Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:50, реферат
Автор работы ставит перед собой цель – раскрыть тему «Государственный долг и его виды», то есть рассмотреть, что такое Государственный долг, его формы и виды, методы управления государственным долгом.
Материалом для написания реферата послужили Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 26.04.2012), учебники Л.А. Дробозиной,И.А. Бескова и Интернет-ресурсы.
Введение 3
Государственный долг 4
1.1Формы и виды государственного долга 5
1.2 Структура 7
1.3 Методы управления государственным долгом 9
1.4 Методы рефинансирования государственного долга 10
Политика займов в настоящее время 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Оглавление
Введение 3
Государственный долг 4
1.1Формы и виды государственного долга 5
1.2 Структура 7
1.3 Методы
управления государственным
1.4 Методы
рефинансирования
Политика займов в настоящее время 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Автор работы ставит перед
собой цель – раскрыть тему «Государственный
долг и его виды», то есть рассмотреть,
что такое Государственный
Материалом для написания реферата послужили Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 26.04.2012), учебники Л.А. Дробозиной,И.А. Бескова и Интернет-ресурсы.
Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении отражена цель реферата, источники для написания реферата, его структура. В основной части реферата рассмотрены виды государственного долга, его структура, методы управления и рефинансирования, а так же состояние государственного долга в России на современном этапе развития. В заключении сформулированы основные выводы по теме.
Государственный долг (в
соответствии с Бюджетный кодекс
РФ Глава 14 Статья 97) - это долговые обязательства
РФ перед физическими и
Основаниями для образования государственного долга являются:
· государственные и
· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
· соглашения и договоры
(в том числе международные), заключенные
от имени Российской Федерации или
субъекта РФ, о пролонгации и
Существует несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.
В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется:
· государственный долг Российской Федерации;
· государственный долг субъекта Российской Федерации;
· муниципальный долг.
Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.
Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня испол ьзуют все свои полномочия.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:
– внутренний долг;
– внешний долг;
Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.
Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:
– капитальный государственный долг;
– текущий государственный долг;
Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
– кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
– государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
– договоров и соглашений
о получении Российской Федерацией
бюджетных кредитов от бюджетов других
уровней бюджетной системы
– договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
– соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
Структура государственного
долга Российской Федерации представляет
собой группировку долговых обязательств
Российской Федерации по установленным
настоящей статьей видам
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным
от имени Российской Федерации
как заемщика от кредитных
организаций, иностранных
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным
в федеральный бюджет из
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам,
ранее отнесенным в
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств
по государственным гарантиям,
выраженным в валюте
5) объем иных (за исключением
указанных) долговых
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
Российской Федерации,
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести:
Существует несколько методов рефинансирования государственного долга. Рассмотрим некоторые из них.
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Государственный внутренний
долг РФ состоит из задолженности
прошлых лет и вновь
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9% ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, за 2012г. вырос на 14,6% и составил на 1 января 2013г. 4 трлн 64,288 млрд руб. Об этом говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ. На 1 января 2012г. внутренний госдолг РФ составлял 3 трлн 546,4 млрд руб.