Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 15:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере РФ определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
На основе цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
проанализировать внутреннею и внешнюю задолженность РФ в настоящее время
рассмотреть принципы долговой политики РФ в перспективе.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы сущности государственных заимствований………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований, государственные гарантии…………………………………………………………..5
1.2 Формы и методы государственных заимствований………………..…8
1.3 Источники погашения государственных заимствований……...……14
Глава 2. Рынок государственного долга, его формирование и развитие в России.………............................................................................................................16
2.1 Анализ внутреннего долга России…………………………..…………16
2.2 Анализ внешнего долга России……………………………...…………24
2.3 Принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………...………..31
Список используемой литературы
ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом.
Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в июле 2006 года. В декабре 2006 года был проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).
ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года.
ОФЗ – представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги.
ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.
ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.
ОФЗ-ФК – облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.
ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД. Причины же формирования государственного долга в России имеют свою специфичную историю. Прежде всего, нужно отметить ту часть внешнего долга бывшего СССР, которую Российская Федерация приняла на себя – 102 млрд. долл. Остальная задолженность сформировалась вследствие заимствований российского правительства преимущественно в 1992-1998годах на внешнем и внутреннем рынке. Здесь имеются ввиду займы у международных финансовых организаций – Международного Валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов. Поскольку российскому правительству не удавалось вплоть до 2000года реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 года за счет внутренних и внешних займов.
Как уже отмечалось, до 1995года Министерство финансов финансировало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка, т. е. осуществляло монетизацию государственного долга. Эта практика было прекращена в 1995 году. Однако, прекратив финансирование за счет прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счет внутренних займов. Выпуская ГКО – ОФЗ, правительство стремилось покрыть дефицит государственного бюджета неинфляционном путем. Однако мобилизованные средства использовались неэффективно, т. е. Направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отраслей (угольная промышленность), на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата и т. п. Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политики не уделялось должного внимания. Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило, и, соответственно собираемость налогов в госбюджет ос оставляла желать много лучшего. Тяжелое налоговое бремя, отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, финансовые структуры (коммерческие банки страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды) как уже говорилось, прибегали к ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую (по меркам стран с развитой рыночной экономикой) доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых. Нерезиденты (на рынке ГКО к середине 1998года их доля составляла около 30%) также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и государственный долг рефинансировался. Таким образом, правительство Российской Федерации выстраивало «финансовую пирамиду», которая рухнула 17 августа 1998 года, когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам.
В целом восстановление рынка внутреннего долга и его смежных сегментов произошло лишь к началу 2002года. К этому времени были в основном решены следующие задачи:
федеральных облигаций;
В 2002году помимо традиционных размещений ГКО со сроками обращения пять-восемь месяцев и 2,5-3,5-летних ОФЗ-ФД, инвесторам был предложен новый вид федеральных облигаций – с амортизацией дохода (ОФЗ-АД). Особенностью этих ценных бумах является погашение их номинальной стоимости частями в течение двух их последних лет обращения. Они являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющие право их владельцам на получение номинальной стоимости(частями) и дохода в виде процента, начисляемую на номинальную часть непогашенной стоимости. По срокам обращения ОФЗ-АД – самые «длинные» ценные бумаги Правительства РФ. Они быстро стали популярными среди инвесторов.
Основными задачами, решаемыми в рамках долговой стратегии на 2003-2005год, в части государственного долга являлись:
На начало 2005го года государственный внутренний долг России уже был представлен практически только тремя разновидностями ценных бумаг - ОФЗ-АД (71%), ОФЗ-ФК (23%), ОФЗ- ПД (6%).
Таблица 1. Динамика внутреннего государственного долга за последние 12 лет в млрд. руб.
