Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить особенности и механизм функционирования финансового контроля.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
•выявить цели, задачи финансового контроля; выявить виды, методы и органы финансового контроля;
•рассмотреть государственное регулирование финансового контроля;
•анализировать результат деятельности государственного финансового контроля на примере Счетной палаты;
•изучить организации аудиторской деятельности;
•выявить проблемы финансового контроля и пути их совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нурай.docx

— 26.26 Кб (Скачать файл)

 

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Внутрихозяйственный  финансовый контроль можно разделить  на оперативный(текущий) и стратегический. Оперативный производится главным  бухгалтером в процессе хозяйственной  повседневной финансовой деятельности с помощью чёткой организации  бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись  главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный  бухгалтер отвечает за соблюдение государственной  финансовой дисциплины и финансового  законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных  решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и  максимизации прибыли.

 

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные  физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленные перед проверяющими.

 

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские  фирмы и службы. Аудиторский контроль является новым видом финансового  контроля, возникшим в Кыргызстане  в конце 80-х годов, когда принято  постановление Правительства (1987 год) о создании совместных коммерческих предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и  появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые  фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового  состояния.

 

 

2. Организация Финансового  контроля в Кыргызской Республике

 

 

.1 Основы организации государственного  финансового контроля

 

 

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный  и ведомственный. Общегосударственный  финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной  подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств и ведомств, концернов, управления местных органов самоуправления и другие.

 

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента КР в регионах, включающих одну или  несколько областей КР: на них возложен контроль за исполнением средств  государственного областного бюджета  в соответствующем регионе.

 

Органы исполнительной государственной  общей компетенции - Правительство  КР, правительства, администрации регионов направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

 

Большое значение имеет в  силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К  ним относятся Министерство финансов КР с входящими в его систему  структурными подразделениями и  органами, а Государственный комитет  по доходам, Государственный таможенный комитет, Служба по валютному и экспортному  контролю.

 

На Министерство финансов КР возложено проведение в рамках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями  являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств  государственных внебюджетных и  целевых бюджетных фондов; за расходами  связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием  и сохранностью Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней КР; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в КР.

 

Счетная Палата Кыргызской Республики является независимым высшим органом  государственного аудита и наделена широкими полномочиями в сфере финансового  контроля. Согласно Закону это постоянно  действующий орган государственного финансового контроля, полномочия, организация и порядок деятельности Счетной Палаты определены Конституцией КР. В рамках задач, определенный законодательством, Счетная Палата обладает организационной  и функциональной независимостью.

 

Счетная палата является аудитором  всех государственных и муниципальных  предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики.

 

Основной целью деятельности Счетной палаты является аудит, и  аудит эффективности: оценка исполнения республиканского бюджета, внебюджетных и специальных средств, использования  государственной и муниципальной  собственности, обеспечение реализации стандартов, разработка методологий  по международным стандартам финансовой отчетности и международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также  продвижение реформирования финансового  менеджмента в государственных, муниципальных предприятиях, организациях и учреждениях. Полномочия Счетной  палаты распространяются на предприятия  и организации с частной и  иной формой собственности, где имеется  большая доля для государственного и муниципального участия. По поручению  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или Президента Кыргызской Республики Счетная палата может осуществлять аудит эффективности  предприятий и организаций с  долей государственного участия  от 33% и более.

 

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты и 14 аудиторов. В структуру Счетной палаты входят центральный аппарат Счетной  палаты и ее территориальные подразделения, обеспечивающие деятельность Счетной  палаты. Среднесписочный состав Счетной  палаты составляет 196 человек, в том числе территориальные подразделения. Председатель Счетной палаты назначается на должность Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики сроком на пять лет. Президентом Кыргызской Республики также назначаются половина состава аудиторов, другая половина аудиторов назначаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

 

К задачам Счетной Палаты относятся:

 

Оценка, организация и  исполнение контроля над своевременным  исполнением доходных и расходных  статей государственного бюджета и  бюджетов внебюджетных специальных  средств по объемам, структуре и  целевому назначению; определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования государственной  и муниципальной собственности;

 

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов государственного бюджета, или влияющих на формирование государственного бюджета и бюджетов внебюджетных специальных средств;

 

Финансовая экспертиза проектов законов, а также иных нормативных  правовых актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств государственного бюджета, или влияющих на формирование государственного бюджета и бюджетов внебюджетных специальных средств;

 

Разработка методологии  по Международным стандартам финансовой отчетности.

 

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной  палаты в отношении указанных  субъектов связана с государственным  бюджетом, внебюджетными специальными средствами и собственностью.

