Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:18, доклад
Инвестиционный климат - совокупность экономических, правовых, регуляторных, политических и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Сегодня для работы инвестора на территории Республики Беларусь созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.
Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции "Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций" (11 октября 1985 г.).
На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.
1. Инвестиционный климат. Основы для развития 2
2. Состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 5
3. Перспективные направления улучшения инвестиционного климата РБ 7
4. Критерии отбора, на основании которых сегодня стратегические инвесторы выбирают объекты для инвестиций в РБ 9
5. Последние события ноября 2011г. 10
Список использованных источников 13
Важный шаг в данном направлении – принятые в текущем году решения на высшем уровне. Так, с 1 января 2011 года вступает в силу Указ Президента Беларуси № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», подписанный 1 сентября 2010 года. Документом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности. Семь из них включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Из перечня лицензируемой деятельности исключены самые массовые виды – розничная торговля и общественное питание, на долю которых приходится более 50% выдаваемых лицензий.
Указом упрощена процедура получения лицензий и введена многоступенчатая процедура лишения, которая защищает лицензиата. Она предусматривает не автоматическое лишение лицензии при мелких нарушениях, а систему предупреждений. Отменяется лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Беларусь иностранной рабочей силы. В отношении 16 видов деятельности срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.
Продолжается
совершенствование нормативно-
Кроме того, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», который предусматривает дальнейшие меры по защите прав инвесторов.
Таким образом, направлений по улучшению инвестиционного климата предостаточно, необходимо лишь только активно их реализовывать. Главными приоритетами являются улучшение нормативно-правовой базы, упрощение системы налогообложения, бухучета, новые формы финансовой и банковской поддержки, а также решения по актуальным вопросам системы ценообразования и заработной платы в стране.
Любой бизнес: будь-то местный или иностранный, в первую очередь, ориентируется на получение прибыли. Следующие по степени важности критерии: объем рынка и конкуренция в конкретной отрасли. Кроме этого, нужно учитывать экономическую и политическую стабильность в стране. Эти критерии универсальны для всех инвесторов. Инвесторы, в первую очередь, обращают внимание на следующие моменты:
1) Сейчас инвесторы стремятся вкладывать ресурсы в те сектора экономики, которые напрямую связаны с постоянным конечным потреблением, при этом объем рынка не имеет решающего значения, но важна непрерывность потребления (розница, телекоммуникации, пищевая промышленность).
2) Из-за небольшого объема внутреннего рынка и ограниченности потребительского спроса в силу невысокого уровня доходов населения, многие стратегические инвесторы предпочитают вкладывать ресурсы в предприятия и отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Тем более, что это находит поддержку и полностью соответствует экономической политике государства. Существенную роль стал играть фактор вступления Республики Беларусь в Таможенный Союз, что позволяет получить неограниченный доступ к новым рынкам сбыта со 165 млн. населения.
3) Многие инвесторы ориентируются на те отрасли и предприятия, которые могут работать исключительно на местном сырье, независимо от импортных поставок. Высокая степень импортных комплектующих или сырья тоже существенный фактор риска для иностранных инвесторов. Исключение составляют лишь те, кто намерен использовать свое собственное сырье, но импортировать его из других стран (например, переработка нефти).
Особняком в данном случае стоят интересы ОАО «Газпром» по инвестициям в газотранспортную систему Беларуси, а также финансовая система государства (банки и страховые компании), которые являются самыми привлекательными для инвестиций при любых условиях.
На данный момент, самые крупные инвестиции были осуществлены в газотранспортную систему Республики Беларусь. Во-первых, это приобретение 50% акций ОАО «Белтрансгаз» российским газовым монополистом ОАО «Газпром» за 2.5 млрд. долл., во-вторых, это инвестиции того же Газпрома в размере более 1 млрд. долл. в строительство участка газопровода Ямал-Европа, который проходит по территории Республики Беларусь. Необходимо упомянуть также о присутствии российских нефтяных компаний (ТНК-BP и Газпромнефть) в составе собственников ОАО «МНПЗ». Эти же российские компании работают на розничном рынке нефтепродуктов Беларуси.
Далее следует телекоммуникационная отрасль в целом и компании сотовой связи. В настоящее время на территории Беларуси конкурируют три крупных игрока: МТС (МТС, Россия), Velcom (Аustria Telecom, Австрия) и ЗАО «Бест» (Turkcell, Турция).
Важным сектором экономики с высоким присутствием иностранного капитала является банковская сфера (25 из 31 банков имеют в составе акционеров иностранных инвесторов). Аналогичная ситуация складывается и в сфере страхования.
Также существенное, по меркам белорусской экономики, присутствие иностранных игроков наблюдается в сегменте производства пива (Heineken, Olvi). Необходимо отметить сектор розничной торговли и коммерческой недвижимости, переработку древесины, а также разработку программного обеспечения.
Белорусские предприятия, которые могли бы в 2011-2013 гг., заинтересовать российских и зарубежных инвесторов?
Если же абстрагироваться от списка, подготовленного Комитетом Государственного имущества РБ, то по-прежнему существует отрасли и предприятия, представляющие более серьезный интерес для зарубежных инвесторов, как российских, так и западных.