Виды ценных бумаг |
ГКО |
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ГСО- ППС |
ГСО- ФПС |
ОГНЗ |
ОРВВЗ 1992г. |
ОГСЗ |
Итого долг |
01.01.98 |
272,61 |
47,62 |
115,78 |
- |
- |
- |
- |
1,77 |
0,11 |
13,08 |
450,97 |
01.01.99 |
16,82 |
0,13 |
346,83 |
112,56 |
- |
- |
- |
2,64 |
0,12 |
14,64 |
493,74 |
01.01.00 |
7,43 |
0,04 |
402,21 |
112,43 |
- |
- |
- |
2,69 |
0,14 |
4,88 |
529,82 |
01.01.01 |
3,05 |
24,11 |
359,21 |
122,77 |
- |
- |
- |
19,5 |
0,18 |
3 |
531,82 |
01.01.02 |
19,54 |
24,1 |
307,82 |
138,53 |
- |
- |
- |
20,73 |
0,21 |
0,12 |
511,05 |
01.01.03 |
18,82 |
24,1 |
350,74 |
207,07 |
42,29 |
- |
- |
11,5 |
0,08 |
0,11 |
654,71 |
01.01.04 |
2,72 |
24,1 |
50,48 |
199,31 |
375,42 |
- |
- |
11,5 |
0,04 |
0,1 |
663,67 |
01.01.05 |
0,02 |
0,001 |
43,31 |
171,22 |
542,24 |
- |
- |
- |
0,03 |
0,0002 |
756,82 |
01.01.06 |
0,02 |
0,001 |
123,64 |
131,13 |
596,33 |
- |
- |
- |
0,03 |
- |
851,15 |
01.01.07 |
- |
- |
205,62 |
94,83 |
675,16 |
0,42 |
52 |
- |
0,03 |
- |
1028,06 |
01.01.08 |
- |
- |
288,42 |
51,43 |
807,59 |
10,42 |
91 |
- |
0,03 |
- |
1248,89 |
01.01.09 |
- |
- |
328,17 |
33,83 |
882,03 |
45,41 |
132 |
- |
0,03 |
- |
1421,47 |
01.01.10 |
- |
- |
706,37 |
- |
863,38 |
135,42 |
132 |
- |
- |
- |
1837,17 |
Как же изменилась структура государственного внутреннего долга на 01.01.2010?
Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО. Из таблицы также видно, что государственный внутренний долг РФ увеличивается каждый год (кроме величины госдолга по состоянию на 01.01.2002 - 511,05 млрд. рублей по сравнению с величиной 531,82 млрд. рублей по состоянию на 01.01.2001)
Рассмотрим современное состояние внутреннего долга по состоянию на 1 ноября 2010 года. Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 01.11.10 года составил 2 225,973 млрд. рублей. Наибольший вес (более 50% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, наименьший (менее 6%) – фиксированная процентная ставка на каждый купонный период.
Рисунок 1.Структура внутреннего государственного долга РФ по состоянию на 01.11.10 (в процентах)
Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения и видам обязательств.
Таблица 2.Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации по срокам погашения и по видам обязательств на 01.12.2008
Год погашения |
По видам долговых обязательств |
Всего | ||||
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ГСО-ФПС |
ГСО-ППС | ||
2008 |
- |
- |
- |
- |
10,000 |
- |
2009 |
41,011 |
33,828 |
18,649 |
- |
10 |
103,488 |
2010 |
83,33 |
- |
47,794 |
- |
- |
131,124 |
2011 |
78,771 |
- |
31,000 |
- |
0,415 |
110,186 |
2012 |
82,408 |
- |
31,000 |
- |
- |
113,408 |
2013 |
42,650 |
- |
2,600 |
- |
- |
45,250 |
2014 |
- |
- |
7,420 |
- |
- |
7,420 |
2015 |
- |
- |
47,420 |
- |
- |
47,420 |
2016 |
- |
- |
47,420 |
- |
- |
47,420 |
2017 |
- |
- |
56,417 |
- |
- |
56,417 |
2018 |
- |
- |
105,796 |
- |
- |
105,796 |
2019 |
- |
- |
53,124 |
- |
- |
53,124 |
2020 |
- |
- |
51,680 |
- |
- |
51,680 |
2021 |
- |
- |
74,573 |
- |
- |
74,573 |
2022 |
- |
- |
35,111 |
52,000 |
- |
87,111 |
2023 |
- |
- |
34,111 |
39,000 |
- |
73,111 |
2024 |
- |
- |
18,000 |
41,000 |
- |
59,000 |
2025 |
- |
- |
19 |
- |
- |
19,000 |
2026 |
- |
- |
19 |
- |
- |
19,000 |
2027 |
- |
- |
22 |
- |
- |
22,000 |
2028 |
- |
- |
20 |
- |
- |
20,000 |
2029 |
- |
- |
23 |
- |
- |
23,000 |
2030 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2031 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2032 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2033 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2034 |
- |
- |
29,228 |
- |
- |
29,228 |
2035 |
- |
- |
58,455 |
- |
- |
58,455 |
2036 |
- |
- |
29,228 |
- |
- |
29,228 |
Итого |
328,170 |
33,828 |
882,026 |
132,000 |
10,415 |
1386,439 |
Из таблицы 2 видно, что конечным сроком погашения обязательств по государственным ценным бумагам является 2036 год. Общая сумма обязательств 1386, 439 млрд. рублей, их них 328,170 – выплаты по ОФЗ-ПД (23,8% от общей суммы), 33,828- выплаты по ОФЗ-ФК (2,4%), 882,026- ОФЗ-АД(63,6 %), ГСО-ФПС – 132,000 ( 9,5 %) и ГСО-ППС всего 10, 415млн.рублей( 0,7 %). Самые большие выплаты предстоят по Облигациям федерального займа с амортизацией дохода.
