Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:05, курсовая работа
В настоящее время экономика многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
1. Введение………………………………………………………………………………...4
2. Понятие, виды и структура государственного долга Российской
Федерации. Размер современной внутренней и внешней задолженности России……7
3. Задачи, методы и проблемы управления государственным долгом ……………...12
4.Взаимоотношения РФ с международными финансово-кредитными организациями. Проблемы и перспективы сокращения государственного внешнего долга Российской Федерации ……………………………………………………………………………….16
5. Заключение ….………………………………………………………………………...24
6. Список литературы……………………………………………………………………
3. Структура заимствования
4. Отказ от практики привлечения связанных кредитов.
5. В целях создания предпосылок
для эффективного управления
государственным долгом, соответствующего
мировым стандартам в этой
области, необходимо принять меры
по обмену нерыночных
6. В целях повышения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.
Государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.
Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны.
Таким образом, в результате проведенных
исследований можно сделать вывод:
- понятие и сущность государственного
долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями,
кроме того, все это жестко регулируется
финансовым правом;
- понятия внутреннего и
- причинами возникновения
- большую часть российского
долга (в том числе долга СССР)
составляют краткосрочные
- отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
- погашению и обслуживанию
- правительство стало
- выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени.
Основываясь на сделанных выводах, необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом. Эти функции не могут выполнять ни Центральный Банк, ни Министерство Финансов, у которых свои приоритеты - поддержание курса рубля, выполнение бюджетных назначений. Только независимый статус такого агентства позволит принимать решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления.
Необходимо дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации, включив в него определения "управление государственным долгом", "погашение государственного долга" и "обслуживание государственного долга". Также необходимо включить в Бюджетный кодекс Российской Федерации отдельной статьей понятие "метод управления государственным долгом" и привести перечень методов, используемых в международной и российской практике управления государственным долгом Российской Федерации, помимо метода реструктуризации. Вышеперечисленные предложения по совершенствованию правового аспекта управления государственным долгом Российской Федерации позволят устранить существующие в законодательстве противоречия, внести ясность в процесс планирования показателей объема расходов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации, величины государственного внешнего долга Российской Федерации, объективно оценивать ситуацию в области управления государственным долгом на основе реальных показателей объема государственного долга Российской Федерации, уровня расходов по его погашению и обслуживанию.
Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным внешним долгом. Проведение такой политики заимствований позволило бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва: Экзамен, 2005.
2. О Федеральном бюджете на 2006 г.: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. 189-ФЗ.
3. Вавилов А., Поманский А. Проблемы управления государственным долгом России. Финансовый кризис и государственный долг. М., 1999.
4. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М., 2001.
5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: Издательско-торговая Корпорация Дашков и Ко, 2005. 340 с.
6. Бюджетная система России: Учебник для вузов. Под ред. проф. Г.Б.Поляка.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Статистический ежегодный сборник России. М.: Финансы, 2004
8. Вестник Банка России 26/27, 2005.
9. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика // Вопросы экономики. 1999. 5. С.28-35.
10. Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики. 1997. 12. С.8-15.
11. Голубовский В., Поманский А. Простая динамическая модель роста с кредитным механизмом // Экономика и математические методы. 1994. 3. С.29-40.
12. Вавилов А., Ковалишин Е. Принципы государственной долговой политики // Вопросы экономики. 2001. 8. С.46-63.
13. Глазьев А.В. Управление государственным долгом в стране и регионе // Федерализм. 2003. 1. С.77-90.
14. Жигаев А.Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга // Деньги и кредит. 2004. 7. С.54-61.
15. Жигаев. А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. 2004. 5. С.43-49.
16. Шохин С., Махмутова Э. Об управлении государственным долгом // Финансы. 2002. 12. С.26-26.
17. Улюкаев А. Политика в сфере госдолга: 2003-2008 // Экономика России:XXI век. 2003. 2. С.12-13.
18. Златкис Б. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ //Финансы. 2001. 4. С.3-6.
19. Златкис Б. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках // Финансы. 2001 7. С.10-15.
20. Щербаков А.Г. Государственные заимствования РФ в 2006 году // Финансы. 2005. 11. С.21-22.
21. Щербаков А.Г. Рынок государственных ценных бумаг РФ и перспективы его развития на 2006-2008 годы. 2005. 8. С.3-7.
22. Фрумкин К. Использование стабилизационного фонда и погашение внешнего долга // Бюджет. январь. - 2005. с.62-64.
23. Хорошев С. Долги наши внешние // Финансовый контроль. - 2004 г. январь. с. 46-50.
24. Шенаев В.Н. Проблема внешнего долга России // Банковская газета. - 26(762). -2005. с.1-3.
Приложение А
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНУТРЕННИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2011 И 2012 ГОДОВ
Государственные внутренние
заимствования
в том числе:
государственные ценные бумаги 568 382 355,7 748 597 978,0 236 514 368,3
Информация о работе Государственный долг, как экономическая категория