Денежная система и ее развитие (типы денежных систем)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Так в настоящие время перед нашим государством стоит важная задача - построение рыночной экономики. Поэтому именно сейчас стабильная денежная система приобретает такое огромное значение:
необходимо обеспечить устойчивость рубля;
сделать его конвертируемой валютой во всех странах мира;
свисти инфляцию к минимуму (к мировым стандартам).
Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы определить, что же такое денежная система и как она развивалась с течением времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Понятие денежной системы. Типы денежных систем. 4
1.1 Понятие денежной системы. Типы Денежных систем. 4
1.2 Биметаллизм и его разновидности. Закон Грешема. 7
1.3 Монометаллизм и его разновидности: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарт. 9
1.4 Особенности функционирования денежных систем, построенных на обращении бумажных и кредитных денег. 12
Раздел 2. Характеристика денежной системы РФ. 18
2.1 Принципы организации денежной системы. 18
2.2 Особенности денежной системы РФ. 22
2.3 Особенности денежного обращения в России. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства – коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и так далее, когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. В каждый конкретный период кредитные отношения эмиссионного банка с коммерческими банками определяются его денежно-кредитной политикой, направленной на укрепление денежного обращения в стране. В результате происходит увеличение или сокращение кредитных вложений в народное хозяйство. Увеличение кредитных вложений предполагает депозитно-чековую эмиссию, что ведет к росту денежной массы как за счет увеличения остатков средств на счетах клиентов коммерческих банков, так и за счет наличных денег в сфере обращения. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется путем записи суммы предоставленного кредита на корреспондентские счета коммерческих банков, счета госбюджета в центральном банке. Так как выдача кредита в этом случае не связана с предварительным формированием ресурсов, то по своей природе это есть не что  иное, как открытие мнимого вклада, на основе которого в дальнейшем увеличатся некоторые денежные агрегаты – М1(состоит из агрегата М0-наличные деньги и средств на текущих счетах банков), М2(содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные ценные бумаги), М3(содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятием) и так далее.

На величину денежной массы влияют так же и операции коммерческих банков.

Во-первых, сумма выданного кредита  и зачисленного на счет клиента  увеличивает денежный агрегат М2.

Во-вторых, увеличение остатков средств  на расчетных и текущих счетах клиентов увеличивает кредитные  ресурсы коммерческого банка, предопределяя, таким образом, дальнейший рост кредитных вложений.

В-третьих, выпущенные коммерческим банком  банковские векселя, депозитные сертификаты  могут использоваться как средства платежа, что означает увеличение денежной массы в обращении.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. К наиболее распространенным мерам экономического регулирования денежного обращения относятся:

    • Политика учетной ставки, то есть регулирования величины процента по ссудам, предоставленным центральным банком коммерческим банкам;
    • Операции на открытом рынке, связанные с покупкой или продажей государственных и других ценных бумаг;
    • Изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке.

В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении - операции центрального банка на открытом рынке. Так, в целях сокращения денежной массы центральный банк может активизировать продажу государственных ценных бумаг; иностранной валюты. В результате из обращении изымается часть наличных денег и сокращаются остатки денежных средств на счетах клиентов банков. В то же время увеличение предложения государственных ценных бумаг на финансовом рынке может привести к повышению их доходности (для покупателей), к росту ссудного процента и снижению спроса на кредит. Все в комплексе и влияет на величину денежной массы в обращении.

В странах с развитой рыночной экономикой важным методом является процентная (или учетная) политика центрального банка. Повышая или понижая официальную учетную ставку, банк стимулирует «кредитную экспансию» или «кредитную рестрикцию», что в свою очередь, влияет на уровень рыночного процента. При росте кредитных вложений денежная масса увеличивается, при сокращении - уменьшается. Как уже указывалось, регулирование учетной ставки, как правило, осуществляется в сочетании с операциями на открытом рынке.

На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а, следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральных банке. По мнению западных экономистов, эта мера является «грубым» инструментом регулирования денежной массы в обращении. В США практика обязательных резервов была введена еще в 1923 году. До 1933 года норма обязательных резервов коммерческих банков в федеральной резервной системе не пересматривалась. Поэтому данная мера в денежно - кредитном регулировании роли не играла. Ее назначение сводилось к созданию страхового резерва для выплаты вкладов клиентам коммерческих банков в случае их банкротства. В 1933 году произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, который мог привести к инфляционному взрыву. В связи с этим было принято решение о возможности изменения норм обязательного резервирования. Минимальные резервы стали выполнять 2 функции:

 

    • Образование страхового резерва;
    • Денежно-кредитного регулирования денежной массы в обращении.

 

В последующие годы этот инструмент был принят многими странами , в том числе Германией в 1948 году и Италией после Второй мировой войны, Францией в 1967 году, Испанией в 1979 году.

Желание коммерческих банков преумножить  свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств.  
Поэтому попытки центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели. К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести ограничения, установленные для коммерческих банков на выдачу отдельных видов кредита, например потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать центральный банк и соответствующие правительственные органы.

 

 

 

Раздел 2. Характеристика денежной системы РФ.

2.1 Принципы организации денежной системы.

 

 

Любая современная денежная система строится по следующим принципам:

Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, то есть ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются потребности. 
При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет "вычерпывать" средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. 
В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

Принцип предоставления правительству денежных средств  только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования  денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

Принцип надзора и  контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

Принципы построения денежной системы  отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти элементы:

Наименование денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях (например, в период революций) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как "наполеондор". В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: "рубль" и "червонец". После денежной реформы 1947 года, вплоть до настоящего времени в России, сохранилось единое наименование денежной единицы - "рубль", что было закреплено в принятом Парламентом страны Законе "О денежной системе Российской федерации" и в последующем Законе "О Центральном банке Российской Федерации". 
              Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (законы "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности") устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т.д. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.

Информация о работе Денежная система и ее развитие (типы денежных систем)