Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:47, контрольная работа
Финансовая система страны является одной из основных характеристик государства. Наравне с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и т.д. Все страны мира имеют свою уникальную, исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели государства на сегодняшний день не существует.
1. Государственный бюджет
2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
3. Пропорции бюджетного
4. Область бюджетного
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
2.4.3 Функции государственного бюджета
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
К основным показателям государственного бюджета относятся:
1. Доходы; 2. Официальные трансферты; 3. Расходы; 4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование); 5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
2.5 Особенности налоговых систем развитых стран и систем
Одним из важнейших факторов, позволяющих говорить о становлении действительно единой Европы, является гармонизация налоговых систем стран-членов Европейского союза (ЕС). Этому процессу уделяется особенное внимание, поскольку только при его успешной реализации можно говорить о создании единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
При проведении совместной политики в области налогообложения в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное значение максимально возможной степени унификации в этой области, с другой - требование учета интересов стран-членов Союза, зачастую прямо противоположных. Это приводит к тому, что, как правило, вначале принимается на уровне декларации принципиальное решение, как должен быть в будущем решен тот или иной вопрос, затем начинает проводиться длительная и постепенная работа по гармонизации национального налогового законодательства. Поэтому одновременно с основными нормами существует большое количество переходных положений, а также правил, имеющих локальное действие для одного государства или группы государств.
Новое регулирование НДС было введено заблаговременно, 1 января 1993 года. Эта дата считается моментом образования единого европейского рынка.
Если сейчас, как и ранее, НДС уплачивается в стране, где товар продается конечному пользователю, и соответственно при его вывозе для продажи он освобождается от НДС страны происхождения, то начиная с 1997 года ситуация может поменяться прямо в противоположную сторону. Предполагается, что НДС будет взиматься в стране, где товар был изготовлен, в результате чего поставки в другую страну-член ЕС будут по своему налоговому режиму идентичны поставкам внутри страны, то есть можно говорить о создании действительно единого рынка. Подобный порядок уже существует в сфере посылочной торговли (по каталогу). В перспективе предприниматели смогут вычитать из подлежащей уплате суммы НДС, соответствующую составляющую в цене поставленного им из другой страны-члена ЕС товара, равную НДС, уплаченному в стране происхождения.
Полностью сняты какие-либо ограничения на ввоз из одной страны в другую товаров, приобретаемых конечными потребителями в личных целях. Ранее эти ограничения распространялись на подакцизные товары: алкогольные напитки, сигареты и так далее. Связано это было, разумеется, не с наличием дефицита этих товаров в каких-либо странах, а с тем, что при их покупке акциз и НДС попадали в бюджет государства, на территории которого осуществлялась продажа. Существует одно серьезное исключение из этого принципа. При покупке новых (со сроком эксплуатации менее 3 месяцев) автомототранспортных средств сохранен прежний порядок. В этом случае, даже если, к примеру, автомобиль или мотоцикл приобретается частным лицом, НДС уплачивается в стране, в которую это транспортное средство ввозится.
Дополнительная унификация достигается путем выравнивания ставок НДС. Размер стандартной ставки должен составлять не менее 15 процентов. Разрешено вводить льготные ставки, но не ниже 5 процентов. Ограниченный круг товаров, имеющих важное социальное значение, может быть освобожден от НДС (данное положение носит временный характер).
Отдельный комплекс проблем составляют платежи, осуществляемые в рамках европейской аграрной политики. В законодательстве большинства стран-членов ЕС закреплено положение о том, что налоги могут преследовать и иные, кроме фискальных, цели, то есть использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики. Так, при ввозе сельскохозяйственной продукции из третьих стран на территорию ЕС в случае, если мировые цены ниже европейских, импорт облагается пошлиной, равной по своему размеру этой разнице. При вывозе собственной продукции европейский производитель получает соответствующую компенсацию, равную разнице между мировой ценой и ценой, по которой он мог бы (хотя бы теоретически) осуществить продажу на территории ЕС. Как правило, европейские цены выше мировых, однако в тех редких случаях, когда это не так, пошлина взимается при вывозе товара за пределы ЕС, а компенсация выплачивается при ввозе. По мнению самих европейских специалистов, налоговая политика в сфере продаж сельскохозяйственных продуктов, несмотря на высокий уровень вмешательства государственных органов в рыночные отношения, крайне неэффективна.
Важным фактором, позволяющим говорить о государственном характере ЕС, является наличие собственного бюджета, формируемого в значительной степени не из взносов государств-членов Союза, а из "европейских" налогов. В бюджет ЕС зачисляются, в частности, сельскохозяйственные пошлины, а также определенная доля от НДС, собираемого национальными финансовыми органами.
В заключение необходимо еще раз отметить эволюционный характер всех изменений, осуществляемых в рамках процесса построения единого европейского рынка. На создание таможенного союза ушло примерно 45 лет, однако в настоящее время темпы ускорились и на создание единого пространства, где будет взиматься гармонизированный НДС, отводится значительно меньше времени. В любом случае о возможных изменениях становится известно заблаговременно, не менее чем за 1 год. Принципиальные изменения планируются и становятся известными общественности в долгосрочной (до 5 лет) перспективе, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности осуществлять стратегическое планирование.
2.6 Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств.
Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
2. Соблюдение режима экономии.
Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.
3. Безвозвратность государственных расходов.
Экономическая сущность расходов бюджета
проявляется во множестве видов расходов.
Каждый вид расходов обладает качественной
и количественной характеристикой. При
этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная – их величину.
Структура бюджетных расходов ежегодно
устанавливается непосредственно в бюджетном
плане и зависит от экономической ситуации
и общественных приоритетах. Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном производстве;
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
Информация о работе Государственные финансы развитых стран, их состав и структура