3. Управление денежным
обращением.
Управление денежным обращением
в контексте главной идеи конференции
«Современные аспекты финансового
управления экономическими процессами»
является более конкретным
представлением цели исследования, с одной
стороны, и более четким выражением объекта
управления – с другой. Конечной целью
любого экономического исследования является
поиск более эффективных форм организации
и управления общественным производством,
показателем и критерием оценки которых
может быть только экономический рост
–увеличение объема и качественное совершенствование
общественного продукта и факторов его
производства. В рыночной форме организации
общественного производства и условия,
и результаты его становятся товарами
(продуктами труда, предназначенными для
продажи). В процессе своего
движения от производителя к потребителю
все товары 2претендуют на эквивалентный
обмен, то есть на полное возмещение стоимости
потребленных на производство факторов.
Упрощение эквивалентности обмена и ускорение
его, а следовательно, и производства достигается
наличием всеобщего денежного эквивалента
– вещного носителя меновой стоимости
или условного знака ее (современные деньги).Всеобщая
потребность во всеобщем эквиваленте,
обладающем свойствами выражения, сохранения
и накопления стоимости как затрат общественного
труда, приводит к повышенному интересу
к нему властных структур и непосредственному
влиянию государства на формы и способы
организации денежных отношений. Исторический
аспект исследования места, роли и значения
денег в системе общественного воспроизводства
дает основание утверждать, что с момента
появления государства производство денег
и управление денежным оборотом становится
его монопольной функцией. Это значит,
что государство в лице его законодательных
и исполнительных органов является главным
субъектом управления денежным обращением.
С момента появления неполноценных денег
(неразменных на золото) по инициативе
государства, сохранение их функций –
меры стоимости, средства обращения, накопления
и мировых денег, становится также «головной
болью» каждого государства. Таким образом,
место, роль и значение денег в системе
общественного производства, функционирующего
по законам рынка, и специфических особенностей
современных денег, не имеющих собственной
стоимости, адекватной номиналу, делают
проблему управления денежным обращением
весьма актуальной, национальной и наднациональной
(всеобщей). Управление денежным обращением
как сознательно поддерживаемая пропорциональность
в организации денежных отношений предполагает,
прежде всего, знание объективных основ
функционирования этих отношений, системы
экономических законов рыночной формы
хозяйствования, системы устойчивых причинно-следственных
связей между стоимостью товаров и стоимостью
денег, номинальной и рыночной стоимостью
совокупного общественного продукта,
количеством денег в обращении и покупательной
способностью денежной единицы. Последнее
является обязательным условием сохранения
за деньгами всех функций и значения как
фактора активного влияния на воспроизводственный
процесс. Эффективность управленческой
деятельности предполагает и четкое представление
объекта управления – денежных отношений,
которые складываются 3в процессе выражения
стоимости совокупного общественного
продукта в системе ценообразования, распределении
и перераспределении стоимости его для
более эффективного и целевого использования
в системе финансирования и кредитования
общественного производства. Результативность
практики финансирования и кредитования
общественного производства в своей основе
зависит от ценообразования – денежного
выражения стоимости совокупного общественного
продукта в национальных денежных единицах.
Уровень цен, а следовательно, и покупательная
способность денежной единицы определяется
соотношением стоимости произведенного
продукта в действующих ценах с количеством
денег, находящихся в обращении. Только
так современные деньги получают свою
представительную стоимость или покупательную
способность. Отношение стоимости валового
внутреннего продукта к количеству денег
в обращении является показателем монетизации
его. Следуя утверждениям современных
монетаристов, четырехпроцентный прирост
денежной массы в обращении может ускорить
процесс производства, стимулируя ускорение
вложений обесценившихся денег в выгодное
дело. Однако на стадии стагнации экономики
зарубежный опыт применяет другие рецепты
– более жесткого управления денежной
массой и более четкого целевого использования
ее в производственных подразделениях.
Поэтому в теории и практике отечественного
управления денежным обращением лучше
руководствоваться своими собственными
проблемами - необходимостью ускорения
экономического роста, исключения безработицы
и повышения уровня жизни населения. Принятие
в теории и практике управленческих решений
принципов и условий рыка вообще и денежного,
в частности, мы должны быть абсолютно
уверены в последствиях их действия на
конечные результаты развития общественного
производства: на прирост валового внутреннего
продукта и национального дохода своей
собственной экономики, сохранение экономической
сущности своей собственной национальной
денежной единицы как унифицированного
средства выражения, сохранения и накопления
стоимости. Возможность и результативность
управления экономикой посредством финансов
и кредита (категорий, выражающих отношения
распределения и перераспределения стоимости
совокупного общественного продукта и
национального дохода для создания фондов
целевого общественного назначения)также
зависит от количества и качества денег,
находящихся в обращении. В данной связи,
учреждения и институты управления финансовыми
и кредитными4отношениями должны находиться
в тесном контакте, руководствоваться
одними и теми же интересами, задачами
и принципами. Следует иметь в виду, что
методологической основой поведения субъектов
управления денежными отношениями должны
быть, прежде всего, требования закона
стоимости – основного экономического
закона, выступающего объективным регулятором
и стимулятором развития товарного производства.
В соответствии с действием этого закона,
цена является единственной формой выражения
товарной стоимости, а стоимость определяется
не индивидуальными затратами на производство,
а общественно-необходимыми, поэтому равенство
цены со стоимостью возможно только при
сопоставлении суммы цен товаров с совокупной
их стоимостью. В каждом конкретном случае
цена отклоняется от стоимости и тем самым
стимулирует товаропроизводителей к повышению
производительности труда, к снижению
индивидуальной стоимости производства
по отношению к общественной, которая
составляет основу рыночной цены. В соответствии
с требованиями этого закона современные
деньги приобретают свою стоимость в процессе
обмена их на товарную стоимость (МУ=РQ).
Интерпретация требования закона стоимости
выравнении обмена дает возможность не
только определить покупательную способность
денежной единицы, но и уточнить количество
денег в обращении, при котором может сохраниться
покупательная способность их (РQ/У). Спрос
на деньги в более конкретных обстоятельствах
можно уточнить расчетом Ма=кРQ, то есть,
количество денег в обращении должно соответствовать
необходимости реализации валового внутреннего
продукта с поправкой на скорость движения
денег в соответствии с задержкой их в
форме кассовых остатков (к = 1/У).Устойчивая
причинно-следственная связь между количеством
современных денег и их качеством составляет
суть закона количества денег в обращении.
Основным требованием этого закона является
соответствие фактического количества
денег необходимому - для реализации валового
внутреннего продута в низменных ценах.
Математическое выражение требования
закона количества денег в обращении в
классической модели рыночной экономики
представлено уравнением обмена и равенством
стоимости национального продукта и национального
дохода при всех известных условиях их
производства, распределения и использования.
Национальный продукт (С + I + G ) равен национальному
доходу (C + S + T) в закрытой экономике. В
открытой рыночной экономике это уравнение
дополняется показателями, характеризующими
состояние платежного баланса по экспорту
и 5
импорту товаров, притоком и
оттоком капиталов, способствующим расширению
или сужению отечественного производства:
C + I + G + (X – M) =.C + S + T + M.С учетом изменения
обменного валютного курса национальной
денежной единицы равновесие смещается
в сторону увеличения или уменьшения национального
дохода за счет обменных операций, необходимых
при оплате товарных и кредитных услуг.
Изменения обменного валютного курса
под влиянием регулируемых и нерегулируемых
факторов также отражается на равенстве
условий и результатов производства положительно
или отрицательно. Соотношение факторов,
воздействующих положительно на увеличение
производства национального продукта,
уравновешивается направлениями его распределения
и производительного потребления. Это
математическое доказательство того,
что производство есть производительное
потребление, а потребление – потребительное
производство. Теснота связи между этими
понятиями отражается в показателях эффективности
того и другого, а также действенности
отклонений как стимулов к дальнейшему
развитию в лучшем случае: потому как сокращение
потребления ведет, как правило, к замедлению
экономического роста. Само равенство
между суммой составляющих национальный
продукт и национальный доход дает характеристику
устойчивой причинно-следственной связи,
которая может проявляться в форме возрастания
потребностей – условия экономического
рота производства и потребления, или
их сокращения, то есть снижения уровня
жизни. Последнее можно проследить на
изменении удельного веса частей национального
дохода, используемых непосредственно
на потребление (С), накопление (S), и государственные
услуги (Т). Сознательно поддерживаемая
пропорциональность между частями национального
дохода, предназначенными на финансирование
производства национального продукта,
является непременным условием эффективности
кругооборота денежных средств по обслуживанию
процессов экономического развития и
экономического роста. Из сказанного следует,
что деньги в системе общественного воспроизводства
и модели рыночной экономики, в частности,
являются средством исчерпывающей информации
об объеме производства, факторах и направлениях
использования совокупного общественного
продукта, национального дохода и национального
богатства. Достоверность этой информации
гарантируется постоянством покупательной
способности денежной единицы, а последняя
- количеством денег в обращении, 6необходимым
и обусловленным соответствующими требованиями
экономических законов. Согласование
своих действий с требованиями законов
рыночной формы хозяйствования составляет
содержание принципа научности управления
денежным обращением и возможности превращения
его в фактор эффективного воздействия
денежных отношений на экономическое
развитие общества, критерием и показателем
которого является экономический рост
и устойчивые его темпы. Главная цель управления
денежным обращением — обеспечение устойчивости
денег, под которой понимается возможность
покрытия товарами и платными услугами
платежеспособного спроса населения,
а также соответствия между фактической
и плановой покупательной способностью
денег.
Закон денежного обращения
определяют следующие средства достижения
цели:
а) планомерная связь
между денежными доходами и расходами
населения, обеспечивающая их пропорциональность
(сбалансированность), под которой следует
понимать постоянное, динамичное соответствие
между суммой денежных доходов населения
и их структурой, с одной стороны, и суммой
всех денежных расходов населения и их
структурой — с другой. Такая пропорциональность
выражает прежде всего соответствие между
структурой быстро растущего платежеспособного
спроса населения на определенное количество
и качество продовольственных и непродовольственных
товаров, с одной стороны, и структурой
произведенных во всех отраслях народного
хозяйства товаров народного потребления,
подлежащих реализации населению, — с
другой;
б) учет при сбалансированности
денежного обращения изменения количества
денег, объективно необходимых для обращения
;
в) органическая связь
между сбалансированностью денежного
обращения и экономики и оптимизация индустрии.
Денежная система России
После распада Советского Союза денежная
система России функционирует в соответствии
с Федеральным законом о Центральном банке
РФ от 12.04.1995 г.
Официальной денежной единицей
в стране является рубль, при этом на территории
РФ запрещено введение других денежных
единиц. Между рублем и драгоценными металлами
Законом соотношение не установлено, а
по отношению к иностранной валюте курс
рубля определяется Центральным банком
и публикуется в средствах массовой информации.
Банк России также обладает исключительным
правом эмиссии наличных денег .
Законную платежную силу имеют следующие
виды денег: банкноты; металлические монеты,
а также безналичные деньги. Они обеспечиваются
всеми активами Банка России, включая
золотой запас, государственные ценные
бумаги и резервы кредитных учреждений,
находящиеся на счетах ЦБ РФ. Для организации
наличного денежного обращения на ЦБ РФ
возложены следующие функции:
С целью организации кассового
обслуживания на территории РФ создаются
расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных
главных управлениях Банка России, которые
формируют оборотную кассу по приему и
выдаче наличных и резервных денег. Выпуск
наличных денег в обращение производится
на основании эмиссионного разрешения,
выдаваемого Правлением Банка России.
Центральный Банк Росси для
регулирования денежной массы в обращении
применяет следующие инструменты:
- процентные ставки по операциям;
- нормативы обязательных резервов,
депонируемых в Банке России;
- операции на открытом рынке;
- учетная политика и валютное
регулирование;
- прогнозирование роста денежной
массы;
- прямые количественные ограничения.
Валютное регулирование связано с куплей-продажей
Банком России иностранной валюты и позволяет
регулировать курс рубля.
