Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:45, курсовая работа
Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: ~ первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ~ второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ~ третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Введение ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание и роль доходов бюджета……………………………….5
Глава 2. Структура и тенденции поступлений бюджетов Российской Федерации…………11
Глава 3.Основные проблемы налогообложения в Российской Федерации……………….…22
Заключение……………………………………………………………………………………....29
Список литературы……………………………………………………………………………...31
Институт государственного управления, права и инновационных технологий
(Нижегородский филиал)
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
тема: «Доходы государственного бюджета»
Выполнила студентка 3 курса
заочного отделения
факультета «Экономика»
Девятых М.Л.
Проверила: ст. преп., канд. экон. наук
Губанова В.А.
Нижний Новгород
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание и роль доходов бюджета……………………………….5
Глава 3.Основные проблемы налогообложения в Российской Федерации……………….…22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Прежде чем говорить о доходах Российской Федерации, необходимо определить, что представляет собой бюджет государства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:
«Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].
В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.
Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы.
В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения. Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [1, ст.6].
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: ~ первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ~ второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ~ третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Глава 1. Экономическое содержание и роль доходов бюджета
Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Напротив, когда экономика строится на общественной (социалистической) собственности, то поступления бюджета являются результатом командно-административного перераспределения стоимости единого государственного субъекта. Незначительную долю составляют платежи из личного достояния физических лиц.
В обществе с рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход, и национальное богатство страны. К внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Эти поступления – результат осуществления специальных финансовых и нефинансовых (силовых) методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны.
За счет успешно проводимых войн, захватов чужой территории, и т.д. С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии* (например, эмиссия зарубежных денежных знаков). В настоящее время широкое распространение получили различные международные займы.
Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов.
* Аннексия - (от лат. аnnexio - присоединение) - насильственное и противоправное присоединение одним государством территории или части территории другого государства, а также пространства, находящегося в общем пользовании международного сообщества (Антарктида, дно Мирового океана за пределами национальной юрисдикции и др.) |
Доходы бюджета — это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления. Доходы бюджетов перечисляются в безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций и задач. В Российском федеративном государстве в отличие от унитарного (союзного) различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают в результате перераспределения ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход — вновь созданная стоимость за год в стране.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).
Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.
Как упоминалось ранее, поступления любого бюджета определяется содержанием социально-экономического устройства, и уровнем экономического развития общества.
В зависимости от этих условий, источники доходов подразделяются на внутренние и внешние. В зависимости от экономического содержания различают 4 вида поступлений:
1) Налоговые доходы.
2) Неналоговые доходы
3) Доходы целевых бюджетов.
4) Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Налоговые поступления присущи мирному, политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов. В России к налоговым поступлениям относятся предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К федеральным налогам относятся:
В налоговых доходах бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетах) отражаются:
В налоговых доходах местных бюджетов отражаются:
Другой источник налоговых доходов региональных бюджетов - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов. Доли федеральных налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, включают в себя:
- часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;
- часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
-часть НДС по товарам отечественного производства в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;
- часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
- часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.
Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепленных за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъектов РФ. Законодательный орган субъектов РФ, исходя из общего объема переданных ему по каждому налогу средств, устанавливает для каждого муниципального образования долю федерального налога, исходя из среднего уровня по субъекту РФ.
Неналоговые доходы включают:
Таким образом, размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства. Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства.
К неналоговым собственным доходам местных бюджетов относятся:
- Доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ;
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Финансовая помощь;
- Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности РФ и прочие.
Из федерального бюджета может предоставляться бюджетам субъектов РФ финансовая помощь в следующих формах:
- субвенции на финансирование целевых расходов - по федеральным целевым программам, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней, и т. д.;
- бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонностью затрат или поступлений доходов, а срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях; если, условия оплаты и возврата бюджетных ссуд определяются 'федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности (эта помощь предоставляется на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг с целью обеспечения минимальных государственных социальных стандартов).