 

Взаимодействие Счетной  палаты Кыргызской Республики с другими  государственными органами предусмотрена  Законом "О Счетной палате Кыргызской Республики" и предусматривает  содействие Генеральной прокуратуры, Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Национального банка  Кыргызской республики и их подведомственных организаций деятельности Счетной  палаты.

 

 

.2 Анализ результата государственного  финансового контроля Счетной  палатой КР

 

 

Счетная палата осуществляет аудит по исполнению республиканского и местного бюджетов. Счетная палата в процессе исполнения республиканского и местного бюджетов исследует и  анализирует полноту и своевременность  денежных поступлений, фактическое  расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными  показателями республиканского и местного бюджетов, проводит их анализ, выявляет нарушения и вносит предложения  по их устранению.

 

По результатам проведенных  мероприятий Счетная палата готовит  отчеты об аудите и прочие отчеты по исполнению республиканского и местного бюджетов, а также отчеты об аудите и прочие отчеты по состоянию государственного внутреннего и внешнего долга  и использованию кредитных ресурсов.

 

В 2005 году была проведен аудит  об исполнении республиканского бюджета  за 2011 год. Основной задачей проверки являлось получение достаточной  уверенности в том, что Отчет  Правительства Кыргызской Республики об исполнении республиканского бюджета  Кыргызской Республики за 2011 год не содержит существенных искажений. Проверка включала, как на сплошной, так и  на выборочной основе, анализ и изучение цифровых данных, представленных в  Отчете, и данных приложенной к  нему объяснительной записки. Кроме  того, проверка содержала оценку, применяемых  Министерством финансов и его  Центральным казначейством, принципов  статистики государственных финансов 2010 года, а также оценку предоставления финансовой отчетности в целом.

 

Результаты проверки показали, что отчет, представленный Правительством Кыргызской Республики Собранию народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в целом достоверно отражает исполнение республиканского бюджета  за 2011 год.

 

Вместе с тем, в ходе проверки установлены факты, свидетельствующие  о недостатках в работе Правительства  и Министерства финансов Кыргызской Республики, допущенных в части организации  исполнения ресурсной части республиканского бюджета в 2011 году.

 

Анализ состояния переплаты  по налогам, администрируемым налоговыми органами за последние три бюджетных  года свидетельствует о ее постоянном росте. Так, за 2000, 2010 и 2011 годы удельный вес переплаты к общему объему поступлений возрос от 16,9 процента, 20,9 процента до 23,6 процента или в  абсолютном выражении на 600,7 млн. сомов.

 

Сумма переплаты по налогам  по состоянию на 1 января 2005 года составляла 1573,8 млн. сомов, в том числе по НДС - 1217,9 млн. сомов, налогу на прибыль - 76,0; подоходному налогу - 71,8; отчислениям  в ФПЛЧС - 51,1; налогу за пользование  автодорогами - 28,4; земельному налогу - 20,6; акцизному налогу - 31,2; прочим видам  налогов - 76,6 млн. сомов.

 

Анализ отчетов о таможенных платежах, также показал, что Департаментом  таможенной службы для обеспечения  выполнения прогноза поступлений в  бюджет практикуется применение переплаты  и предоплаты(см. табл. 1.)

 

Таблица 1. Налоговые переплаты  и предоплаты (тыс. сомов)

 

Наименование платежей2010 год2011 годНачисленоОплаченоОтклонениеНачисленоОплаченоОтклонениеАкциз463,5487,8+24,3501,9521,5+19,6НДС2572,72852,5+279,83155,13236,0+80,9Сборы  за въезд4,44,4 5,15,1 Предоплата 28,0+28,0 40,2+40,2Всего +332,1 +140,7

 

Значительный ущерб доходной базе бюджета наносит недостоверное  декларирование и занижение таможенной стоимости товаров, ввозимых участниками  внешнеэкономической деятельности.

 

Так, из-за несвоевременного таможенного оформления Энергетической таможней природного газа, полученного  ОАО «Электрические станции», недоначислены  НДС с облагаемого импорта  на сумму 77398,8 тыс. сомов и таможенные сборы - 580,4 тыс. сомов. АО «Кадамджайский сурьмяный комбинат» не растаможил 575 тыс. м3 природного газа. Расчетные  потери бюджета при этом составили 301,8 тыс. сомов. Из-за несвоевременного таможенного оформления ОАО «Электрические станции» импорта электроэнергии не начислены НДС с облагаемого  импорта на 1559,6 тыс. сомов и таможенные сборы - 11,7 тыс. сомов.


Информация о работе Государственный финансовый контроль