Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:44, отчет по практике
Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Колледж бизнеса и права
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и финансов
Специальность 080106 «Финансы»
Отчет по учебной практике
на тему
«Государственный долг»
Иркутск 2005
Введение
Я выбрала тему «Государственный долг», потому что мне интересно, чем живет и дышит наша страна. Государственный долг играет не менее важную роль в развитии экономики страны. Прежде чем начать свой анализ хотелось бы вкратце рассказать о государственном долге.
Долг- это состояние (запас), а не движение (поток), т.к. он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг - это долг самим себе. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В статье «Анализ еврозайма Нижегородской области как финансового инструмента инвестиций» авторы пишут о внешнем долге Нижегородской области США. Постепенно происходит замещение внешней задолженности на внутренний долг с более низкой стоимостью обслуживания и равномерным графиком погашения. Это происходит следующим образом. В 1997г. Нижегородская область заняла у США 100 млн. долларов сроком на 5 лет под 8,7% годовых, с условиями выплаты процентов 2 раза в год - в апреле и октябре. Из этих 100млн. долларов США было распределено чуть более 70 млн. долларов США. Наибольший удельный вес займа у департамента финансов г. Нижнего Новгорода – более 50%. Наименьший удельный вес займа у ЗАО «Маяк» - 0,44% или 310 тыс. долларов США.
После августовского кризиса 1998 г. Долги по еврозайму выросли до фантастических размеров. Но держатели еврооблигаций согласились отложить погашение до 2005 г. с 3-летним льготным периодом. По условиям соглашения с кредиторами на 2003 - 2005 гг. должен приходиться пик платежей, с апреля 2003 г. началось погашение основного долга, которое запланировано проводить 5 траншами.
По состоянию на 20.01.2003 г. общая сумма задолженности Нижегородской области составляла 119 млн. 372 тыс. долларов США. В апреле 2003 г. администрация области не нашла денег для погашения еврозайма и решила получить ссуду из федерального бюджета и взять кредит в Сбербанке РФ. В апреле 2003 г. область выплатила 23 млн. 874,5 тыс. долларов США по основному долгу и 5 млн. 222,5 тыс. долларов США по процентам. После этого у области остался непогашенный общий долг на сумму 95,5 тыс. долларов по основному долгу и 10 млн. 44 тыс. долларов США по процентам.
Второй транш по еврозайму в октябре 2003 г. Нижегородская область выплатила в размере более 28,05 млн. долларов США. После выплаты второго транша остаток долга составил 77,9 млн. долларов США.
Таким образом, погашая внешний долг за счет ссуды и кредита, у области образовывается внутренний долг. За счет этого область уменьшает риски, связанные с колебаниями курса доллара.
Нижегородская область взяла беспроцентную ссуду из федерального бюджета в размере 200 млн. руб. и опережающего трансферта в размере 360 млн. руб. Эти средства направлены на погашение основного долга.
В третьем транше 212,6 млн. руб. Нижегородская область выплатила за счет собственных средств.
30 сентября 2004 г. Нижегородская область полностью выплатила четвертый транш по еврозайму в размере 758,6 млн. руб. за счет бриджкредитов и собственных средств бюджета.
Постепенное замещение внешней задолжности на внутренний долг с более низкой стоимостью обслуживания и равномерным графиком погашения снижает валютный риск заимствования, происходит выравнивание пиков платежей. В результате уменьшается совокупная долговая нагрузка на бюджет области.
А. В. Лазин в своей статье «Особенности размещения еврооблигаций» раскрывает, как размещаются еврооблигации на еврорынке. Выпуск еврооблигаций на еврорынок происходит в форме открытой подписки и частного размещения. Размещение в первой форме осуществляется среди практически не ограниченного круга инвесторов, а частное, наоборот – среди небольшой группы инвесторов. Законодательства большинства государств не требует обязательной регистрации эмиссии и раскрытия инфляций для выпусков еврооблигаций. Германия, Франция и Япония регулируют время и объём выпусков, а США и Канада не делают попыток регулирования эмиссий еврооблигаций.
Традиционно эмиссия еврооблигаций осуществляется двумя траншами: еврорыночным в форме на предъявителя и американским регистрируемым траншем. Правильный выбор валюты займа имеет исключительную важность для элемента, так как он должен принимать во внимание размер валютного риска и нестабильность риска срочных финансовых инструментов.
К настоящему моменту сложились следующие схемы организации эмиссии еврооблигаций:
Основные действия заемщика остаются всегда неизменными:
День принятия решения об окончательных ценовых и объемных параметрах нового выпуска считается днем «запуска» ценных бумаг. Датой закрытия сделки считается день окончания ее оформления: подписываются последние документы и завершаются расчеты.
