Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1. История развития государственного внешнего долга России
2. Общее понятие о государственном долге
3. Классификация государственного долга
4. Государственный внешний долг
5. Рынок государственного долга
6. Управление государственным долгом
7. Проблема внешней задолженности России
8. Участие России в международных организациях
9. Социально-экономические последствия государственного долга
II. Практическая часть
III. Законодательная часть
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Бюджетная классификация Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кур.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

 

¨  конверсия - изменение доходности займов;

 

¨  консолидация - увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа;

 

¨  унификация - объединение нескольких займов в один. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита [22, с.347];

 

¨  обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации;

 

¨  отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску ценных бумаг не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов по ранее выпущенным займам [22, с.348];

 

¨  аннулирование государственного долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется обычно, когда политическая власть меняется или когда государство признает себя банкротом;

 

¨  реструктуризация задолженности – изменение структуры долга. Для РФ актуальна замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые;

 

¨  рефинансирование задолженности – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

 

Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения.

 

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

 

¨  финансовое размещение – финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;

 

¨  бюджетное использование – финансирование бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;

 

¨  смешанное бюджетно-финансовое размещение.

 

В РФ используется второй способ размещения – это самый неэффективный способ использования внешнего долга.

 

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов (на начало 2002 г. они составили 38 млрд. долл.) [15], новых заимствований и конвертации задолженности в акции предприятий.

 

В РФ в качестве источника погашения внешнего долга используют новые заимствования. Россия начинает работать на обслуживание государственного внешнего долга. В области управления внешним долгом первоочередными задачами для РФ являются:

 

¨  оптимизация структуры долга (по срочности – необходимо привлекать средне- и долгосрочные кредиты; по видам долга – расширять круг используемых финансовых инструментов, например, за счет своповых соглашений; по доходности – расширять эмиссию ценных бумаг, учитывать соотношение рублевой и валютной доходности);

 

¨  использование проектов, финансируемых за счет связанных кредитов;

 

¨  конверсия внешнего долга – обмен долга на национальную валюту (своп в национальные активы); выкуп долга с дисконтом; обмен долга на экспорт; обмен долга на собственность; обмен долга на долг;

 

¨  управление внешними финансовыми активами – инвентаризация российского имущества за рубежом, попытаться возвратить долги России и российское золото, находящееся за рубежом.

 

7. Проблема внешней задолженности России

 

Российская Федерация – правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

 

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Основная часть внешнего долга приходится на задолженность СССР. Россия в период с 1991 по 1998 гг. получила кредиты от МВФ в размере более 13,6 млрд. долл., от МБРР – 5,6 млрд. долл., от ЕБРР и от стран ОЭСР под гарантии их правительств более 22 млрд. долл. США.

 

СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993, 1994 и 1995 гг.

 

В последнее десятилетие отмечается опасная тенденция роста государственных заимствований России. Вопреки мировой практике западные кредиторы не всегда учитывали низкую кредитоспособность России.

 

На начало 2000 г. государственный долг снизился в связи с его погашением по графику. Наибольшую задолженность Россия имела перед Германией (27,6 млрд. долл.), Италией (6,1 млрд. долл.), Японией (4,3 млрд. долл.), Францией (3,9 млрд. долл.), США (3,0 млрд. долл.), Великобританией (1,4 млрд. долл.), Канадой (1,4 млрд. долл.), Южной Кореей (1,2 млрд. долл.) и Кувейтом (1,2 млрд. долл.). Задолженность бывшим социалистическим странам составляет сейчас порядка 14,6 млрд. долл. Из них 1,52 млрд. Югославии, 3,24 – Чехии, 1,42 – Китаю, 0,39 – Венгрии, 0,1 – Болгарии, Польше и Румынии –по 0,02 млрд. [16, с.5].

 

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

 

Парижский клуб – это группа главных государств – кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами странам – кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долл.

 

В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей.

 

В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.

 

Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.

 

С ним также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. (в том числе 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением семилетнего льготного периода.

 

В марте 1996 г. МВФ принял решение о предоставлении России в течение трех лет расширенного кредита в размере 10,2 млрд. долл., первые транши которого Россией уже получены. Выделение кредита началось в марте 1996 г. путем перечисления каждый месяц 340 млн. долл.

 

В июле 1998 г. вновь Россией была достигнута договоренность с МВФ о предоставлении 10-15 млрд. долл. для обеспечения стабилизации российского рубля при условии проведения страной жесткой финансовой политики (снижение темпов инфляции и бюджетного дефицита).

 

Следует отметить, что Россия получила отсрочку по погашению капитальной суммы долга. Это не относится к выплате процентов по нему. Только в 1999 г. сумма процентных платежей должна составить 17,5 млрд. долл. Кроме того, еще 1 млрд. в год стоит обслуживание наших облигаций, размещенных на внешнем рынке.

 

Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает 15-17 млн. долл. ежегодно.

 

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены.

 

Более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.

 

Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора. Долг бывших социалистических и развивающихся государств составляет более 120 млрд. долл. Основная часть внешнего долга приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Ливию. В 1992 г. Россия должна была получить по операциям в счет погашения задолженности 14,2 млрд. долл., а фактические поступления составили 2 млрд. долл. Большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами. Такие долги оформлены в рублях и долларах США и не котируются на мировых рынках, поскольку в договорах указывалось, что любые действия по этим долгам должны быть объектом предварительной государственной договоренности. К середине 1990-х годов осуществлена продажа лишь единичных долговых обязательств. Постепенно возвращают долги Аргентина, частично Вьетнам, Индия погашает свой долг, поставляя в Россию чай, хлопок, изделия ширпотреба. Вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов должно облегчить поступление долгов с таких стран, как Алжир, Йемен, Вьетнам и др. МВФ, рассматривая вопросы о предоставлении этим странам очередных кредитов, ставит перед ними требования о необходимости заключения с Россией соглашений о погашении их задолженностей.

 

8. Участие России в международных организациях

 

Одной из форм многостороннего сотрудничества между государствами являются международные организации и фонды. Они объединяют государства, национальные институты, общества для достижения общей цели в области политики, экономики, культуры и др. Международные организации формируют свои фонды с целью многосторонней координации деятельности участвующих сторон. Создаются межгосударственные целевые фонды денежных средств на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

 

Наша страна и ее национальные институты являются участниками многих международных организаций и межгосударственных фондов. Они делятся на несколько типов по способу формирования доходов и характеру функционирования. К первому типу относятся межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций. Они функционируют на основе уставного капитала с долевым участием вкладчиков, предоставляя им целевые кредиты и создавая целевые фонды. В результате своей деятельности эти организации получают доходы, которые распределяются на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов. К этому типу организаций относятся Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

 

Существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны, и Международном Валютном Фонде (МВФ) – с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ – это юридически самостоятельные организации с различными целями, хотя они и возникли в одно и то же время (1945 г.).

 

Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МВФ.

 

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

 

МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов (181 страна), а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных организациях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.

 

В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

 

Членские взносы составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение потребностей его членов. Для оказания помощи государствам-членам в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с 1962 г. использует кредитную линию, так называемые Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), возобновляемые каждые пять лет для заимствования средств у правительств и банков «группы 10». «Группа 10» образована десятью промышленно развитыми странами, с самого начала ставшими членами ГСЗ (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония). В 1984 г. к ним присоединилась Швейцария.

Информация о работе Государственный долг РФ