Деньги и их функции. Особенности функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Описание денег и их функций в современном мире

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Деньги и денежное обращение……………………………….......5
1.Сущность и происхождение денег………………………………….....5
2.Функции денег……………………………………………………….…7
1.Функция денег как мера стоимости……………………...….7
2.Функция денег как средства обращения………………….…8
3.Функция денег как средство накопления……………….…..9
4.Функция денег как средство платежа…………………...…10
5.Функция мировых денег…………………………………….10
3.Виды денег…………………………………………….………………11

Глава 2 Денежное обращение и денежная система…………………..…14

2.1 Международная денежная система…………………………………14

2.2 Денежная система Российской Федерации……………………...….18

2.3. Особенности движения денег в современной экономике….……..21

2.3.1 Платежная система Российской Федерации……………...…26

2.4 Влияние скорости обращения денег на денежную массу……...….31

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию денежной системы Российской Федерации…………………………………….……………………34

Заключение……………………………………………..…………………37

Список использованных источников и литературы…………………….38

Приложения………………………………………………………………...……

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ПО ФДО и К.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

        Увеличение количества денег,  обращающихся в сфере государственных  финансов, обусловливается различными  причинами. Среди них следует  назвать обязанность государства  финансировать социальную инфраструктуру и обеспечивать поддержку незащищенных групп населения. С учётом того обстоятельства, что в мире увеличивается доля населения пенсионного возраста и не снижается доля бедных слоёв, нуждающихся в социальной защите, объяснимым становится факт значительного увеличения государственных расходов. Кроме социальных функций, современные государства выполняют  функции, связанные с обеспечением обороноспособности и защитой окружающей среды. Государственные расходы на выполнение этих двух функций в силу естественного хода вещей  также постоянно увеличивается.

        В свою очередь расширение  денежного оборота сферы государственных  финансов свидетельствует о преобладании  принципа планомерности. В современной  экономики, который означает, что  движение денежных пороков по различным направлениям осуществляется не на основе известного постулата А. Смита о «невидимой руке рынка», а в соответствии с заранее выбранным и определёнными той или иной необходимостью целями.

        Помимо сферы государственных  финансов принцип планомерности становится характерным и для товарных рынках, на которых превалирующие позиции занимают крупные, жестко централизованные структуры, действующие соответствии с чётко оговорёнными инструкциями и планами, разработанными руководством и обязательными для исполнения всеми подразделениями монополий и олигополий. Такие крупные структуры монополизируют производство, и распределение производимой продукции в соответствии с этим получают возможность устанавливать цены на свою продукцию, с помощью цен влиять на многие экономические процессы в своих интересах.

        На современных финансовых рынках  также становится заметным присутствие  крупных структур, устанавливающих  собственные правила поведения  в рыночных  сделках в соответствии  с централизованно разработанными  планами и имеющих миллиарды в своём распоряжении, с помощью которых они получают возможность влиять на многие экономические прочесы: девальвации национальных валют, изменение стоимости заёмных ресурсов,  доходности финансовых активов и т.д.

      Следовательно, можно констатировать, что либерализация финансовых законодательств в большинстве стран мира, обусловившая феномен глобализации, а также  высокий уровень развития мировой финансовой системы, сопровождаемый институционализацией финансовых рынков, означающей концентрацию денежных ресурсов в распоряжении  крупных финансовых структур, делают возможным свободное перемещение денег из страны в страну в рамках единого международного рынка капиталов в соответствии с планами и решениями, принятыми этими структурами, кроме того, необходимо обратить внимание и на то, что денежные власти  США и Евросоюза, решая собственные, узко локальные экономические проблемы – стимулирование экономического роста или, наоборот, сдерживание инфляционных процессов – оказывают влияние на всю мировую экономику, и в первую очередь на экономику развивающихся стран.

      В заключение подчеркнём, что, начиная с древнейших времён, феномен денег поражал воображение многих учёных своей постоянной сменой форм и функций, своей постоянной сменой форм и функций, своей двойственностью и неуловимостью. Однако и в наши дни театр постоянных денежных метаморфоз продолжается, и в этой связи поиск экономистами новых подходов к  рассмотрению старых истин становится весьма желательным и даже обязательным. 
 

     2.3.1 Платежная система

      Изменение объема денежной массы в обращении  и состояние денежного обращения  в целом во многом зависят от уровня развития платежной системы и  скорости обращения денег.

      При оценке спроса на деньги в 1998 г. Банк России учитывал долгосрочную тенденцию показателей скорости обращения денег. По мере стабилизации покупательной способности национальной валюты, ограничения темпов снижения обменного курса рубля происходили снижение скорости обращения и рост спроса на деньги. 
Платежная система – это совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для перевода денег и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Она находится под общим руководством Центрального банка РФ, который в соответствии с законодательством обеспечивает ее эффективность, стабильность, надежность и безопасность. Центральный банк РФ занимает особое место в платежной системе России. Банк России, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности. К правовой базе регулирования платежной системы России относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, основными из которых являются Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также принятые в соответствии с ними нормативные акты Банка России. В 2002 году утверждена новая редакция Положения Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2- П., в которой уточнен порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом, а также дано определение окончательности и безотзывности платежей, которое позволит исключить финансовые риски участников и обеспечить еще более высокую степень надежности платежной системы. В целях совершенствования организации наличного денежного обращения и регулирования расчетов наличными деньгами в 2002 году Банком России совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам давались разъяснения, касающиеся установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.. Клиентами Банка России являются кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают счета межфилиальных расчетов. Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В расчетных небанковских кредитных организациях участниками расчетов являются как кредитные организации, так и юридические лица, не являющиеся кредитными организациями. Клиентам - юридическим и физическим лицам - для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Банка России. Участниками платежной системы России являлись (данные на 01.01.2007) 1172 учреждения Банка России, 1331 кредитная организация, в том числе 41 расчетная небанковская кредитная организация, 3326 филиалов кредитных организаций. Кроме того, расчетное обслуживание клиентов осуществляли 6387 дополнительных офисов кредитных организаций. Участниками платежной системы России открыто клиентам (резидентам и нерезидентам) 271,4 млн. банковских счетов в валюте Российской Федерации, в том числе юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - 4,2 млн. счетов (1,6%), физическим лицам - 267,2 млн. счетов (98,4%), из которых большинство счетов - 90,1% - в Сберегательном банке Российской Федерации. Количество банковских счетов в расчете на одного жителя в среднем по России составило 1,9 счета. Участниками платежной системы России открыто клиентам (резидентам и нерезидентам) 271,4 млн. банковских счетов в валюте Российской Федерации, в том числе юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - 4,2 млн. счетов (1,6%), физическим лицам - 267,2 млн. счетов (98,4%), из которых большинство счетов - 90,1% - в Сберегательном банке Российской 
Федерации. Количество банковских счетов в расчете на одного жителя в среднем по России составило 1,9 счета. В среднем по Российской Федерации количество жителей, приходящихся на одного участника платежной системы 
России, составило 24,7 тысячи человек, а количество юридических лиц - 660. 
В то же время, с учетом дополнительных офисов, открытых кредитными организациями (филиалами), данные показатели соответственно составили 11,8 тысяч жителей и 315 юридических лиц. В 2002 году платежной системой России проведено 737,9 миллионов платежей на сумму 130,1 трлн. рублей. Увеличение по сравнению с 2001 годом объема платежей составило 22,0%, что выше уровня инфляции в стране. Это, а также количественный рост платежей на 16,5%, явилось следствием подъема деловой активности хозяйствующих субъектов. В 2006 году практически не изменилось соотношение безналичных платежей, проведенных платежной системой Банка России и частными платежными системами в платежной системе страны. Параллельно с активным развитием платежной системы Банка России значительными темпами развиваются частные платежные системы, что позволяет кредитным организациям и их клиентам осуществлять выбор оптимальных вариантов проведения платежей с целью повышения их оперативности и сокращения издержек. Частные платежные системы динамично развиваются и ориентируются на внедрение современных технологий обработки расчетных документов, предоставление максимально полных и качественных расчетных услуг с целью привлечения клиентов. В общем количестве и объеме платежей через частные платежные системы наибольший удельный вес (65,0% по количеству и 56,9% по объему) составляют платежи через системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала) и платежи, проведенные между подразделениями одной кредитной организации 
(29,9% по количеству и 22,6% по объему), что свидетельствует о совершенствовании кредитными организациями собственных систем расчетов, позволяющих обслуживаемым ими хозяйствующим субъектам осуществлять расчеты более эффективно.

