Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка и обоснование теоретических подходов к управлению долговыми обязательствами страны и выработка методических рекомендаций по совершенствованию управления долговыми обязательствами на федеральном уровне. Для реализации цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические положения о государственном долге как экономической категории, а также классификацию государственного долга;
исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;
сформулировать новые подходы к управлению государственным долгом, позволяющие оптимизировать его влияние на бюджет.

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА..…6
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга……………………………………………………………………..…………6
1.2. Содержание и методы управления государственным долгом………….12
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга…...….16
Глава 2. СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….………23
2.1. Анализ состояния внутреннего государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….……….23
2.2. Анализ состояние внешнего государственного долга Российской Федерации……………………………………………….……………………….26
2.3. Влияние государственного долга на финансовую политику государства и его социально-экономические последствия для Российской Федерации……32
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………36
3.1. Повышение эффективности использования заемных средств на внутреннем рынке……………………………………………………………….36
3.2. Соблюдение оптимального соотношения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации………………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Государственный долг_ содержание и социально-экономические последствия.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим выбор, который делает отдельный гражданин между созданием долга, с одной стороны, и налогообложением, с другой, проанализируем поведение индивидуума в рассматриваемом аспекте. Основные моменты проведенного микроэкономического анализа долговой проблемы сводятся к следующему.

Во-первых, осуществляя выбор между  альтернативами финансирования, индивидуум может предпочесть исполнять свои фискальные обязательства сейчас через текущие налоги, или же он может предпочесть создание долга сейчас и исполнять свои фискальные обязательства в будущем. Его решение будет зависеть от временного предпочтения. Если он желает отложить расходование своих средств (в форме уплаты налогов), он выберет или проголосует за долговое финансирование. Это именно то, что долг позволяет ему сделать: отложить во времени действительную необходимость уменьшить покупательную силу над частными товарами. Государственный долг является для обычного гражданина методом откладывания затрат (затрат в виде уплаты налогов) на будущее. Очевидно «бремя» долга будет размещаться в последующих периодах, которые следуют за эмиссией долга. Для принятия решения индивидуумом создание долга и налогообложение не являются равнозначными методами. Долг – это будущие налоги, а налогообложение - это налоги сегодня. Для индивидуума далеко не безразлично - платить налоги сегодня или же воспользоваться возможностью отложить уплату налогов на будущее.

Во-вторых, в современной литературе не существует единого мнения о существующих различиях между внутренним и внешним государственным долгом, о бремени, которое накладывает каждый из видов долга. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе широко распространено утверждение о существенных различиях между внутренним и внешним долгом. Это вызывает вполне оправданные вопросы. Действительно, почему внешний долг должен так фундаментально отличаться от внутреннего долга? Почему долговое бремя столь критически зависит от того, кто является покупателем государственной облигации? Как этот выбор влияет на экономическое положение налогоплательщика данной страны, которая эмитирует внешний долг?

Внутренний и внешний долг оказывают одинаковое влияние на собственный капитал граждан-налогоплательщиков. Если государственный долг существует, то независимо от того, внутренний он или внешний, конечно же существует и бремя. И при рассмотрении проблемы бремени существующего долга кажется, что внутренний и внешний долг оказывают различное влияние.

Для обслуживания и амортизации  внешнего долга ресурсы должны быть извлечены из внутренней экономики  за пределы границ данной политической единицы, платежи должны быть осуществлены в пользу иностранных держателей государственных облигаций. В этом нет необходимости, когда держателями являются граждане данной страны, процентные и амортизационные платежи осуществляются внутри экономики. Из этого очевидного различия следует, что при прочих равных условиях внешний долг является более обременительным, чем внутренний долг того же размера. Этот анализ пренебрегает тот факт, что прочие условия не могут быть равными в этой ситуации. При осуществлении внешних заимствований ресурсы для производства общественных благ привлекаются извне, из источников, выходящих за пределы данного общества. На первоначальном этапе, во время которого продаются облигации и конструируется общественный проект, внутренние ресурсы данной экономики не отвлекаются от частного в пользу общественного использования. Привлеченные извне дополнительные ресурсы замещают внутренние ресурсы, которые в ином случае использовались бы для производства общественных благ. Таким образом, остается больше ресурсов для инвестирования во внутреннюю экономику, и эти ресурсы будут приносить доход, достаточный для полного обслуживания внешнего долга. Иными словами, активов, остающихся в распоряжении граждан, будет больше, и они будут приносить нормальный доход для обеспечения ресурсами для выплаты процентов и основного долга.

Вероятно, при разумной государственной политике в отношении внешних заимствований и при цивилизованности внутреннего долга вряд ли можно категорически утверждать, что для индивидуума внешний долг более обременителен, нежели внутренний.

Следует отметить, что в определенных ситуациях внешний долг действительно более обременителен. Это происходит в тех случаях, когда заимствованные средства используются неэффективно, с минимальной выгодой, а также при недостаточности дохода от использования внутренних ресурсов. На наш взгляд, выгоды, полученные в результате использования внешних средств, и доход от внутренних сохраненных ресурсов должны превышать сумму процентов и основного долга. В противном случае действительно будет иметь место утечка товаров и услуг за пределы страны в пользу иностранного кредитора и в данном случае внешний долг более обременителен.

В-третьих, в современной экономической  литературе широко распространено мнение о том, что внутренний государственный долг не налагает бремени на будущее поколение, поскольку государственные обязательства размещаются внутри страны среди свои граждан и организаций, то есть «мы должны сами себе».

