Денежное обращение в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы выражена тем, что денежное обращение является неотъемлемой частью современной экономической системы. В реальной хозяйственной жизни оно обеспечивает непрерывность и быстроту процесса производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и жесткую связь хозяйствующих субъектов экономики. Стабильное денежное обращение способствует оптимальному использованию редких материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированное денежное обращение разрушает кругооборот доходов и расходов, что, в свою очередь, дезорганизует экономическую систему в целом. Поэтому проблема эффективной организации денежного обращения является актуальной для экономики страны.

Содержание

Введение 3
1.Понятие денежного обращения и его основы 5
2. Структура денежного обращения 11
3.Управление денежным обращением 20
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 61.93 Кб (Скачать файл)

3. Управление денежным  обращением.

Управление денежным обращением в контексте главной идеи конференции

«Современные аспекты финансового управления экономическими процессами»

является более конкретным представлением цели исследования, с одной стороны, и более четким выражением объекта управления – с другой. Конечной целью любого экономического исследования является поиск более эффективных форм организации и управления общественным производством, показателем и критерием оценки которых может быть только экономический рост –увеличение объема и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. В рыночной форме организации общественного производства и условия, и результаты его становятся товарами (продуктами труда, предназначенными для

продажи). В процессе своего движения от производителя к потребителю все товары 2претендуют на эквивалентный обмен, то есть на полное возмещение стоимости потребленных на производство факторов. Упрощение эквивалентности обмена и ускорение его, а следовательно, и производства достигается наличием всеобщего денежного эквивалента – вещного носителя меновой стоимости или условного знака ее (современные деньги).Всеобщая потребность во всеобщем эквиваленте, обладающем свойствами выражения, сохранения и накопления стоимости как затрат общественного труда, приводит к повышенному интересу к нему властных структур и непосредственному влиянию государства на формы и способы организации денежных отношений. Исторический аспект исследования места, роли и значения денег в системе общественного воспроизводства дает основание утверждать, что с момента появления государства производство денег и управление денежным оборотом становится его монопольной функцией. Это значит, что государство в лице его законодательных и исполнительных органов является главным субъектом управления денежным обращением. С момента появления неполноценных денег (неразменных на золото) по инициативе государства, сохранение их функций – меры стоимости, средства обращения, накопления и мировых денег, становится также «головной болью» каждого государства. Таким образом, место, роль и значение денег в системе общественного производства, функционирующего по законам рынка, и специфических особенностей современных денег, не имеющих собственной стоимости, адекватной номиналу, делают проблему управления денежным обращением весьма актуальной, национальной и наднациональной (всеобщей). Управление денежным обращением как сознательно поддерживаемая пропорциональность в организации денежных отношений предполагает, прежде всего, знание объективных основ функционирования этих отношений, системы экономических законов рыночной формы хозяйствования, системы устойчивых причинно-следственных связей между стоимостью товаров и стоимостью денег, номинальной и рыночной стоимостью совокупного общественного продукта, количеством денег в обращении и покупательной способностью денежной единицы. Последнее является обязательным условием сохранения за деньгами всех функций и значения как фактора активного влияния на воспроизводственный процесс. Эффективность управленческой деятельности предполагает и четкое представление объекта управления – денежных отношений, которые складываются 3в процессе выражения стоимости совокупного общественного продукта в системе ценообразования, распределении и перераспределении стоимости его для более эффективного и целевого использования в системе финансирования и кредитования общественного производства. Результативность практики финансирования и кредитования общественного производства в своей основе зависит от ценообразования – денежного выражения стоимости совокупного общественного продукта в национальных денежных единицах. Уровень цен, а следовательно, и покупательная способность денежной единицы определяется соотношением стоимости произведенного продукта в действующих ценах с количеством денег, находящихся в обращении. Только так современные деньги получают свою представительную стоимость или покупательную способность. Отношение стоимости валового внутреннего продукта к количеству денег в обращении является показателем монетизации его. Следуя утверждениям современных монетаристов, четырехпроцентный прирост денежной массы в обращении может ускорить процесс производства, стимулируя ускорение вложений обесценившихся денег в выгодное дело. Однако на стадии стагнации экономики зарубежный опыт применяет другие рецепты – более жесткого управления денежной массой и более четкого целевого использования ее в производственных подразделениях. Поэтому в теории и практике отечественного управления денежным обращением лучше руководствоваться своими собственными проблемами - необходимостью ускорения экономического роста, исключения безработицы и повышения уровня жизни населения. Принятие в теории и практике управленческих решений принципов и условий рыка вообще и денежного, в частности, мы должны быть абсолютно уверены в последствиях их действия на конечные результаты развития общественного производства: на прирост валового внутреннего продукта и национального дохода своей собственной экономики, сохранение экономической сущности своей собственной национальной денежной единицы как унифицированного средства выражения, сохранения и накопления стоимости. Возможность и результативность управления экономикой посредством финансов и кредита (категорий, выражающих отношения распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода для создания фондов целевого общественного назначения)также зависит от количества и качества денег, находящихся в обращении. В данной связи, учреждения и институты управления финансовыми и кредитными4отношениями должны находиться в тесном контакте, руководствоваться одними и теми же интересами, задачами и принципами. Следует иметь в виду, что методологической основой поведения субъектов управления денежными отношениями должны быть, прежде всего, требования закона стоимости – основного экономического закона, выступающего объективным регулятором и стимулятором развития товарного производства. В соответствии с действием этого закона, цена является единственной формой выражения товарной стоимости, а стоимость определяется не индивидуальными затратами на производство, а общественно-необходимыми, поэтому равенство цены со стоимостью возможно только при сопоставлении суммы цен товаров с совокупной их стоимостью. В каждом конкретном случае цена отклоняется от стоимости и тем самым стимулирует товаропроизводителей к повышению производительности труда, к снижению индивидуальной стоимости производства по отношению к общественной, которая составляет основу рыночной цены. В соответствии с требованиями этого закона современные деньги приобретают свою стоимость в процессе обмена их на товарную стоимость (МУ=РQ). Интерпретация требования закона стоимости выравнении обмена дает возможность не только определить покупательную способность денежной единицы, но и уточнить количество денег в обращении, при котором может сохраниться покупательная способность их (РQ/У). Спрос на деньги в более конкретных обстоятельствах можно уточнить расчетом Ма=кРQ, то есть, количество денег в обращении должно соответствовать необходимости реализации валового внутреннего продукта с поправкой на скорость движения денег в соответствии с задержкой их в форме кассовых остатков (к = 1/У).Устойчивая причинно-следственная связь между количеством современных денег и их качеством составляет суть закона количества денег в обращении. Основным требованием этого закона является соответствие фактического количества денег необходимому - для реализации валового внутреннего продута в низменных ценах. Математическое выражение требования закона количества денег в обращении в классической модели рыночной экономики представлено уравнением обмена и равенством стоимости национального продукта и национального дохода при всех известных условиях их производства, распределения и использования. Национальный продукт (С + I + G ) равен национальному доходу (C + S + T) в закрытой экономике. В открытой рыночной экономике это уравнение дополняется показателями, характеризующими состояние платежного баланса по экспорту и 5

импорту товаров, притоком и оттоком капиталов, способствующим расширению или сужению отечественного производства: C + I + G + (X – M) =.C + S + T + M.С учетом изменения обменного валютного курса национальной денежной единицы равновесие смещается в сторону увеличения или уменьшения национального дохода за счет обменных операций, необходимых при оплате товарных и кредитных услуг. Изменения обменного валютного курса под влиянием регулируемых и нерегулируемых факторов также отражается на равенстве условий и результатов производства положительно или отрицательно. Соотношение факторов, воздействующих положительно на увеличение производства национального продукта, уравновешивается направлениями его распределения и производительного потребления. Это математическое доказательство того, что производство есть производительное потребление, а потребление – потребительное производство. Теснота связи между этими понятиями отражается в показателях эффективности того и другого, а также действенности отклонений как стимулов к дальнейшему развитию в лучшем случае: потому как сокращение потребления ведет, как правило, к замедлению экономического роста. Само равенство между суммой составляющих национальный продукт и национальный доход дает характеристику устойчивой причинно-следственной связи, которая может проявляться в форме возрастания потребностей – условия экономического рота производства и потребления, или их сокращения, то есть снижения уровня жизни. Последнее можно проследить на изменении удельного веса частей национального дохода, используемых непосредственно на потребление (С), накопление (S), и государственные услуги (Т). Сознательно поддерживаемая пропорциональность между частями национального дохода, предназначенными на финансирование производства национального продукта, является непременным условием эффективности кругооборота денежных средств по обслуживанию процессов экономического развития и экономического роста. Из сказанного следует, что деньги в системе общественного воспроизводства и модели рыночной экономики, в частности, являются средством исчерпывающей информации об объеме производства, факторах и направлениях использования совокупного общественного продукта, национального дохода и национального богатства. Достоверность этой информации гарантируется постоянством покупательной способности денежной единицы, а последняя - количеством денег в обращении, 6необходимым и обусловленным соответствующими требованиями экономических законов. Согласование своих действий с требованиями законов рыночной формы хозяйствования составляет содержание принципа научности управления денежным обращением и возможности превращения его в фактор эффективного воздействия денежных отношений на экономическое развитие общества, критерием и показателем которого является экономический рост и устойчивые его темпы. Главная цель управления денежным обращением — обеспечение устойчивости денег, под которой понимается возможность покрытия товарами и платными услугами платежеспособного спроса населения, а также соответствия между фактической и плановой покупательной способностью денег. 
Закон денежного обращения определяют следующие средства достижения цели: 
а) планомерная связь между денежными доходами и расходами населения, обеспечивающая их пропорциональность (сбалансированность), под которой следует понимать постоянное, динамичное соответствие между суммой денежных доходов населения и их структурой, с одной стороны, и суммой всех денежных расходов населения и их структурой — с другой. Такая пропорциональность выражает прежде всего соответствие между структурой быстро растущего платежеспособного спроса населения на определенное количество и качество продовольственных и непродовольственных товаров, с одной стороны, и структурой произведенных во всех отраслях народного хозяйства товаров народного потребления, подлежащих реализации населению, — с другой; 
б) учет при сбалансированности денежного обращения изменения количества денег, объективно необходимых для обращения ; 
в) органическая связь между сбалансированностью денежного обращения и экономики и оптимизация индустрии.

