Государственное (финансовое) регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели
4. Обосновать структуру финансовых регуляторов социально – экономической сферы и особенности их практического применения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и классификация государственного(финансового) регулирования экономики………………………………………………………………………….4
2.Проведение регулирования через систему государственных расходов…......7
3. Налоговое регулирование ……………………………………………………...8
4.Кредитно-денежное регулирование ……………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………13
Литература………………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Гос фин рег реф.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

                                                  СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие  и классификация государственного(финансового)  регулирования экономики………………………………………………………………………….4 

2.Проведение регулирования через систему государственных расходов…......7 

3. Налоговое  регулирование ……………………………………………………...8 

4.Кредитно-денежное  регулирование ……………………………………………11 

Заключение…………………………………………………………………………13 

Литература………………………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        

                                                    ВВЕДЕНИЕ

   Роль  финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое  обеспечение потребностей расширенного  производства. Оно означает покрытие  затрат за счет финансовых  ресурсов (собственных, заемных,  привлеченных).

2. Финансовое  регулирование экономических и  социальных процессов. Регулирование  экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое  стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Оно осуществляется различными методами:

- через  эффективное вложение финансовых  ресурсов;

- создание  поощрительных фондов (фонды потребления,  фонды социальной сферы и др.); 
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); 
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

   Современная система государственного регулирования  социально-экономических процессов  представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты.

   Цель  данной работы –  оценить место  и роль финансового  регулирования экономики  и социальной сферы  в общей системе  государственного регулирования.

   Задачи:

   1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.

   2. Определить предпосылки  и условия проведения  эффективного государственного  финансового регулирования.

   3. Проанализировать  влияние различных  видов, форм и  методов финансового регулирования на основные экономические показатели

   4. Обосновать структуру  финансовых регуляторов  социально – экономической  сферы и особенности  их практического  применения.  
 

    1.  Понятие и классификация государственного(финансового) регулирования экономики 

      В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Исторически возникший вопрос о необходимости вмешательства, финансового регулирования со стороны государства по моему мнению несостоятелен. Ведь всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью.

   Предпосылками осуществления государственного финансового  регулирования экономики являются следующие исходные основания:

   1. Учет действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

   2. Разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление,  которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

   3. Наличие демократической системы  выражения взглядов и представляющих  их демократических институтов  для возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.           

    4. Наличие в стране отлаженной  законодательной системы, четко  и оперативно реагирующей на  отступление от норм и правил  поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

   Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского  общества», то есть такого цивилизованного  общественного устройства, которое  создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

   Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

   а) структурная перестройка экономики  с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим  переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

   б) демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех уровнях  управления и в формах собственности;

   в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия  всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

   г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

   Весь  процесс регулирования экономики  характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Приложение). Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.   
 

Типы  включают:

      ·        экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)

      ·        административное.

   Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

   Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

   Наиболее  многочисленными элементами классификации  являются методы регулирования, которые  могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

   Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

   1) валютный курс;

   2) процентные ставки на денежный  капитал;

   3) курсы международных платежных  средств и ценных бумаг;

   4) разнообразные методы страхования  от валютных рисков.

   Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

   Элементы  системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

   Применяемые элементы-регуляторы действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому  государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития. 

Информация о работе Государственное (финансовое) регулирование экономики