Внутренний  государственный долг, представляя собой сумму обязательств перед гражданами, одновременно является активом граждан как держателей облигаций. На первый взгляд, такое утверждение выглядит действительно логичным, особенно если оперировать агрегированными показателями. Тем не менее подобное утверждение таит в себе заблуждение. Если те экономические субъекты, которые являются держателями инструментов внутреннего государственного долга, находятся в пределах национальной экономики, то процентные и амортизационные платежи осуществляются им из налоговых сборов. И эти платежи принято считать трансфертными платежами. И в принципе, это действительно так. Но вряд ли можно согласиться с утверждением, что внутренний государственный долг не налагает бремени, а предполагает лишь трансфертные платежи.

Если внутренний долг является трансфертом, то внешний и  частный виды долга являются трансфертами точно в том смысле, что и внутренний долг. И в том и в другом случае процентные и амортизационные платежи представляют собой трансферты доходов от индивидуумов, которые являются заемщиками-дебиторами, к индивидуумам, которые являются займодавцами-кредиторами. Во всех случаях эти платежи являются контрактными, договорными. Тот простой факт, что для удобства ведения национальных счетов только платежи по внутреннему долгу открыто считаются трансфертами, не имеет никакого отношения к анализу долгового бремени.

Если правительство  выбирает не нарушать свои долговые обязательства, то обслуживание внутреннего государственного долга, которое носит трансфертный характер, не модифицирует экономические обстоятельства индивидуума, который является членом данного общества.

Для налогоплательщика как внутренний, так и внешний долг являются методом отсрочивания, перемещения на будущие периоды времени налоговых платежей. При осуществлении внутренних заимствований возникают долговые обязательства перед кредиторами, которые являются гражданами данной страны. А при внешних заимствованиях возникают обязательства перед нерезидентами. И в том и в другом случае существует долговое бремя, бремя будущих платежей. Государственный долг – это завтрашние налоги, и этот факт справедлив для любых его форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. состояниЕ внутреннего И ВНЕШНЕГО государственного долга Российской Федерации

2.1. Анализ состояния  внутреннего государственного долга   Российской Федерации

 

Внутренний долг — 1) обязательства, возникающие в валюте РФ; 2) задолженность государства своим предприятиям, организациям и населению, возникшая в результате привлечения их средств для выполнения государственных программ, эмиссии государственных ценных бумаг и наличия вкладов населения в государственных банках.

Внутренний государственный долг составляет сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам (облигациям) и невыплаченным по ним процентам. В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.4

Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (рис. 2), причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по ОФЗ.

Рис. 2. Объем государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям, млрд.руб.

 

Если в 2009 году на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации (рис. 3), то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы.

Рис. 3. Доля государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме государственного долга РФ, %

 

При этом уже в 2014 году сумма прямых расходов федерального бюджета по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в связи с отсутствием у Российской Федерации прав требования к должникам, допустившим нарушение своих финансовых обязательств, может достичь 57,5 млрд. руб.

В планируемом периоде формирование и реализацию долговой политики необходимо осуществлять, исходя из того, что, во-первых, интенсивные методы применения госгарантий себя исчерпали, и, во-вторых, накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета.

Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (рис. 4).

Рис. 4. Объем исполнения государственных гарантий РФ, млрд.руб.

 

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2013 годах представлена в приложении 1.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее  – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года. В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом. Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Объем и структура внутреннего государственного долга РФ

Показатели

на 01.01.2010 г.

отчет

на 01.01.2011 г.

закон №308-ФЗ

млрд.руб.

структура, %

млрд.руб.

структура, %

Государственный внутренний долг, всего

2094,7

100

3726,7

100

в том  числе:

       

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1837,1

87,7

2933,0

78,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

прочая  задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2


 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга РФ будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года. Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2011 году составил 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году.

 

2.2. Анализ состояние  внешнего государственного долга  РФ

 

Внешний долг — это  обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте. В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1.01.2011 составил 488,7 млрд. долларов США и увеличился на 21,4 млрд. долларов США, при этом за счет операций платежного баланса он вырос на 31,4 млрд. долларов США, а вследствие курсовых и прочих изменений снизился на 10,0 млрд. долларов США (рис. 5).5

Рис. 5. Внешний долг РФ в 2007-2010 гг. (млрд. долларов США)

 

Структура государственного внешнего долга РФ представлена в приложении 1. Совокупные заимствования банков и прочих секторов достигли 442,1 млрд. долларов США (в структуре внешнего долга РФ их доля выросла до 90,5%). Органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования нарастили внешнюю задолженность до 46,6 млрд. долларов США (снижение доли в структуре совокупного долга до 9,5%). Вместе с тем удельный вес внешнего долга государственного сектора в расширенном6 определении вырос за год до 40,8% и достиг 199,3 млрд. долларов США.

Также необходимо обратить внимание на показатели внешней долговой устойчивости РФ. К ним относятся:

  1. Коэффициент "Внешний долг/ВВП", % - соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема ВВП.
  2. Коэффициент "Внешний долг/ЭТУ", % - соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).
  3. Коэффициент "Платежи по внешнему долгу/ВВП", % - соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу России в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема ВВП.
  4. Коэффициент "Платежи по внешнему долгу/ЭТУ", % - соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).
  5. Коэффициент "ЗВР/платежи по внешнему долгу", % - коэффициент покрытия годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) международными (золотовалютными) резервами (ЗВР).
  6. Внешний долг на душу населения, долл. США (таблица 2).

Информация о работе Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия