Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:38, доклад
Белоруссия занимает территорию, расположенную между Балтийским, Азово-Черноморским и Каспийским бассейнами, что делает ее географическое положение очень выгодным. Она граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Территория ее находится менее чем в 500 км от Москвы, Петербурга, Киева, стран Балтии. Вдоль границ отсутствуют ярко выраженные природные рубежи, что делает ее территорию легко доступной для прохождения транспортных путей. Через страну проходят крупнейшие транзитные магистрали, она находится в фокусе связей России и многих европейских стран. Белоруссия не имеет выхода к морю, поэтому для нее очень важно соседство со странами Балтии, установление с ними взаимовыгодных политических и экономических отношений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЛОРУССИИ.
1 часть. Географическое положение.
Белоруссия занимает территорию, расположенную между Балтийским, Азово-Черноморским и Каспийским бассейнами, что делает ее географическое положение очень выгодным. Она граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Территория ее находится менее чем в 500 км от Москвы, Петербурга, Киева, стран Балтии. Вдоль границ отсутствуют ярко выраженные природные рубежи, что делает ее территорию легко доступной для прохождения транспортных путей. Через страну проходят крупнейшие транзитные магистрали, она находится в фокусе связей России и многих европейских стран. Белоруссия не имеет выхода к морю, поэтому для нее очень важно соседство со странами Балтии, установление с ними взаимовыгодных политических и экономических отношений.
Особое место занимает сотрудничество с Калининградской областью РФ, позволяющее использовать ее балтийское побережье. Здесь строятся специализированные терминалы в г. Светлый, контейнерные терминалы на базе морского торгового флота в Калининграде, создается совместная российско-белорусская рыбопромысловая компания.
Структура торговых связей Белоруссии определяется в значительной степени ее сырьевой базой и особенностями хозяйственного комплекса.
В экспорте ведущее место занимают товары обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственная продукция. В импорте основное место занимают топливо (около 30%), изделия машиностроения (более 20%), сельскохозяйственная продукция, продукты питания (около 13%), металлы (более 12%).
Основными партнерами во внешней торговле являются страны СНГ, среди которых первое место занимает Россия. Особое место во внешнеторговых связях Белоруссии занимают российские регионы. Подписаны и действуют соглашения и договоры с 60 субъектами РФ. Основными торговыми партнерами являются Москва, на которую приходится 34% российско-белорусского товарооборота, Тюменская область, Санкт-Петербург, Московская область. На долю этих регионов приходится 61% общего объема товарооборота между двумя странами.
2 часть. Бюджет Белоруссии.
Бюджет Республики Беларусь на 2012 год
Бюджет Беларуси на 2012 год, одобренный без поправок и Палатой Представителей, и Советом Республики, не может не радовать своей бездефицитностью, и социальной направленностью. Однако, есть ли повод для радости на самом деле? Ведь 2012 год, год после экономического кризиса, должен стать переломным. Почему? Ответ очевиден. Для недопущения повторения ситуации, в которой оказалась страна в 2011 году. Ну что же, давайте попробуем разобраться, так ли на самом деле хорош бюджет 2012 года. Последует ли какие-то коренные изменения в экономической политике Беларуси в предстоящем году. Для ответов на эти и многие другие вопросы перейдем к рассмотрению самого бюджета Беларуси, а именно его доходной и расходной частей.
Бюджет Республики Беларусь: доходная часть
В первую очередь, рассмотрим налоговые
доходы. Их доля по сравнению с 2011 годом
хоть и увеличилась, но незначительно.
Однако стоит более подробно остановиться
на изменениях в налоговом законодательстве,
которые последуют в 2012 году. Самый главное
изменение – это снижение ставки налога
на прибыль на 6% (с 24% до 18%). Но здесь есть
один печальный момент. С одной стороны,
государство снизило ставку налога на
прибыль, но при этом отменило все льготы,
касающиеся прибыли. Раньше у субъектов
предпринимательства была возможность
финансировать свои капитальные вложения
за счет образовавшейся у них прибыли,
которая налогом на прибыль не облагалась.
Теперь такой возможности у них нет. Сначала
заплати налог на прибыль, а только потом
финансируй свои капиталовложения. На
мой взгляд, преимущество от снижения
налога на прибыль сомнительное. Это подтверждается
и самими цифрами, заложенными в доходной
части бюджета Беларуси (снижение ставки налога на
прибыль составило 6%, а снижение доли налога
на прибыль в бюджете Беларуси составило
всего 0,07%). Что касается НДС, то это по-прежнему
основная доходная статья бюджета, а если
быть точным, то каждый третий рубль в
бюджете – это НДС. При всем при этом есть
большие вопросы относительно ставки
НДС, которая на сегодняшний момент составляет
20%. Вопросы касаются ЕЭП. Беларусь с 2012 года работает
в новых условиях – в ЕЭП (едином экономическом пространстве)
с Россией и Казахстаном. Для сравнения:
в России ставка НДС – 18%, а в Казахстане
– 12%. Сказать, что эти условия позволяют
на равных конкурировать белорусским
предприятиям с их российскими и казахстанскими
коллегами, это значит ничего не сказать.
Что касается остальных налогов, доля
которых не превышает 0,2%, то, на мой взгляд,
если всерьез говорить о либерализации
налоговой системы, властям Беларуси надо
было бы задуматься о целесообразности
сохранения данных налогов. Ведь отмена
данных налогов незначительно снизит
поступления в бюджет, но в тоже время
достаточно сильно упростит ведение хозяйственной
деятельности. При всем при этом можно
отметить все же и несколько положительных
моментов, а именно: снижение налоговой
нагрузки на малый и средний бизнес (снижение
ставок налогов при упрощенной системе
налогообложения), возможность применения
ускоренной амортизации (однако, данный
механизм достаточно сложен, поэтому говорить
о его практическом применении пока рано),
также возможность переноса убытков на
будущие прибыли (но здесь, как и с амортизацией,
все выглядит достаточно запутанно).
Далее рассмотрим неналоговые доходы бюджета Республики Беларуси. Интерес вызывает статья под
названием – Дивиденды по акциям и доходы
от других форм участия в капитале. Доходы
составляют всего, внимание, 0,8%. Что говорит
только об одном, государство – это далеко
не самый эффективный собственник. И судя
по этой цифре в 2012 году государство эффективным
собственником, к сожалению, не станет.
Что касается, доходов бюджета Беларуси от осуществления приносящей
доходы деятельности, то и тут особых изменений
нет. Активизации приватизационных процессов,
судя по цифрам, не предвидится, тоже самое,
касается и активизации рынка земли. Однако,
именно по приватизации(В 2012 году в экономику
Беларуси по предварительным прогнозам
планируется привлечь $3,7 млрд прямых иностранных
инвестиций, из которых $2,5 млрд должны
составить поступления от приватизации
государственной собственности. Объем
поступлений от приватизации в размере
$2,5 млрд является одним из условий получения
очередного транша кредита ЕврАзЭС.) есть
большие вопросы. Ведь кредит, который
получила Беларусь от фонда ЕврАзЭс, предусматривает
приватизацию в 2011—2013 гг. на сумму $7,5 млрд
(по $2,5 млрд ежегодно). Однако, судя по цифрам,
заложенным в бюджете Беларуси, никаких крупных приватизационных
сделок не предвидится?!
Вот такая доходная часть бюджета Беларуси,
вызывающая много сомнений и оставляющая
много вопросов.
Бюджет Республики Беларусь: расходная часть
Если говорить о расходах бюджета Беларуси, то, к сожалению, особых изменений здесь не предвидится. Хоть 2012 год должен стать переломным в экономической политике государства, однако, исходя из цифр расходной части бюджета Беларуси, этого не случится.
Что же, давайте более подробно рассмотрим, расходы государства, запланированные на 2012 год. По-прежнему приоритетной отраслью остается сельское хозяйство. Пустая трата денег, так как это неэффективная отрасль (ежегодно на поддержку сельского хозяйства Беларуси тратится около $4 млрд), отдачи нет, а денежные вливания по-прежнему огромны. Здесь возникает логичный вопрос: почему тратятся такие огромные суммы на поддержку сельского хозяйства, а критериев эффективности для оценки целесообразности такой поддержки до сих пор нет. Локомотив экономики – промышленность, но поддержка данной отрасли в 6 раз меньше, чем поддержка сельского хозяйства. По-моему, это недоразумение. Однако, изменений здесь как не было, так и нет.
Поддержка здравоохранения,
несомненно, важная миссия государства.
Однако, получается, что поддерживая
здравоохранение (закупка импортного оборудования,
лекарств, строительство новых больниц и поликлиник), государство
забыло о самих врачах. Потому что получается
уникальная ситуация: больницы и поликлиники
есть, оборудование есть, а работать некому.
Причины банальны: отсутствие материальной
заинтересованности у специалистов. Если
работая в областных центрах, еще можно
получать более менее серьезную зарплату,
то такого не скажешь про районные центры,
зарплаты в которых вызывает лишь смех.
Как говорится, смешно и неудобно.
Также в 2012 году суммы на обслуживание
госдолга (В 2012 году иностранные инвесторы
вложили в Белоруссию (кроме банков) на
24,1% меньше средств, чем за 2011 год, а госдолг
республики по итогам 2012 года вырос на
10,6%. Об этом 31 января проинформировали
Национальный статистический комитет
Белоруссии и Минфин Белоруссии. "Внешний
государственный долг по состоянию на
1 января 2013 года составил 12,0 млрд. долларов
США при установленном лимите 14,3 млрд.