В банковской системе России
ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны
и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и на него возложены функции общего
регулирования деятельности каждого коммерческого банка
в рамках единой денежно - кредитной системы
страны. Центральный банк призван приводить
их деятельность в соответствие с общей
экономической стратегией и выступает
ключевым агентом государственной денежно-кредитной
политики, при этом со стороны ЦБР используются
в первую очередь экономические методы
управления и только в отдельных случаях
административные.
Принципы организации и деятельности
Центрального банка РФ (Банка России), его статус,
задачи, функции, полномочия определяются
Конституцией Российской Федерации, Законом
о Центральном банке и другими федеральными
законами.
Банк России образует единую
централизованную систему с вертикальной
структурой управления. В систему Банка России
входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры, полевые учреждения,
учебные заведения и другие предприятия,
учреждения и организации, в том числе
подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, необходимые
для осуществления деятельности банка.
Основными целями деятельности
Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости
рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению
к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы
Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются
регулирование денежного обращения, проведение
единой денежно-кредитной политики, защита
интересов вкладчиков, банков, надзор за
деятельностью коммерческих банков и других
кредитных учреждений, осуществление операций
по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является
целью деятельности банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления
расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности
для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию
кредитных организаций; выдает и отзывает
лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными
законами;
9) осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства Российской Федерации
все виды банковских операций, необходимых
для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование,
включая операции по покупке и продаже
иностранной валюты; определяет порядок
осуществления расчетов с иностранными
государствами;
11) организует и осуществляет валютный
контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса Российской Федерации
и организует составление платежного
баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций
проводит анализ и прогнозирование состояния
экономики Российской Федерации в целом
и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы
и статистические данные.
Для реализации возложенных на
него функций ЦБР участвует в разработке
экономической политики Правительства
Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской
Федерации информируют друг друга о предполагаемых
действиях, имеющих общегосударственное значение,
координируют свою политику, проводят
регулярные консультации.
Банк России консультирует
Министерство финансов РФ по вопросам
графика выпуска государственных ценных
бумаг и погашения государственного долга
с учетом их воздействия на состояние
банковской системы и приоритетов единой
государственной денежно-кредитной политики.
Заключение
Таким образом, денежное обращение
в современной экономике - это сложнейший
процесс, построенный на основе многовековых
знаний и опыта. Но его построение во многом
шло эволюционно, путем множества проб
и ошибок. Именно так много веков, ещё со
времен появления первых денежных систем
шло изучение денежного обращения, и изучение
продолжается, т.к. в таких науках как экономика
изучаются не законы, а скорее закономерности.
Деньги прошли длительный и
сложный путь развития от обычных товаров
широкого потребления к современным электронным
деньгам. Каждое изменение формы денег
предопределялось высшим уровнем развития
общественных отношений и существенным
осложнением требований рынка к денежному
эквиваленту. Переломным моментом в развитии
форм денег стала демонетизация золота,
в результате которой закончилась эпоха
полноценных денег и началась эпоха неполноценных
денег. На сегодня неполноценные деньги
полностью взяли на себя, и успешно выполняют
большинство денежных функций, в первую
очередь средству обращения, средства
платежа и меры стоимости. В то же время
есть основания утверждать, что функцию
средства нагромождения стоимости частично
продолжает выполнять золото, о чем свидетельствует
накопление больших запасов золота в государственной
и частной собственности.
Высокий уровень развития современной
рыночной экономики, усложненный активным
регулятивным вмешательством государства
во все ее процессы, обусловил широкую
гамму сложных требований к деньгам, которым
не могли отвечать никакие формы полноценных
денег. Основными требованиями рынка к
современным деньгам и адекватными им
свойствами денег является: стабильность
стоимости денег, экономичность денежного
оборота, продолжительность использования
денежных знаков, однородность денег,
делимость, портативность. Обеспечить
все эти свойства неполноценным деньгам
- одно из самых сложных экономических
заданий современных государств. Но в
этом и состоят перспективы развития денежного
оборота в РФ.