Стоимость заимствования на внешнем рынке зависит во многом от общего состояния мировой экономики и рынков капитала в ведущих финансовых центрах мира, прежде всего, в США и Лондоне, а также от рейтинга эмитента. С позиции заемщика следует учитывать расходы по размещению долговых обязательств.
Что касается России, то за посткризисный период заметно расширился набор выпускаемых российскими компаниями инструментов: кредитные ноты и среднесрочные евроноты. Для эмиссии еврооблигаций и евронот субъектов РФ и самой России пригодна прямая эмиссия (топливно-сырьевые и естественные монополии – «Газпром», «ЕЭС России», «РЖД»). Вариант эмиссии от дочерней компании наиболее подходит для эмиссии еврооблигаций и евронот с короткими и средними сроками обращения крупных российских компаний и банков, а также для правительств субъектов РФ. Эмиссия иностранной компанией от имени российского эмитента может оказаться приемлемой практически для всех российских юридических лиц, располагающих необходимым обеспечением и имеющих устойчивые связи на финансовых рынках.
В статье 2880 – Распоряжение правительства РФ «О заключении Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об окончательном урегулировании задолженности бывшего СССР и РФ перед КНР » от 1 июля 2005 года говорится об окончательном урегулировании задолженности бывшего СССР и РФ перед КНР в соответствии с пунктом 1 ст.11 Федерального Закона «О международных договорах РФ».
По достижении договоренности с китайской стороной поручено подписать указанное соглашение от имени Правительства РФ заместителю председателя Правительства РФ Жукову А.Д.
В статье 2139 - Постановление правительства РФ «О подписании соглашения между РФ и Северным инвестиционным банком о займе для финансирования проекта «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений» от 23 мая 2005 года говорится о займе России Северному инвестиционному банку в размере 40 млн.долларов США со сроком погашения 18 лет для финансирования проекта «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений».
Министерство финансов должно подписать соглашение от имени РФ.
Министерство регионального развития РФ должно информировать Северный инвестиционный банк о вступлении соглашения в силу. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству обеспечить реализацию проекта. Министерству финансов РФ предусматривать средства для обслуживания и погашения займа. Софинансирование проекта должны обеспечивать Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с соглашением.
В статье 2140 постановление Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Повышение инвестиционной привлекательности г. Казани» от 23 мая 2005 года Правительство РФ постановляет: в пункте 1 настоящего постановления принять предложение Министерства финансов о подписании соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Повышение инвестиционной привлекательности г. Казани» Российской Федерации в размере 125 млн. долларов США со сроком погашения 17 лет.
Во втором пункте Правительство РФ постановляет Министерству финансов РФ подписать Соглашение от имени РФ, осуществить необходимые мероприятия для вступления соглашения в силу и уведомить об этом Международный банк реконструкции и развития и зак5лючить договор о реализации проекта с кабинетом Министров республики Татарстан, администрацией г. Казани.
В пункте 3 настоящего Постановления Министерства финансов РФ совместно с кабинетом Министров республики Татарстан и администрацией г. Казани должен обеспечить реализацию проекта.
В четвертом пункте Правительство РФ постановляет Министерству финансов РФ при формировании проекта предусматривать средства, необходимые для обслуживания и погашения займа и средства, необходимые для дополнительного финансирования мероприятий.
В статье 3331 Постановление Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости» от 2 августа 2005 года. Правительство РФ постановляет принять предложение Федерального агентства кадастра о подписании Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости» в размере 100 млн. долларов СШВ со сроком погашения 17 лет.
Во 2 пункте Федеральному агентству кадастра поручается подписать Соглашение от имени РФ, осуществить мероприятия, необходимые для вступления соглашения в силу, информировать об этом Международный банк реконструкции и развития и обеспечить реализацию проекта.
В 3 пункте установить, что обслуживан6ие и погашение займа будут осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости предусматривать совместно с Министерством финансов в федеральном бюджете средства для софинансирования проекта.
В статье 3332 Постановление Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета». Российская Федерация берет займ в размере 80 млн. долларов США со сроком погашения 17 лет в соответствии с предложением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правительство РФ во втором пункте постановляет Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды подписать Соглашение от имени РФ, осуществить мероприятия, необходимые для вступления Соглашения в силу и уведомить об этом Международный банк реконструкции и развития, обеспечить реализацию проекта.
Установить, что за счет средств федерального бюджета будут осуществляться обслуживание и погашение займа. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с Министерством финансов РФ предусматривать средства для финансирования мероприятий.