Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики. Задача общества — поддержать существование граждан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Финансы и кредит.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственного бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра экономики управления и права

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Финансы, денежное обращение и кредит

Тема: « Государственные внебюджетные фонды »

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнил:

                                                                           Студент 3 курса, гр. ЗФ-309/080-2-1

                                                                      Специальность: Экономика

                                                                       и управление

                                                                       Земанова К. Ю.

                                                                       Проверил: к. э. н., доцент

                                  Осторова Л.А.

 

 

 

 

2015г.

г. Челябинск

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Актуальность образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики. Задача общества — поддержать существование граждан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Цель данной работы: Изучить сущность деятельности государственных внебюджетных фондов.

Задачи:

1.Изучить  сущность, понятие внебюджетных  фондов, их классификацию;

    2.Изучить источники формирования  государственных внебюджетных фондов;

  3.Рассмотреть доходы и расходы государственных внебюджетных фондов;

   4.Проанализировать реформирование пенсионной системы.

Объект исследования – государственные внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

1.Сущность внебюджетных фондов, их классификация.

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов. Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджета определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. Сейчас используются оба способа. В соответствии с первым в составе бюджетов Российской Федерации вычленяются, например, земельные фонды. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды — форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды. Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Внебюджетные фонды используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам.

Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны. Источником формирования средств внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды являются инструментом стоимостного распределения. Их специфическое назначение состоит в том, чтобы распределять стоимость общественного продукта, выраженную в денежной форме, между направлениями целевого использования. Поэтому сущность внебюджетных фондов как сферы распределительных отношений раскрывается прежде всего через распределительную функцию, посредством которой реализуется общественное назначение внебюджетных фондов — обеспечение значимых, для государства целевых мероприятий необходимыми финансовыми ресурсами. Объектом действия распределительной функции выступает стоимость валового общественного продукта и национального дохода в денежной форме. Распределительные процессы имеют место и внутри внебюджетных фондов. Так, мобилизованные средства могут распределяться не только па предусмотренные мероприятия, что уже предполагает альтернативное их использование, по и на иные финансовые вложения. Благодаря этой функции внебюджетные фонды финансируют производственный процесс, активно влияя па пего. На основе распределительной функции обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториалыюе перераспределение валового общественного продукта. Создаваемые внебюджетные фонды служат для обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов и для предупреждения возможных диспропорций в экономической и социальной сферах жизни общества. Таким образом, чрезвычайная важность этой функции требует постоянного совершенствования распределительного механизма и более полного его соответствия производственному процессу.

Денежное выражение стоимости распределяемого валового общественного продукта позволяет контролировать весь ход распределительного процесса. Появляется возможность вовремя отслеживать и контролировать полноту и своевременность формирования средств внебюджетных фондов, кассовые разрывы, распределение ресурсов и выполнение обязательств внутри самих фондов, использование временно свободных финансовых ресурсов, выполнение оперативных и перспективных планов. Одним из главных ресурсов для реализации контрольной функции выступает финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности. Актуально стоит вопрос о достоверности и доступности финансовой информации, так как именно от ее качества зависит правильность принимаемых управленческих решений.

В свою очередь, внебюджетные фонды выполняют ряд особых функций, раскрывающих их сущность и отличия от других элементов финансовой системы. К их числу относятся: концентрация финансовых ресурсов, оперативное управление финансовыми ресурсами, целевое использование аккумулируемых средств. Функция концентрации финансовых ресурсов предполагает, что внебюджетные фонды сосредоточивают средства, поступающие из различных заранее определенных источников, состав которых зависит от цели функционирования фонда и конкретных экономических условий. Поступившие средства, как правило, находятся в собственности государства, по непосредственное управление ими осуществляет руководство внебюджетных фондов в соответствии с утвержденным бюджетом и финансовым планом. Полученные средства расходуются внебюджетными фондами по строго целевому назначению. В отличие от государственного бюджета внебюджетные фонды имеют узкоцелевую направленность и гораздо меньше возможностей по маневрированию средствами. За счет средств фондов финансируются социальные, экономические и другие общественно значимые мероприятия.

 Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

– срокам действия – постоянные и временные;

– принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;

– направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Государственные внебюджетные фонды находятся в распоряжении государственных органов власти (федеральных, субъектов Федерации), местные – в распоряжении органов местного самоуправления.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.

Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

 

 

2.Источники формирования государственных социальных внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение: формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей. Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Источниками формирования внебюджетных фондов являются обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;• добровольные взносы физических и юридических лиц;• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами• другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами. Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:

* Пенсионный фонд РФ,

* Фонд социального страхования  РФ,

* Фонд обязательного медицинского  страхования РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Социальные внебюджетные фонды— самостоятельные финансово-кредитные учреждения.

Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.

Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

3.Направление  расходования государственных социальных  внебюджетных фондов.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 2. Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дотаций и (или) иных межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дотаций и (или) иных межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Пенсионные фонды− наиболее крупные из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов.

Из всех фондов, средства которых направляются на социальные цели, пенсионные фонды самые крупные; в развитых странах они достигают 50-60% объема всех средств, направляемых на социальные цели.

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета.

Доходы пенсионного фонда формируются из следующих источников:

-страховых взносов работодателей;

-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

-страховых взносов иных граждан;

-ассигнований из госбюджета;

-добровольных взносов.

Расходы пенсионного фонда направляются на следующие цели:

выплату государственных пенсий;

выплату пособий по уходу;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным;

финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФ.

Основной источник формирования доходов ПФ —страховые платежи.

Фонд социального страхования Российской Федерации — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Доходы ФСС образуются за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды