Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права".

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный долг РФ.docx

— 237.76 Кб (Скачать файл)

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг РФ полностью  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной  власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Экономическое содержание государственного долга

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в  системе финансовых отношений, структуре  активов и пассивов экономики. В  соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства  РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права".

Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг. Увеличение долга  происходит в результате капитализации  процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящих условиях государственный  долг выдвинулся в центр экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным. В общей постановке в  проблеме государственного долга можно  выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние  государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия  к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических  лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как  правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в  которой спад производства в течение  длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства  являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике России.

Структура государственного долга Российской Федерации

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых обязательств.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Внешний долг частного и федерального сектора

По данным Центрального Банка  Российской Федерации, общий внешний  долг России (частный и федеральный  сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США.[15] По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долларов США.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).[16]

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.- Внешний долг Российской Федерации

Динамика  государственного внешнего долга России

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный  со стремительным ростом мировых  цен на это сырьё, государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу  августа 2006 Россия осуществила досрочные  выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный  долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний  и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США  — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.- Динамика государственного внешнего долга России

 

Внутренний долг государственный

Внутренний долг государственный  — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных  программ и заказов средств негосударственных  организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ, перед  юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ. Внутренний долг охватывает задолженности  прошлых лет, вновь возникшие  задолженности и долговые обязательства  бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Внутренний долг – это  долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь  форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг  от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в  установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и не рыночные, возникшие  по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих  законодательных актов.

Нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и  услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительны. Это связано  с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к  перераспределению доходов внутри страны.

 

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

 

В научной литературе государственный  долг определяется сложившейся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом.

Процесс управления государственным  долгом имеет особое значение для  проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования.

Регулирует и осуществляет деятельность по управлению государственным  долгом Министерство финансов, Государственная  дума ЦБ РФ, которые определяют: 1) общий  объем бюджетного дефицита; 2) объем  и характер займов, необходимых для  его финансирования; 3) разрабатывают  кредитную политику и ее обеспечение; 4) законодательный контроль над  новыми внешними заимствованиями (Гос. Думой ежегодно утверждаются программы  внешних заимствований).

 

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

 

Управление государственным  долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего долга.

Достижение долгосрочной цели долговой политики предполагает ре-шение нескольких задач на разных этапах:

I. 2000-2003 гг. на рынке государственных  ценных бумаг происходили позитивные  перемены:

1. проведена новация по государственным ценным бумагам,

2. восстановлено доверие участников рынка,

3. отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка.

II. 2000-2003 гг. значительно улучшились  качественные характеристики рынка.  Снижение уровня доходности по  государственным облигациям (7-8% в  конце 2003 г.) было продиктовано  складывающейся макроэкономической  и бюджетной ситуацией. Кроме  того, снижение доходности позволило  достичь существенной экономии  процентных рас-ходов.

Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила:

- удлинить сроки государственных  внутренних заимствований;

- оптимизировать платежный  график по государственному внутреннему  долгу.

2002-2003 гг. – Минфин России  впервые провел рыночное размещение  долгосрочных государственных облигаций  (в 2002 г. – с погашением в  2008 г., в 2003 г. – с погашением  в 2012 и 2018 гг.)

- увеличилась ликвидность  рынка и ежедневный оборот  по государственным облигациям.

В 2002-2003 гг. государственные  внутренние заимствования заместили  часть внешних займов без увеличения процентных расходов.

III. Использование портфеля  позволило Банку России уже  с конца 2002 г. возобновить операции  на открытом рынке.

IV. В 2003-2004 гг.Минфином  России ведутся активные операции  на рынке ГКО-ОФЗ, что способствовало  улучшению структуры долга и  снижению стоимости его обслуживания. Общий объем погашения ОФЗ-ФК, выпущенных в целях проведения новации ГКО-ОФЗ, за 2002-2004 гг. составил 114,5 млрд. рублей.

Дальнейшее позитивное развитие рынка государственных внутренних заимствований нуждается в решении  ряда проблем. Препятствием для этого  является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций  в портфелях нескольких крупных  участников, придерживающихся консервативной стратегии, что негативно сказывается  на основных показателях качества рынка. Для преодоления данной проблемы в 2004 г. введены в обращение на рынке госбумаг эталонных выпусков, обладающих высокой ликвидностью и  потому выступающих в качестве индикатора стоимости заимствований. Максимальная доля владения облигациями данных выпусков - около 30-35% от объема выпуска.

Информация о работе Государственный долг РФ