Денежный потоки и организация безналичных расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить организацию денежных расчетов на предприятии. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть налично - денежное обращение и порядок ведения кассовых операций;
2. Рассмотреть правила и формы безналичных расчетов. Преимущества и недостатки различных платежных инструментов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты организации денежных потоков предприятия………4
2. Краткая экономическая характеристика хозяйства……………………………..5
3. Денежные средства предприятия………………………………………………...9
3.1Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации……………....9
3.2 Порядок расчетов наличными деньгами…………………………………….....19
4. Форма безналичных расчетов, применяемых на предприятии………………..23
4.1 Принципы организации расчетов…………………………………………….....23
4.2 Расчеты платежными поручениями…………………………………………….27
4.3 Контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью.……..........……. 30
4.4 Автоматизация расчетов………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………...34
Список использованных источников ………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курс.docx

— 71.94 Кб (Скачать файл)

 Порядок ведения операций  на расчетном счете регламентируется  Положением о безналичных расчетах  в Российской Федерации (утв.  ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П) (ред. от 02.05.2007).

 Порядок осуществления безналичных  расчетов физическими лицами  регламентируется Положением ЦБ  РФ № 222-П от 01.04.2003 «О порядке  осуществления безналичных расчетов  физическими лицами в Российской  Федерации».

Принцип № 2: осуществление расчетов по банковским счетам.

 Для осуществления безналичных  расчетов как у плательщика, так и у получателя обязательно должен быть открыт счет. Для этого между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Для расчетов между собой банки открывают корреспондентские счета друг у друга и в учреждениях Банка России.

 Договор банковского счета  рассмотрен в Гражданском Кодексе  Российской Федерации.[5] Согласно  ГК РФ, в договоре должны быть  указаны процентные ставки по  кредитам и вкладам, стоимость  банковских услуг и сроки их  выполнения, имущественная ответственность  сторон за нарушение договора, порядок расторжения договора  и др.

Все свободные денежные средства предприятия  должны хранится на расчетном счете  в банке . Для открытия счёта ООО «Фанагория» предоставило в банк: заявление с просьбой об открытие счета ,заверенную нотариусом копию устава , карточку установленного образца с образцами подписей главного бухгалтера и кассира с оттиском печати и справку из налоговой инспекции о постановке организации на учет.

В настоящее время в ООО «Фанагория» открыт расчетный счет

№ 4070281040000005086. Остаток денежных средств  на счете  8765 тыс.рублей. Расчетный счет является пассивным, поэтому в выписках по остатку на расчетном счете показывается по кредиту ,а выплаты по дебету. Полученная выписка проверяется в бухгалтерии ООО «Фанагория» на предмет правильности и сумм.

Лицевой счет №4070281040000005086,идентификационный  номер плательщика (ИНН) – 2310097042 КПП 231001001 расчетный счет №4070281040000005086 ОКАТО

Наименование банка-вносителя ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ ОАО АКБ «УРАЛСИБ-ЮГ БАНК» Г.КРАСНОДАР банковкий идентификационный код (БИК) 040349713

Принцип № 3: поддержание ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное  осуществление платежей.

 Этот принцип подразумевает,  что банки и предприятия должны  вовремя изыскивать ресурсы для  своевременного выполнения своих  обязательств.

 Принцип № 4: совершение платежей  по счетам в банках только  при наличии акцепта (согласия) плательщика на платеж.

 Этот принцип реализуется  путем применения:

- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств,

 - либо специального акцепта документов, выписанных получателем средств (платежных требований, инкассовых поручений, переводных векселей). [6]

 Существуют исключения, при  которых согласие плательщика  на совершение платежа не требуется.  Это платежи: 

-  на основании исполнительных листов судов, приказов арбитража, исполнительных надписей, учиненных нотариусом;

-  на основании распоряжений финансовых и налоговых органов, о взимании недоимок, пени, штрафов по платежам в бюджет;

- потребителей-юридических лиц за ряд коммунальных услуг: тепловой и электрической энергии, за услуги водоснабжения и водоотведения;

- совершаемы в без акцептном порядке со счета клиента в случаях, предусмотренных договором банковского счета.

Платежи  с  расчётного  счёта  производятся  на  основании   платёжных

документов, выставленных ООО «Фанагория». К ним относят:

- платёжные поручения;

  - денежные чеки.

Все  платёжные  документы,  находящиеся  в  организации выставило самостоятельно. Деньги  согласно  выставленным  платёжным  поручениям   уходили   на   счета получателей.

 Принцип № 5: срочность платежа.  Средства, расходуемые поставщиками  товаров (работ, услуг) должны  возмещаться покупателями вовремя,  в соответствии с заключенными договорами. В противном случае нарушается кругооборот средств, что может привести к платежному кризису.

 Этот принцип очень важен  в условиях рыночной экономики,  когда необходимо полное и  своевременное выполнение договорных  обязательств.

 Принцип № 6: контроль всех  участников за правильностью  и своевременностью совершения  расчетов и за соблюдением  установленных положений о порядке  их проведения.

 Нередко банки сами осуществляют  контроль за проведением расчетов: составляют кассовые сметы, контролируют движение средств, размещают на рынке свободные ресурсы, осуществляют инкассацию чеков и счетов дебиторов.

 Для более тесного сотрудничества  между банком и клиентами используется  система «Банк-клиент». 