 

 Денежная система России

 

     После распада Советского Союза денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ от 12.04.1995 г.

 

     Официальной денежной единицей в стране является рубль, при этом на территории РФ запрещено  введение других денежных единиц. Между рублем и драгоценными металлами Законом соотношение не установлено, а по отношению к иностранной валюте курс рубля определяется Центральным банком и публикуется в средствах массовой информации. Банк России также обладает исключительным правом эмиссии наличных денег .

 

     Законную  платежную силу имеют следующие  виды денег: банкноты; металлические монеты, а также безналичные деньги. Они обеспечиваются всеми активами Банка России, включая золотой запас, государственные ценные бумаги и резервы кредитных учреждений, находящиеся на счетах ЦБ РФ. Для организации наличного денежного обращения на ЦБ РФ возложены следующие функции:

 

     С целью организации кассового  обслуживания на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России, которые формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных и резервных денег. Выпуск наличных денег в обращение производится на основании эмиссионного разрешения, выдаваемого Правлением Банка России.

 

     Центральный Банк Росси для регулирования денежной массы в обращении применяет следующие инструменты:

 

     -  процентные ставки по операциям;

 

     -  нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

 

     -  операции на открытом рынке;

 

     -  учетная политика и валютное  регулирование;

 

     -  прогнозирование роста денежной  массы;

 

     -  прямые количественные ограничения.

 

           Валютное регулирование  связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты и позволяет регулировать курс рубля.

 

     В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной  собственности и на него возложены  функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка  в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

 

     Принципы  организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом  о Центральном банке и другими федеральными законами.

 

     Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

 

     Основными целями деятельности Банка России являются:

 

     - защита и обеспечение устойчивости  рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;  
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;  
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

 

     Основными задачами ЦБР являются регулирование  денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

 

     Получение прибыли не является целью деятельности банка России.

 

     Банк  России выполняет следующие функции:

 

     1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;  
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;  
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;  
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;  
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;  
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;  
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;  
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;  
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;  
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;  
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;  
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;  
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

 

     Для реализации возложенных на него функций  ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

 

     Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

 

     Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, денежное обращение в современной экономике - это сложнейший процесс, построенный на основе многовековых знаний и опыта. Но его построение во многом шло эволюционно, путем множества проб и ошибок. Именно так много веков, ещё со времен появления первых денежных систем шло изучение денежного обращения, и изучение продолжается, т.к. в таких науках как экономика изучаются не законы, а скорее закономерности.

Деньги прошли длительный и сложный путь развития от обычных товаров широкого потребления к современным электронным деньгам. Каждое изменение формы денег предопределялось высшим уровнем развития общественных отношений и существенным осложнением требований рынка к денежному эквиваленту. Переломным моментом в развитии форм денег стала демонетизация золота, в результате которой закончилась эпоха полноценных денег и началась эпоха неполноценных денег. На сегодня неполноценные деньги полностью взяли на себя, и успешно выполняют большинство денежных функций, в первую очередь средству обращения, средства платежа и меры стоимости. В то же время есть основания утверждать, что функцию средства нагромождения стоимости частично продолжает выполнять золото, о чем свидетельствует накопление больших запасов золота в государственной и частной собственности.

Высокий уровень развития современной рыночной экономики, усложненный активным регулятивным вмешательством государства во все ее процессы, обусловил широкую гамму сложных требований к деньгам, которым не могли отвечать никакие формы полноценных денег. Основными требованиями рынка к современным деньгам и адекватными им свойствами денег является: стабильность стоимости денег, экономичность денежного оборота, продолжительность использования денежных знаков, однородность денег, делимость, портативность. Обеспечить все эти свойства неполноценным деньгам - одно из самых сложных экономических заданий современных государств. Но в этом и состоят перспективы развития денежного оборота в РФ.

Информация о работе Денежное обращение в современной экономике