Государственное регулирование финансов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть тенденцию и перспективы развития государственного регулирования финансов организации.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
Изучить теоретические основы финансов организации.
Провести анализ государственного регулирования финансов предприятий.
Выявить перспективы развития государственного регулирования финансов предприятий.

Содержание

Введение …..3
1. Теоретические основы финансовой поддержки отраслей экономики их государственного регулирования 5
1.1 Сущность и функции финансов организаций 5
1.2 Принципы организации финансов 7
1.3 Сущность, цели и задачи государственного регулирования финансов организаций 11
2. Государственное регулирование финансов предприятий в РФ 18
2.1 Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений 18
2.2 Финансовая политика РФ 25
3. Перспективы развития государственного регулирования финансов предприятия…….. 33
Заключение 40
Список использованной литературы и источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование финансов предприятий.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

Введение

 

В России происходили  глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Продолжается и по сей день коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть тенденцию и перспективы развития государственного регулирования финансов организации.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические основы финансов организации.
  2. Провести анализ государственного регулирования финансов предприятий.
  3. Выявить перспективы развития государственного регулирования финансов предприятий.

Объект исследования: финансовая политика РФ.

Предмет исследования: государственное регулирование финансов организаций.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В работе буду пользоваться книгами авторов Н.В.Колчина, А.Д. Шеремета, А.М. Ковалевой и других.

 

 

  1. Теоретические основы финансов организаций и их государственного регулирования

    1. Сущность и функции финансов организаций

Финансы организаций  в совокупности являются основным звеном финансовой системы.

По признаку характера  обслуживаемых сфер общественного  производства различают финансы  предприятий сферы материального производства и финансы организаций непроизводственной сферы. Поскольку курсовая работа посвящена потребностям, принципам организации и особенностям функционирования коммерческих организаций, причем, как правило, крупных, приведем краткую характеристику их возможных организационно-правовых форм.

Хозяйственное товарищество представляет собой коммерческую организацию с разделенным на вклады участников складочным капиталом и может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, причем количество полных товарищей должно быть не менее двух. Главный признак - при недостаточности имущества товарищества для погашения требований кредиторов взыскание может быть обращено на личное имущество полных товарищей. Товарищество на вере отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников- вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности. Вкладчиками могут выступать как физические, так и юридические лица.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Размер уставного капитала не может быть меньше 100-кратного МРОТ на дату регистрации.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от ООО тем, что участники его принимают на себя ответственность по обязательствам не только в размере вкладов, внесенных в уставный капитал, но и другим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, что фиксируется в учредительных документах.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, при этом акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО), число его учредителей не ограничено; в том случае, если акции распределяются только среди участников общества или заранее определенного круга лиц, общество признается закрытым (ЗАО), число его учредителей не должно превышать пятидесяти.

Минимальный размер уставного  капитала ОАО должен составлять не менее тысячекратной суммы МРОТ, а ЗАО - не менее стократной суммы.

Производственный кооператив (артель)- добровольное объединение граждан для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Здесь предполагается личное трудовое участие в его деятельности. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество, выделяемое УП при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Одним из основных компонентов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектам этой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты, продажа продукции - получением денег в обмен на поставленную продукцию, уплата налогов- платежами в бюджет, получение (погашение) банковского кредита- движением денежных средств по счетам предприятия и т.п. все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия.

Таким образом, финансы предприятий – совокупность денежных или финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. [6,c13].

    1. Принципы организации финансов

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечении финансовыми резервами, осуществлении контроля над финансово-хозяйственной деятельностью.

Все эти принципы организации  финансов существовали и ранее, но в  условиях рыночной экономики существенно развились (рис. 1).

 

Рис.  1 Принципы организации финансов



 

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности: источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организации самостоятельно разрабатывают маркетинговую политику. Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску новых сфер приумножения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других организаций, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования — одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных источников финансирования. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских организаций соответствует уровню развитых рыночных стран и составляет более 85%. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства. Такие организации по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе. Объективная необходимость материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством. Заинтересованность отдельных работников организации может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда.

Для организаций данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной не только обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, но и поддерживать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политике, созданию экономических условий для развития производства. Коммерческая организация может способствовать реализации данного принципа, соблюдая экономически обоснованные пропорции при распределении вновь созданной стоимости, собственного капитала, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть обеспечены рентабельной деятельностью организаций, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово- хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Организации, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство, уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным организациям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства. Руководители организаций несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

К отдельным работникам организаций применяются система  штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций (предприятий) также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств либо получением дохода, ниже предполагаемого. Наконец, могут происходить прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов.

Финансовые резервы  могут создавать коммерческие организации  всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет.

Информация о работе Государственное регулирование финансов предприятий