Звенья финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучение основных направлений развития финансовой системы, ее звеньев. Их характеристики и взаимосвязь.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие финансовой системы;
2. Рассмотреть состав и структуру финансовой системы;
3. Изучить общегосударственные финансы и их составляющие;
4. Изучить финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.

Содержание

Введение
1. Финансовая система РФ
2. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы
2.1 Общегосударственные финансы
2.1.1 Государственный бюджет
2.1.2 Государственные внебюджетные фонды
2.1.3 Государственный кредит
2.1.4 Фонды страхования
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов
2.2.1 Финансы коммерческих организаций
2.2.2 Финансы некоммерческих организаций
2.3 Финансы населения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_2012.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     1) общегосударственные финансы;

     2) финансы предприятий и организаций  (хозяйствующих субъектов);

     3) финансы населения.

     Звенья  первой сферы - относятся централизованные финансы (общегосударственные финансы) используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

     Звенья  второй сферы - относятся децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов) поскольку именно в этой сфере формируются преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

     Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы и звенья обусловлено особенностями  функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и  использования фондов денежных средств  и, следовательно, особой ролью в  финансовой системе. Состав и классификация финансовой системы РФ по сферам и звеньям приведены на рис. 2.

     Размещено на http://www.allbest.ru/

     1

     Рис. 2

     2.1 Общегосударственные финансы

     Общегосударственные финансы - одна из самых крупных сфер финансовой системы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства

     Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты  субъектов РФ, местные бюджеты), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования.

     2.1.1 Государственный бюджет

     В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

     Доходы государственного бюджета состоят из налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами.

     В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения - заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д.

     Важную  часть бюджетных доходов - до 20% составляют налоги на прибыль компаний.

     Существенная  роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком  оплачиваемым покупателями. К косвенным  налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления - акцизная марка), таможенные пошлины, фискальный монопольный налог (лат. fiscus - государственная казна) и т.д.

     Относительно  невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги:

     · с наследства, дарений, поимущественный  налог - с земли, домостроений и т.д.;

     · государственных займов, это ситуация, когда государство выступает  как заемщик средств;

     · поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов, значимость которых  в современных условиях чрезвычайно  высока, поскольку они имеют социально-экономическую направленность - социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база.

     Вторым  важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения. Расходными статьями бюджета выступают расходы:

     ь на государственное управление и  военные нужды;

     ь на социально-экономические цели, в  том числе создание социальной инфраструктуры;

     ь на хозяйственную деятельность государства;

     ь на осуществление внешнеэкономической  деятельности и т.д.

     Значительное  место среди бюджетных расходов приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. С их помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов). Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.

     Особое  значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение  его социального статуса и  роли в обеспечении хозяйства  сырьем и продовольствием. В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту. Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20-25% ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора, имеющего значительный удельный вес в общей структуре экономики.

     Определенное  место в расходных статьях  бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство.

     Расходы государственного бюджета и его  доходы не всегда совпадают. Если расходы  больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, но и от уровня активности в экономике. И государственные расходы, и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

     Бюджетная система РФ включает три уровня:

     1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

     2) бюджеты субъектов РФ (региональные  бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных  внебюджетных фондов;

     3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Построение  бюджета осуществляется на основе следующих принципов:

     - единства - сосредоточение в бюджете  всех расходов и всех доходов  государства: в государстве должна  существовать единая бюджетная  система, однообразие финансовых  документов и бюджетной классификации;

     - полноты - по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

     - реальности - правдивое отражение  доходов и расходов государства;

     - гласности - обязательное информирование  населения об основных расходах  и источниках доходов.

     Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, укрепление обороны страны и содержания органов государственной власти и управления с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влияет на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

     2.1.2 Государственные внебюджетные фонды

     Их  насчитывается более 20, в том числе 4 социальных, остальные - фонды производственного  назначения.

     Государственные внебюджетные фонды:

     - денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению;

     - средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие  в доходные и расходные статьи  бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

     Внебюджетные  фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

     С их помощью можно решить ряд задач:

     - оказание социальной помощи и  услуг населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

     - обеспечение восстановления и  сохранения трудоспособности;

     - оказание социальных услуг населению  путем финансирования учреждений  социальной инфраструктуры;

     - финансирование пенсионного обеспечения.

     С помощью целевых государственных  внебюджетных фондов можно влиять на экономическое развитие регионов путем  финансирования отдельных хозяйственных  мероприятий.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

     - запланированы органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

     - денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

     - формируются в основном за  счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

     - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

     - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

     - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

     - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на это органа (Правление фонда).

     Внебюджетные  фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

     К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Звенья финансовой системы