Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:22, курсовая работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение 3
Финансовая система РФ 5
Понятие финансовой системы 5
Становление и развитие финансовой системы в России 8
Особенности функционирования финансовой системы РФ 18
Сферы и звенья финансовой системы, и их взаимосвязь 22
Основные звенья централизованных финансов и их характеристика 22
Децентрализованные финансы как основа всей финансовой системы25
Дискуссионные вопросы понятия и сущности финансовой системы 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Развитие финансовой системы
и механизма ее функционирования, в том
числе государственной финансовой политики;
основывается на раскрытии и
применении основных идей эволюционной
теории, базирующейся в свою очередь на
теории инноваций, принципах институциональной
теории (теории финансовых институтов)
и еще более общей, базисной теории воспроизводства
и обращения общественного капитала, особенно
в ее современной, неомарксистской трактовке.
Исходным пунктом теоретического анализа эволюции финансовой системы и ее звеньев является раскрытие связи эволюционного процесса финансовой системы с инновациями. В силу этого трактовка содержания эволюции финансов должна корреспондироваться и соответствовать, основываться на общей теории инноваций, а не только на понимании инноваций в области научно-технического процесса, т.е. продуктовых и технологических инноваций. Современная эволюционная теория, противостоящая мейнстриму, т.е. теории равновесного, неизменного, повторяющегося состояния рыночной системы и ее финансового, ценового механизма, базируется на инновационном поведении фирм, инновационных процессах в сфере реального сектора, т.е. выступает как эволюционная теория микроэкономики, теория фирм. Не случайно критика со стороны сторонников эволюционной теории относительно "ортодоксальной теории" (равновесной теории) базируется на инновационности процессов в микроэкономике. "Теория, жестко ориентированная на равновесные состояния, просто не способна принести пользу при анализе экономических изменений, по крайней мере, в том случае, когда эти изменения в своей основе сопряжены с неравновесием. В результате переориентации на равновесные состояния экономическая теория почти полностью утратила контакт с эмпирическими разработками, посвященными техническому прогрессу, коммерческим фирмам как источнику многих инноваций в современной экономике, конкуренции в тех отраслях, где технологические нововведения играют важную роль, и институтам и типам экономической политики, оказывающим воздействие на эти ключевые процессы. По нашему убеждению, значительное рассогласование между доминирующей теорией и результатами эмпирических работ сигнализирует о том, что эта теория не выполняет свои функции должным образом. Главная причина, побудившая нас попытаться разработать эволюционную экономическую теорию, была в том, чтобы создать условия, при которых теория и эмпирическая работа смогли бы оказывать друг другу взаимную поддержку".
2.1. Основные звенья
По своему составу финансы - совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают в форме движения частных (децентрализованных) и государственных (централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы и доходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах, постольку система финансов включает в себя два больших звена:
- частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы;
- государственные (централизованные, включая муниципальные) финансы.
Для централизованных финансов характерными признаками являются:
1) денежный характер отношений;
2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими
субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
3) принудительная со стороны государственных органов и органов
местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);
4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного
общественного продукта, в его денежной форме.
Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельных звеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.
В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системы России, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другие представления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов).
Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации
Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации, так и других государств) в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств ) поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).
Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач) состоят из государственных и муниципальных финансов.
В свою очередь государственные и муниципальные финансы включают в себя:
- бюджет (система бюджетов всех уровней);
- государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты;
- финансы иных государственных и муниципальных институтов.
|
Рис.2. Система централизованных финансов
Общегосударственные (централизованные) фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода (национальный доход - вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов), созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования как видно из схемы являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты.
Централизованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.
Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование
централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.). Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
3. Дискуссионные вопросы понятия и сущности финансовой системы
Как показывает многолетний мировой опыт, мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а именно ее финансовой системы.
Нерешенность вопросов сущности финансов на общетеоретическом уровне стала причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства. Обобщая концептуальные подходы отечественных экономистов к содержанию и составу финансов, их можно подразделить на сторонников распределительной концепции (Л.А. Дробозина, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова, Н. Г. Сычев и др.) и воспроизводственной концепции (Д.С. Моляков, П. С. Никольский, М.В. Романовский, В. К. Сенчагов и др.), а также на "государственников", связывающих категорию финансов только с деятельностью государства (А. М. Александров, А. М. Бирман, Б. М. Сабанти, А. Ю. Казак) и "негосударственников", признающих существование не только государственных финансов, но и частнохозяйственных финансов организаций (большая часть советских и российских экономистов).5
Как нет единства в понимании сущности "финансов", так и различны мнения по поводу сущности "финансовой системы" и ее составных элементов.
Отечественные ученые-экономисты в большинстве своем практически однотипно определяют финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система - это "совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств". 7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 77. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как "совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства". Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 73:.. Как "совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве", определяет финансовую систему коллектив авторов под редакцией проф. A.M. Ковалевой. Финансы: учеб, пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 23. Представители Санкт-Петербургской экономической школы дают определение системы финансов, как "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды". Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М.В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2004.С. 64.
Несколько иная трактовка финансовой системы звучит как "форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта". Финансы: учеб. / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003. С. 14.
Симбиозом вышеизложенных определений служит понимание, данное коллективом авторов под руководством А. Ю. Казака: "Система финансов - это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках обшей объективной категории - "финансы", но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов); во-вторых, различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом" Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП "ПИПП", 1994. С. 119.. Однако при этом представители данной научной школы различают понятия "система финансов" и "финансовая система" и под финансовой системой понимают совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики.
Информация о работе Дискуссионные вопросы понятия и сущности финансовой системы