      Доля  платежей, проведенных через корреспондентские  счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях, составила 4,5% по количеству и 19,1% по объему платежей. Вместе с тем, по ним сложились наибольшие темпы роста 136,7% по количеству и 137,0% по объему, что превышает темпы роста платежей, проведенных через платежную систему России, которые составили 116,5% по количеству и 122,0% по объему. Удельный вес платежей, проведенных через расчетные небанковские кредитные организации, в общей структуре платежей через частные платежные системы составил 0,6% по количеству и 1,4% по объему. 
Через платежную систему России с использованием электронной технологии проведено 72,3% от общего количества платежей и 84,0% от общего объема платежей, с использованием бумажной технологии - 27,7 и 16,0% соответственно. Если в межбанковских расчетах преобладают электронные платежи, то в системах расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации значительную долю составляют платежи с использованием бумажной технологии, так как скорость их проведения, как правило, удовлетворяет требованиям клиентов. Платежи с использованием бумажной технологии (7,3% по количеству и 7,9% по объему платежей) осуществляются Банком России, если есть поручение клиентов провести их в почтовой или телеграфной технологии, если электронные платежи требуют сопровождения расчетными документами на бумажном носителе, содержащими всю информацию о платеже, а также в отдельных регионах, в которых по решению Банка России не проводятся электронные платежи. Средние фактические сроки осуществления расчетных операций в бумажной технологии на внутрирегиональном уровне составили 1,1 дня, на межрегиональном уровне - 4,8 дня. В целях демонополизации системы расчетов в России и создания условий для развития альтернативных услуг частного сектора, Банк России ввел с 1 января 1998 года плату за предоставление расчетных услуг.

      В целях дальнейшего планомерного совершенствования платежной системы, Банком России отрабатываются методологические и практические решения, направленные на внедрение системы валовых расчетов в режиме реального времени. 

2.4 Влияние скорости обращения денег на денежную массу

      Из  количественной теории денег, а точнее, уравнения обмена следует, что величина денежной массы зависит от скорости обращения денег: чем выше при прочих равных условиях (уровень цен и объем реального ВВП) скорость обращения денег, тем меньшая денежная масса нужна для обслуживания годового производства ВВП. Скорость обращения представляет собой  число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов и поэтому скорость обращения денег, по мнению П.Самуэльсона, показывает скорость обращения дохода. Скорость обращения денег во времени зависит от изменений в финансовой

системе, привычек, мнений, видов на будущее и распределения  денежной массы между различными видами организаций и группами людей  с разными доходами. На динамику скорости обращения денег влияет значительное число не только объективных, но и субъективных факторов. В международных сопоставлениях скорость обращения денег определяется и как количество трансанкций (точнее, количество единиц ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного

периода времени, например, года. П.Самуэльсон, исследуя динамику скорости обращения денег  на основе данных статистики США за 1939-1960 гг., сделал следующий вывод: «Исторически наблюдается, что на протяжении длительного  времени V (скорость обращения денег) проявляет понижательную тенденцию, несколько снижаясь по мере роста

реального дохода. Кратковременные циклические колебания  имеют противоположный характер - когда растут производство и реальные доходы, V, как правило, тоже повышается на короткое время; когда производство падает, V также снижается».

      В таблице 5 приведены данные о скорости обращения денег в странах с разными темпами развития экономики за 1998-2008 гг. Из нее следует, что, во-первых, в России скорость обращения денег в период 2003-2008 гг. в 2-5 раз превышает аналогичные показатели стран с развитой рыночной экономикой, а также Китая, и, во-вторых, тенденция изменения скорости обращения денег не однозначна. Если в Великобритании она снизилась в 2008 г. по сравнению с 1998 г. с 2,5 оборота до 1,0 и в Китае - с 2,0 до 1,0, то в Германии она была практически стабильной и составляла 1,7-1,6. В США скорость обращения денег выросла с 1,5 до 1,8, в Швеции - с 2,0 до 2,2. Поэтому, как отмечает Л.Абалкин, показатель скорости обращения денег нужно с большой осторожностью использовать для обоснования денежной массы. Он носит производный характер и является «чисто

счетной величиной». Если вернуться к количественному  уравнению обмена, то можно показать, что скорость обращения денег  прямо пропорциональна темпам роста цен и объема ВВП (в неизменных ценах) и обратно пропорциональна росту денежной массы:

JP x JY

JV  = JM

где: JV -   индекс скорости обращения денег; JP -  индекс цен;  JM -  индекс

денежной массы;  JY -  индекс ВВП.

      Для России увеличение показателя скорости денежного обращения выражает не что иное, как повышение цен, поскольку масса потребительских товаров и товаров производственного назначения и соответственно ВВП в 2003-2008 гг. сократилась. Или, точнее, из приведенной формулы индекса скорости обращения денег следует, что цены растут быстрее, чем денежная масса. Конечно П.Самуэльсон не мог никоим образом предположить, что при снижении объема производства скорость обращения денег увеличится. В нормальной экономике рост цен является фактором роста производства, финансовый сектор взаимоувязан с потоками движения ВВП, с физической экономикой, а не занят обслуживанием самого себя и извлечением нормы дохода, многократно превышающей норму прибыли в реальном секторе. Надо также учитывать структурные сдвиги в ВВП – повышение доли услуг, в первую очередь услуг финансово-банковской сферы. В реальном же секторе экономики оборачиваемость капитала не только не увеличилась, но даже

снизилась: фондоотдача, рассчитанная по показателю ВВП, сократилась с 0,67 руб. в 2002 г. до 0,12 руб. в 2008 г.

       Для восстановления управляемости  экономикой необходимы нормализация  оборота капитала и сокращение  скорости оборота денег. Однако  в рамках сформировавшейся модели рыночного хозяйства решить такую задачу вряд ли возможно. Действительно, для этого нужно, чтобы: во-первых, снизились и были предсказуемо устойчивы темпы роста цен; во-вторых, денежная масса

синхронизировалась  с динамикой цен, обеспечивая  в определенном соотношении опережающий  ее рост по сравнению с ценами; в-третьих, выровнялось соотношение спроса и предложения денег по различным секторам экономики за счет резкого сокращения объема денежных суррогатов и укрепления основы денежного обращения - рубля. Если в решении первых двух задач происходят позитивные сдвиги, то третья задача, несмотря на целенаправленное понижение доходности ГКО, пока не

разрешима ввиду  крайне неустойчивого финансового  положения подавляющей части  предприятий реального сектора. 

Глава 3  Рекомендации по совершенствованию денежной системы России

     Рекомендации  по совершенствованию структуры  денежной массы основаны на совершенствовании  денежно-кредитной политики России, поэтому рассмотрим основные направления  совершенствования единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год.

     Реализация  мероприятий, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2009 года, благоприятные макроэкономические условия будут способствовать дальнейшему устойчивому росту банковского сектора.

     В 2008 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов.

     Завершение  либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения  услуг иностранными банками. В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности предоставлять высококачественные современные банковские услуги.

      В 2008 году в целях укрепления финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора экономики должное внимание Банком России будет уделено проблеме капитализации кредитных организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. В том числе в 2008 году предстоит продолжить работу по созданию надлежащего нормативно-правового обеспечения роста капитала кредитных организаций банковского сектора, повышению качества управления в кредитных организациях по ряду направлений.

Информация о работе Деньги и их функции. Особенности функционирования в современных условиях