Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 18:19, контрольная работа
Цель данной работы заключается в исследовании бюджетной системы Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность бюджета и бюджетной системы РФ;
- проанализировать главный государственный бюджет страны.
Введение
3
1. Теоретические аспекты бюджетной системы РФ
1.1.Понятия «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов
1.2. Сущность бюджетной системы РФ
5
5
8
2. Государственный бюджет как основной элемент экономической
политики государства
2.1. Характеристика государственного бюджета РФ
12
12
2.2. Современная бюджетная система Российской Федерации
16
Заключение
22
Список использованных источников
24
Введение |
3 |
1. Теоретические аспекты бюджетной системы РФ 1.1.Понятия «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов 1.2. Сущность бюджетной системы РФ |
55 8 |
2. Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства 2.1. Характеристика государственного бюджета РФ |
1212 |
2.2. Современная бюджетная система Российской Федерации |
16 |
Заключение |
22 |
Список использованных источников |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек)
традиционно понимается централизованный
денежный фонд, формируемый на том или
ином уровне для обеспечения функций и
задач соответствующих органов власти
(государственной, местной). Эта трактовка
в наибольшей степени раскрывает содержание
бюджета как социально-экономического
явления, его роль в общественном производстве.
Бюджет в этом смысле — основа функционирования
государства в целом, его национально-государственных
и административно-
Тема данной работы достаточно актуальна, так как с развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.
С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.
Цель данной работы заключается в исследовании бюджетной системы Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность
- проанализировать главный |
|
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятия «бюджет» в теории финансов
Бюджет как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной характеристики его сущности. Если содержание термина «финансы» включает в себя такие понятия, как «финансы» - «финансовый план» - «финансовые ресурсы», тогда по аналогии термин «бюджет» будет иметь следующее содержание: «бюджет» - «бюджетный план» - «бюджетный фонд».
Экономические и финансовые категории являются научной абстракцией, но служат важным инструментом углубленного познания финансовых явлений. Бюджет как финансовая категория по своей природе имеет объективный характер и отражает реально существующие в обществе отношения. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения задач обороны, покрытия издержек государственного управления.
Бюджет является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.
Аргументируя свою позицию, автор утверждает, что бюджет является абстрактной экономической категорией, т.е. обобщенным представлением таких реально существующих явлений и процессов, в результате которых происходит распределение общественного продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные отношения, которые потом материализуются в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.
Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.
Каждое государство имеет бюджетный фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу образования и использования многих видов денежных фондов (предприятий и организаций различных форм собственности, государства, кредитной системы), то бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный централизованный денежный фонд - бюджетный.
В процессе финансово-экономических отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные фонды субъектов РФ) и органов местного самоуправления (муниципальные бюджетные фонды).
Бюджетные фонды имеют сложную организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.
Исследование сущности бюджета как центрального звена финансовой системы позволяет сделать вывод, что существуют различные мнения о количестве функций, присущих бюджету.
Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции бюджета. Сущностной характеристикой бюджета является распределение общественного продукта и национального дохода в целях мобилизации его части в бюджетном фонде с последующим распределением бюджетных средств на определенные цели.
Следовательно, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.
Функции бюджета объективны, как объективна сама эта категория. Однако использование бюджета в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления).
Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.
1.2 Сущность бюджетной системы РФ
Организационно-финансовой формой функционирования бюджета государства является бюджетная система. Обратимся вновь к терминам, с помощью которых можно определить сущность бюджета, и отметим, что данные термины являются промежуточными при переходе к понятию «бюджетная система». Понятия формально уже характеризовали бы бюджетную систему при условии ее саморегуляции. Но поскольку бюджетная система требует регулятора, то следует представить ее определение.
В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем и т.д.
В популярном «Энциклопедическом словаре» понятие «система» характеризуется следующим образом: «система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
В этом же источнике дано понятие системного подхода: «системный подход, направление методологии, научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину».
Как уже отмечалось, бюджетная система представляет собой совокупность взаимодействующих планов, фондов, что следует считать очевидными признаками системы. Но экономическая система требует включения регулятора, управленческого аппарата.
Главным и определяющим условием создания и функционирования системы является ее организация. «Энциклопедический словарь» определяет понятие «организация» как:
- устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в строгую систему;
- группу людей, объединенных общей программой, общей целью или задачей; общественное объединение, партийное и т.п. учреждение.
Аналогичная дефиниция содержится в «Словаре иностранных слов». Таким образом, понятие «организация» включает в себя совокупность элементов, их объединение, т.е. относится к терминам, характеризующим систему.
Обратимся к тектологии - всеобщей организационной науке, созданной в начале XX в. русским ученым А.А. Богдановым, основу которой составляет исследование всеобщих законов функционирования и развития разных систем, в том числе экономических и социальных. А.А. Богданов подчеркивал, что специфика организации (построения) социальных и экономических систем проявляется в том, что их элементы могут быть разнородными, т.е. проявлять себя в качестве объектов или субъектов системы, при этом должно сохраняться единство, сочетание элементов. Целостность системы требует гармонизации во взаимодействии ее элементов, их взаимодополнения.
Ученый А.А. Богданов отмечает взаимодействие самоорганизации и организации социальных и экономических систем как наиболее организованных и совершенных. При этом под самоорганизацией понимается вид организации, обусловленной внутренними причинами. Она предполагает упорядочение системы при случайных самопроизвольных воздействиях.
Организация - это свойство упорядоченной системы, вызванное внешними по отношению к ней факторами. Обязательным элементом системы является организационная структура, осуществляющая свое влияние (управление, регулирование) на систему в целях ее гармонизации, сбалансированности, пропорциональности.
Регулирующие действия осуществляются властными государственными и общественными структурами. В свою очередь, элементы отмеченной системы распадаются на множество других подсистем, взаимосвязанных элементов. Так, на каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:
- источников финансовых ресурсов;
Информация о работе Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства