Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:34, курсовая работа
На первый взгляд в современном мире, в условиях современной рыночной экономики главной задачей любых торговых отношений является увеличение продаж и наращивание объемов производств. Так и есть! Но достигаются эти непростые цели множествами сложнейших способов: грамотные пиар компании, реклама, изощренные формы политики ценообразования и многое другое. Всё это воплощается в жизнь посредством инструментов научно технического прогресса: наружная реклама, радио, телевидение, интернет, пресса и всё это предназначено лишь для одной цели – воздействие на конечного потребителя, т.е. на нас с вами. Но мало кто задумывается о том, от чего же зависит реальная покупательная способность населения в масштабах всего государства, как государство может влиять на покупательную способность всего населения, какую роль играет государство в распределении доходов населения и вообще, что такое обыкновенная семья с точки зрения экономической системы государства.
Введение---------------------------------------------------------------------------------
3
1 Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств ----------------------------------------------------------------------------------
5
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике ------------------------------
5
1.2 Функции домашних хозяйств ------------------------------------------------
8
1.3 Роль домашних хозяйств в структуре финансовой системы ----------
1.4 Финансовые решения домашних хозяйств---------------------------------
10
12
2 Доходы и расходы домашних хозяйств -----------------------------------------
17
2.1 Доходная часть бюджета домашних хозяйств ----------------------------
17
2.1.1 Заработная плата, как составляющая доходов ДХ ------------------
19
2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам -------
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств ---------------------------
2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств --------------------------
21
23
25
2.2.2 Расходы на потребление --------------------------------------------------
28
2.2.3 Денежные сбережения домашних хозяйств --------------------------
29
2.3 Структура доходов и расходов населения Ивановской области-----
32
Заключение ----------------------------------------------------------------------------
Список литературы---------------------------------------------
Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений. Общая их классификация такова:
• заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
• пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
• доходы от предпринимательской деятельности;
• доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы — доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.
Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
2.1.1 Заработная плата, как основная составляющая доходов ДХ
Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:
(1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
(2) выплаты за работу в особых условиях;
(3) доплаты за сверхурочную
(4) премии и единовременные
(5) плата за выслугу лет;
(6) оплату ежегодных и
(7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);
(8) командировочные расходы и подъемные;
(9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.
В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.
Единая тарифная сетка (ETC) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время — 18). Соотношение 1-го и 18-го разрядов называется диапазоном ETC. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость труда) учитываются с использованием других элементов организации труда.
Тарификация рабочих производится по восьми разрядам, что соответствует действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Для высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, а также на особо важных и особо ответственных работах, разрешается устанавливать оклады исходя из 9—10 разрядов оплаты труда ETC по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ, и из 11 — 12 разрядов системы ETC — по перечням, утвержденным Минтруда РФ.
Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.
2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам
Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит от законодательных норм.
Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).
Пенсии по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Они предоставляются с определенного возраста (мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери, инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда ,и др.
Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на:
(1) пособие по беременности и родам;
(2) единовременное пособие
(3) единовременное пособие при рождении ребенка;
(4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
(5) ежемесячное пособие на
Пособие по беременности и родам выплачивается в зависимости от места работы, службы или учебы женщины, а также для безработных и уволенных женщин соответственно в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, денежного довольствия, стипендии и минимального размера оплаты труда.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. Указанное пособие выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, предоставляемые из бюджета При этом государство гарантирует:
(а) выплату пособия по
(б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
(в) возможность участия в
(г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств
В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:
(1) краткосрочные расходы;
(2) среднесрочные расходы;
(3) долгосрочные расходы.
К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.
В данной классификации не учтены обязательные платежи домашних хозяйств.
Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.).
В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:
(а) личные потребительские расходы
(покупка товаров и оплата
(б) налоги и другие обязательные платежи;
(в) денежные накопления и сбережен
В данной работе для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который, в определеной степени, позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела:
(1) обязательные платежи;
(2) расходы на потребление;
(3) денежные сбережения.
Примерная структура расходной части бюджета домашнего хозяйства (рис.2)
Рассмотрим подробнее каждую составляющую расходной части бюджета домашних хозяйств.
2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств
Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.
Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй — коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.
Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.
Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена ниже (рис. 3):
Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ — налог па доходы физических лиц). Потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции — 17%, в США — до 60%).