 Принцип № 7: имущественная  ответственность участников расчетов  за соблюдение договорных условий.  За нарушение своих договорных  обязательств участник расчетов  несет ответственность в форме  возмещения убытков, уплаты неустойки,  штрафа, пени и т.п. Это позволяет  возместить (полностью или частично) ущерб, вызванный неисполнением  обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Расчеты платежными поручениями ,платежными требованиями

 

Платежное поручение – это письменное распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное  расчетным документом, перевести  определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке. Платежное  поручение принимается банком независимо от наличия средств на счете плательщика. В случае отсутствия или недостаточности  средств на счете плательщика  платежное поручение помещается в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок», и оплачивается по мере поступления средств на счет в очередности, установленной законодательством.

Поручение плательщика исполняется  банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено  договором между плательщиком и  банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. Платежные  поручения предоставляются в  банк на бумажных носителях или в  электронной форме. Если платежные  поручения даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны собственноручными  подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с  заявленными образцами. Для электронных  платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк определяет порядок приема таких документов, их защиты, оформления.

Платежное поручение должно содержать  следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка плательщика; наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка получателя средств; назначение платежа; сумма платежа (цифрами и прописью).

Пример: Платежное поручение № 3574, 8 февраля 2010 г., ООО «Фанагория»

 ИНН -2310097042 КПП, номер лицевого  счета №4070281040000005086 ОКАТО

Получатель ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ  ОАО АКБ «УРАЛСИБ-ЮГ БАНК»

(Бик)040349713  ИНН № 40802102238100000023 ,Алешечкин М.В.

Оплата за транспортные услуги 15000р.

 Значение расчетов платежными поручениями состоит в том, что не требуется больших затрат на их проведение, высокую скорость совершения платежей и возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров. Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозяйствующего органа права на ее получение.

Расчеты по инкассо

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных  к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению  своего клиента получает причитающиеся  ему денежные средства от других организаций  и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения  в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Документооборот - это непрерывный  процесс движения документов, объективно отражающий деятельность предприятия  и позволяющий оперативно управлять им. Организовать сквозной документооборот, а значит и централизованное оперативное управление, в данном случае крайне затруднительно.

Эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления предприятием. Документооборот  исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого  учета, его нельзя рассматривать  в отрыве от специфических бизнес-процессов  конкретного предприятия.

Упорядочивание документооборота должно начинаться с составления  полного реестра используемых на предприятии документов. Для каждого  типа документа определяется схема  движения по этапам развития от момента  его возникновения (создания или  получения) до списания и отправки в  архив. Каждый этап жизненного цикла  документа досконально описывается (определяется сотрудник, ответственный  за выполнение этапа, условия перехода к следующему этапу, устанавливаются  связи с документом-основанием и  дочерними документами). Такой подход позволяет оптимизировать документооборот, исключить дублирующие друг друга  документы и операции, ускорить работу над документами.

Основными правилами организации  документооборота на ООО «Фанагория» являются:

- оперативное прохождение документа,  с наименьшими затратами времени

- максимальное сокращение инстанций  прохождения документа (каждое  перемещение документа должно  быть оправданным, необходимо  исключить или ограничить возвратные  перемещения документов);

 

 

 

 

 

4.3 Контроль за дебиторской и  кредиторской задолженностью.

Контроль за дебиторской и кредиторской задолженности - существенный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач контролирования дебиторской и кредиторской задолженности находит соответствующее отражение в организационном устройстве.

 При осуществлении функций  контроля основными задачами  являются:

1) снижение уровня дебиторской  задолженности до размера, не  превышающего уровень кредиторской  задолженности, так как кредиторская  задолженность является бесплатным  кредитом для организации;

2) усиление контроля за движением дебиторской задолженности. Именно этот вид задолженности приводит к иммобилизации денежных средств и, соответственно, к дальнейшей неплатежеспособности организации;

3) своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных  санкций. Важную роль в этом  может сыграть правильно выбранная  форма расчетов;

4) разумное использование такой  формы привлечения клиентов, как  коммерческий кредит. С помощью  этой формы кредитования можно  не только привлечь дополнительных  покупателей, но и значительно  увеличить объем продаж, а следовательно, и прибыли;

5) при предоставлении коммерческого  кредита предварительная работа  с потенциальными дебиторами  на предмет их платежеспособности, а в дальнейшем четкое отслеживание  своевременности погашения ими  своих обязательств;

6) выявление степени риска появления  недобросовестных покупателей путем  расчета резерва по сомнительным  долгам.

Процесс контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности представлен в виде схемы.

 

По бухгалтерскому балансу за 2010 год (форма1) долгосрочная дебиторская  задолженность составила на начало года 107400 тыс.руб , а на конец 25000 тыс.руб.  Краткосрочная дебиторская задолженность на начало года была равна 124980тыс р., а на конец 197483тыс.р.

Более развернутая характеристика дебиторской и кредиторской задолженности       за 2010 год

Дебиторская задолженность :

Краткосрочная -всего 128980 тыс.р.

В том числе:

Расчеты с покупателями и заказчиками 122392 тыс.р.

Прочая 2588тыс.р.

Долгосрочная- всего 107400

В том числе:

Расчеты с покупателями и заказчиками 25000 тыс.р.

Информация о работе Денежный потоки и организация безналичных расчетов на предприятии