 

 

Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) – это рынок, который охватывает отношения, в рамках которых превращение накоплений и сбережений в инвестиции происходит с помощью ценных бумаг.

Функции, которые выполняет фондовый рынок, можно разделить на общерыночные и специфические. К общерыночным функциям относятся:

    1. Коммерческая функция. Она заключается в получении прибыли от операций на данном рынке.
    2. Ценовая функция. Она заключается в обеспечении процесса ценообразования под воздействием спроса и предложения.
    3. Информационная функция. Она заключается в том, что рынок доводит до своих субъектов рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
    4. Регулирующая функция. Она заключается в том, что рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, определяет органы контроля и управления.

К специфическим функциям относятся:

  1. Перераспределительная функция. С помощью этой функции происходит перераспределение денежных средств между различными отраслями и сферами экономики, финансируется дефицит государственного бюджета, происходит передел собственности.
  2. Инвестиционная функция. Она заключается в том, что происходит перевод сбережений из непроизводительной формы в инвестиционные ресурсы.
  3. Функция страхования ценовых, финансовых и инвестиционных рисков .
  4. Спекулятивная функция. Она заключается во вложении средств в недооцененные ценные бумаги с целью получения дохода. Данная функция способствует повышению ликвидности фондового рынка.

Основным государственным органом, на который возложено регулирования фондового рынка является Федеральная служба по финансовым рынкам. Методы государственного регулирования фондового рынка делятся на методы прямого и косвенного воздействия. К методам прямого воздействия относятся:

  1. Усовершенствования нормативно-правовой деятельности.
  2. Ведение регистрационной деятельности.
  3. Поддержание правопорядка на рынке.
  4. Ведение разрешительной деятельности (лицензирование)
  5. Выставление требований к участникам рынка.

Косвенными методами государственного регулирования являются:

  1. Ведение определенной кредитно-денежной политики
  2. Проведение грамотной политики управления государственной собственностью (например, имеющиеся у государства пакеты акций приватизационных предприятий).

Основными показателями эффективности государственного регулирования фондового рынка являются: уровень капитализации, фондовый индекс RTSI.

 

3. Анализ эффективности государственного регулирования финансового рынка до и после Мирового финансового кризиса.

 

В условиях рыночной экономики финансовый рынок может регулироваться не только государством. Он может саморегулироваться. Для проведения анализа эффективности государственного регулирования финансового рынка, на мой взгляд, необходимо показать, что все изменения, которые произошли на финансовом рынке, были вызваны именно государством. Для этого рассмотрим роль государства до и после Мирового финансового кризиса.

Что касается роли государства до кризиса, то можно отметить следующие основные моменты:

      1. Снижение инфляции до 10% в год. Впервые в России уровень инфляции снизился до 10% в год. Это свидетельствует о грамотно проведенной антиинфляционной политике.
      2. В 2007 году стало очевидным, что России необходимо уходить от сырьевой зависимости. В связи с этим возникла необходимость перенаправления вектора развития экономики в стране.
      3. Появление спроса на программы развития всей страны. Данный факт свидетельствует о том, что роль государства в экономике резко возросла, т.к. именно государство разрабатывает и реализует поставленные цели с помощью различных общегосударственных программ.
      4. Выборы в 2008 году.

Если рассмотреть роль государства после Мирового финансового кризиса, то можно выделить следующие моменты:

    1. Выход России из Мирового финансового кризиса.
    2. Необходимость восстановления экономики страны. В первую очередь данная необходимость появилась ввиду выхода страны из Мирового финансового кризиса. В послекризисный период роль государства в экономике резко возросла, т.к. только грамотно проведенная финансовая политика способна вернуть экономику страны на докризисный уровень.

В целом, можно сделать следующий вывод: ввиду пересмотра курса развития экономики страны до кризиса и нестабильного положения страны после кризиса, роль государства в эти периоды крайне высока. Благодаря проведенному исследованию можно с уверенностью утверждать, что все изменения, которые произошли на финансовом рынке, в большей степени – заслуга государства.

Информация о работе Государственное регулирование финансовых рынков