2.2. Анализ внешнего долга России.
По абсолютным цифрам российский внешний госдолг – один из самых низких в Европе. А по относительным показателям – самый низкий, составляя лишь 8% от объема ВВП. Для сравнения – после кризиса 98-го года, внешний долг составлял почти 100% ВВП. Рост сырьевых цен значительно способствовал погашению внешнего долга.
Рассмотрим структуру внешнего долга РФ.
В настоящее время внешний долг России складывается из:
- кредитов Парижского клуба;
- задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб;
- задолженности России перед странами СЭВ;
- кредитов
международных финансовых
- коммерческой задолженности;
-рыночных займов России (еврооблигаций);
-предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.
На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.
Внешний государственный долг России на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, сообщил Минфин РФ.
Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу РФ, накопленная с 1992 году составила 1 млрд. долларов, странам, не вошедшим в клуб – 1,8 млрд. долларов. В 2006-2007 годах Россия досрочно погасила долг бывшего СССР перед клубом в размере 23,4 млрд. долларов.
Парижский клуб - межправительственный
институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий
около 20 стран инициаторомсоздания которого
выступила Франция. Объединение было создано
в 1956 году. Его цель - пересмотр условий
внешних займов развивающихся стран для
избежания одностороннего моратория.
Клуб практикует продление сроков погашения
долга или его части, списание 30-60 процентов
задолженности наименее развитых государств,
продажу их долгов третьим странам или
международным организациям.
Вступление России в Парижский клуб (в
1995 г.) заставило страну признать свое
обязательство по долгу СССР отказаться
от части дебиторского долга. В то же время
Россия добилась фиксации курса рубля
по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек
за доллар.
Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,3 млрд. долл., «коммерческий» долг – 0,83 млрд. долл., задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком «Нордик» на 1 января 2010 года составила 3,8 млрд. долларов. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации – 26,2 млрд. долл. (69,7%).
Таблица 1.Структура внешнего государственного долга Российской Федерациив 2006-2010 годах в млрд. долларах США.
Наименование |
01.01.06 |
% |
01.01.07 |
% |
01.01.08 |
% |
01.01.09 |
% |
01.01.10 |
% |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) |
76,5 |
100 |
52 |
100 |
44,9 |
100 |
40.6 |
100 |
37,6 |
100 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
25,2 |
32,94 |
3,1 |
5,96 |
1,8 |
4,01 |
1.4 |
3,44 |
1,0 |
2,65 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
3,5 |
4,57 |
3,3 |
6,35 |
2,2 |
4,9 |
1.9 |
4,67 |
1,82 |
4,8 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
2,1 |
2,75 |
1,9 |
3,65 |
1,5 |
3,34 |
1.4 |
3,44 |
1,3 |
3,45 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
1,1 |
1,44 |
0,8 |
1,54 |
0,7 |
1,56 |
1.2 |
2,95 |
0,83 |
2,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
5,7 |
7,45 |
5,5 |
10,58 |
5 |
11,13 |
4.6 |
11,33 |
3,8 |
10,10 |
Еврооблигационные займы |
31,5 |
41,18 |
31,9 |
61,35 |
28,6 |
63,7 |
27.7 |
68,22 |
26,23 |
69,76 |
ОВГВЗ |
7,1 |
9,28 |
4,9 |
9,42 |
4,5 |
10,02 |
1.8 |
4,45 |
1,75 |
4,65 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0,3 |
0,39 |
0,6 |
1,15 |
0,6 |
1,34 |
0.6 |
1,5 |
0,9 |
2,39 |
Информация о работе Государственные заимствование, их формы и методы