долларов США, увеличившись с начала года
на 209,9 млн. долларов США", - сказано в
сообщении Минфина Белоруссии. Т.о., внешний
госдолг Белоруссии по итогам 2012 года
вырос почти на 2%. На сокращение внешней
задолженности сказались погашение части
основного долга по кредиту stand-by МВФ и погашение дебютного выпуска белорусских
гос. облигаций на российском фондовом
рынке. Росту госдолга способствовали
привлечение кредитов Всемирного банка, банков Китая и АКФ ЕврАзЭС.
Внутренний госдолг Белоруссии на 1 января 2013 года составил 25,8 трлн белорусских рублей (+ 45% по итогам 2012 года) при установленном лимите 34 трлн бел.руб. На увеличение внутреннего государственного долга повлиял выпуск валютных и рублевых гособлигаций. Внешние и внутренние долговые обязательства госорганов Белоруссии (с учетом гарантий) на 1 января 2013 года определены в размере 166,154 трлн бел. руб. - т.е. 31,5% от ВВП (+15,2% по итогам 2012 года). Нацбанк Белоруссии не опубликовал данных по росту внешнего и внутреннего долга по итогам 2012 года.
По данным Белстата, за 2012 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили $14,3 млрд инвестиций - на 24,1% меньше, чем в 2011 году. "Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (46,7% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (25,2%), Кипра (6,4%), Австрии (4%), - отметили в Белстате. - Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (39,2% от всех поступивших инвестиций), транспорта (27,8%), промышленности (24,4%)". Наиболее привлекательным для иностранных инвесторов был г. Минск (73,4%).
) увеличатся
в 3 раза. За счет каких средств
будут производиться выплаты, в принципе,
понятно. Наверняка, это будут золотовалютные
резервы, потому что активизации приватизации не предвидится (судя по цифрам).
Ну и напоследок, хочется отметить, бюджет Беларуси 2012 сохранил все свои недостатки.
Какие? Перекрестное субсидирование, реструктуризацию
и рефинансирование неэффективных государственных
программ. Государственную поддержку
получают, к сожалению, не самые эффективные
предприятия, а предприятия, имеющие сильное
лобби в правительстве.
Вот такой вот бюджет Беларуси на 2012 год. Непонятно, за счет
чего правительство собирается достигнуть
поставленных целей: ВВП – 510 трлн Br (рост
по сравнению с 2011 годом на 80%), инфляция
– 19-22%, если основные подходы экономической
политики, которые использовались в кризисном
2011 году не изменились.
3 часть. Влияние РФ на государственный бюджет Белоруссии.
Союзное государство.
8 декабря 1999 года – дата подписания Договора о создании Союзного государства.
Беларусь и Россия поставили перед собой задачи создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения равных прав граждан.
Тесное сотрудничество в торгово-экономической сфере – одна из основных целей Союзного государства, закрепленная в договоре о его создании.
В настоящее
время создана необходимая
Объем взаимной торговли между государствами – участниками Союзного государства за период с 1996 по 2008 год вырос более чем в пять раз – с 6,5 до 34,2 млрд. дол. Внешнеторговый оборот в кризисном 2009 году сократился на треть, тем не менее Беларусь в торговле с Россией заняла первое место среди стран СНГ. В рамках Союзного государства работает 28 тыс. предприятий в Беларуси и России, обеспечивающих достойный труд 5 млн. тружеников.
Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них: «БелРусАвто» - по развитию дизельного автомобилестроения; «Формат» - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; «Межгосметиз» - по производству металлокорда; «Оборонительные системы» и др.
В российсо-белорусских отношениях возрастает роль быстро развивающегося межрегионального сотрудничества. В настоящее время все шесть белорусских областей и г.Минск связаны соглашениями о сотрудничестве практически со всеми субъектами Российской Федерации. В первую десятку по объему торговли с Беларусью входят также Московская, Смоленская, Ярославская и Нижегородская области, республика Татарстан.
Союзное государство может предложить мировому сообществу грандиозный проект создания мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию.
В настоящее время 83% товарооборота из России в Европу и обратно идет через Беларусь.
Для России Беларусь важна и как страна – транзитер нефти и газа.
Для нашей страны очень важно, чтобы цена на газ была на уровне оптовых цен для потребителей России пятого ценового пояса. В Союзном государстве должен быть единый оптовый рынок энергоресурсов, а цены должны регулироваться государствами-участниками синхронно.
За период с 2000 года полностью или частично за счет средств союзного бюджета профинансировано выполнение 40 совместных программ, призванных вывести предприятия наших стран на качественно новый уровень производства.
В реализации совместных программ участвует около 180 предприятий Республики Беларусь и свыше 250 – России.
15 марта 2011 года в Минске были приняты важные интеграционные решения, которые определили дальнейший ход формирования Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана и строительство Союзного государства Беларуси и России.
О сотрудничестве Витебской области с Российской Федерацией
Экспорт в страны СНГ составил за 2011 год 1,3 млрд. долларов (темп 123,5%), импорт – 3,8 млрд. долларов (темп 125,8%), из них на Российскую Федерацию приходится 90 процентов всех поставок по экспорту и 97 процентов закупок по импорту.