Доходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в области финансово-бюджетных отношений наиболее актуальными являются ответы на вопросы о том, как увеличить доходную часть бюджетов, какими методами снизить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование бюджетных учреждений. Разработка эффективной системы бюджетных отношений и их правовое регулирование являются одними из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются сегодня территориальные финансовые органы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и классификация доходов бюджета…………………….4
Особенности состава и структуры доходов федерального бюджета……………………………………………………………….6
Основные направления бюджетной политики по укреплению доходной базы бюджетов в современных условиях.........................12
Вывод…………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

новая Басина.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Институт  экономики

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине «Финансовый анализ»

на  тему: «Доходы бюджетов»

 

 

 

Выполнила: Фетисова Н. Е.

                    гр. 339

 

                                                                       Проверила: Басина Н. А.

 

 

 

Хабаровск – 2013

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

    1. Сущность и классификация доходов бюджета…………………….4
    2. Особенности состава и структуры доходов федерального бюджета……………………………………………………………….6
    3. Основные направления бюджетной политики по укреплению доходной базы бюджетов в современных условиях.........................12

Вывод…………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………16

 

 

 

Введение

В настоящее время в области финансово-бюджетных отношений наиболее актуальными являются ответы на вопросы о том, как увеличить доходную часть бюджетов, какими методами снизить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование бюджетных учреждений. Разработка эффективной системы бюджетных отношений и их правовое регулирование являются одними из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются сегодня территориальные финансовые органы.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования  самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Состав доходов бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. В связи с тем, что составляющие бюджет доходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета необходима их группировка, классификация.

 

1. Сущность и классификация доходов  бюджета

 

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  РФ, за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы состоят из следующих  подгрупп: 

 

    • налоги на прибыль (доход), прирост капитала; 
    • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 
    • налоги на совокупный доход; 
    • налоги на имущество; 
    • платежи за пользование природными ресурсами; 
    • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 
    • прочие налоги, пошлины, сборы. 

Неналоговые доходы включают следующие  подгруппы: 

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов; 
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 
  • административные платежи и сборы; 
  • штрафные санкции, возмещение ущерба; 
  • доходы от внешнеэкономической деятельности; 
  • прочие неналоговые доходы. 

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп: 

  • от нерезидентов; 
  • от бюджетов других уровней; 
  • от государственных внебюджетных фондов; 
  • от государственных организаций; 
  • от наднациональных организаций; 
  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состав и структура доходов федерального бюджета.

Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение  ВВП и НД и формирует фонды  денежных средств, которые выступают  в виде доходов бюджетов.

В Российском федеративном государстве  в отличие от унитарного различают  доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных (муниципальных) бюджетов.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие  в распоряжение органов власти разного  уровня и местного самоуправления.

Доходы бюджетов перечисляются  в безвозвратном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов  местного самоуправления, необходимых  для выполнения их функций и задач. В Российском федеративном государстве  в отличие от унитарного (союзного) различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают  в результате перераспределения  ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход - вновь созданная стоимость за год в стране.

В процессе формирования своих доходов  государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного  производства, действующего на основе разных форм собственности - государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы от федеральных налогов  и сборов, региональных и местных  налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками  формирования доходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации  и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством  финансов Российской Федерации порядке  учет доходов, поступивших в бюджетную  систему Российской Федерации, и  их распределение между бюджетами  в соответствии с кодом бюджетной  классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе  на зачисление средств на счет, а  в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором  доходов бюджета - согласно представленному  им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня  после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации  выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов  на единые счета соответствующих  бюджетов. Денежные средства считаются  поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений.

По методам аккумуляции среди  доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает  в распоряжение государства и  местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного  рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные  и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем  проведения лотерей, займов, выпуска  акций, использования пожертвований  и т.д.

Основной источник формирования доходов  бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - налоговый.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог - это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и  местного самоуправления.

К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным  бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической  деятельности, доходы от реализации государственных  запасов и резервов и прибыль  Банка России по нормативам, установленным  федеральными законами.

К безвозмездным поступлениям относятся  поступления в виде:

    • дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
    • субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
    • субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
    • иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджет ной системы РФ;
    • безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов также учитываются  поступления от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджетов складываются из налоговых  доходов, на долю которых в России приходится более 85% всех доходов бюджета, и неналоговых доходов. Наиболее крупными в фискальном отношении  являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, налог  на доходы физических лиц.

В налоговых доходах федерального бюджета наибольший удельный вес  занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, ввозные таможенные пошлины, акцизы.

Налог на добавленную стоимость  (НДС) - важный косвенный налог. Он влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и регулирует спрос. НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов. Фискальное значение НДС трудно переоценить, на протяжении многих лет НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Все 100% НДС зачисляются в федеральный бюджет.

Налог на прибыль является одним  из основных инструментов налогового регулирования и одним из важнейших  налоговых источников доходов бюджета.

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные  организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства и  получающие доходы от источников в  Российской Федерации.

Информация о работе Доходы бюджетов