Опираясь на обширный опыт общения с западными инвесторами, можно утверждать, что они с интересом смотрят на белорусский финансовый сектор, пищевую промышленность (мясо-молочную, напитки, алкоголь) сферу телекоммуникации, деревообработку, розничную торговлю, объекты коммерческой недвижимости, переработку отходов и все, что называется green energy, а также на производство строительных материалов.
В сферу интересов российского бизнеса входят те же самые отрасли (за исключением green energy, переработки отходов), а также машиностроение, предприятия нефтехимии, нефтепереработки, добычи полезных ископаемых и производства удобрений. Если говорить о конкретных объектах, то они у всех на слуху. Это ОАО «Беларуськалий», нефтеперабатывающие активы, ОАО «Белтрансгаз», ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», РУП «Белтелеком», доля в СООО «МТС», ОАО «Гомельский химический завод», производители цемента, ОАО «Белшина», РУП «Белгосстрах», ОАО «Боримед» и некоторые другие объекты.
"Газпром" выкупил 100% газо-транспортной
системы (ГТС) суверенной Беларуси.
Более чем для десятка стран Восточной
и Центральной Европы этот факт имеет
очень огромное значение, так как:
1. ясно обозначает наметившийся тренд
в деле поставок российского газа в Европу;
2. заставляет задуматься о перераспределении
газовых потоков в свете последних геостратегических
изменений (запуск «Северного потока»,
ускоренное строительство «Южного потока»,
а теперь еще и покупка белорусской ГТС).
Инвесторам: что за сделка
и каковы ее условия?
Еще в июле нынешнего
года после встречи с главой правительства
Белоруссии Михаилом Мясниковичем российский
премьер Владимир Путин заявил: «В России
принято решение со следующего года ввести
в газовую формулу для Беларуси интеграционный
понижающий коэффициент». Это означает
предоставление определенной скидки на
газ в награду за то, что:
- Минск присоединился к таможенному союзу;
- Российский «Газпром» уже приобрел первую
половину акций белорусской АО «Белтрансгаз».
25 ноября 2011 года пресс-служба ОАО "Газпром" сообщила о том, что Россия и Беларусь подписали "Соглашение о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь" в 2012-2014 годах и "Соглашение об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности ОАО "Белтрансгаз". Как видим, договор о скидках был в жесткой привязке с договором о покупке белорусской ГТС;
Цена природного газа, экспортируемого в республику Беларусь, будет определяться по следующей формуле: цена на месте добыче (Ямало-Ненецкий автономный округ) + стоимость транспортировки газа до границы России и Белоруссии + расходы на хранение газа в подземных хранилищах на территории РФ + величина расходов "Газпрома" по реализации газа. Согласно условиям нового контракта, стоимость российского газа для Белоруссии в 2012 году составит $165,6 за 1000 куб. м.
Российский газовый монополист приобрел 50% акций своего белорусского партнера-конкурента по цене, которую сам указал – за $2,5 млрд. Таким образом, вся белорусская ГТС обошлась «Газпрому» приблизительно в $ 5 млрд.
Кто приобрел, а кто потерял?
Относительно
российского холдинга труднее всего говорить однозначно:
- с одной стороны, Газпром за бесценок приобрел важнейший
стратегический актив соседней державы,
тем самым, гарантировав себе стабильность
в поставках на будущее и имидж супер-компании,
которая расширяется семимильными шагами.
- с другой стороны, новые цены на газ для Беларуси оказались
просто «ниже низкого». В первом квартале
2011 года Беларусь платила $223 за 1 тысячу
кубометров, во втором – $244,7, в третьем
квартале – $289, в четвертом – около $300
(точную цену «Газпром» не раскрывает).
Даже в июле нынешнего года, когда Путин
пообещал скидки, представители «Газпрома»
планировали снизить цены для Белоруссии
до $200 за 1 тысячу кубометров. Это им казалось
на тот момент щедрой уступкой. И вдруг
– цена в $165,6 за 1000 куб. м.! Для многих в
«Газпроме» такая новость должна была
стать шоком.
Кроме того, не следует забывать, что «Белтрансгаз» по итогам 2010 года получил чистый убыток на уровне $1 млрд.
Правда, транспортировка российского газа через белорусскую ГТС теперь будет обходиться немного дешевле. Согласно новому контракту тариф на транспортировку 1000 куб. м газа по газопроводам ОАО "Белтрансгаз" составит $2 на 100 км. Но это мало утешает, поскольку теперь «Газпром» будет фактически платить самому себе;
Кроме договора о газе Москва подписала с Минском еще целый ряд соглашений, выгодных скорее для белорусской стороны. Так Россия обещает дать своей западной соседке кредит (!) в $10 млрд. сроком на 15 лет на строительство АЭС. Генеральным подрядчиком выступает российский «Атомстройэкспорт». Что интересно, раньше белорусы просили дать им в долг $9 млрд, но Министерство финансов РФ заявляло, что может предоставить кредит лишь в виде товаров и услуг, и только на сумму не более $7 млрд. И тут вдруг $10 млрд. реальных денег!
Во время российско-
Белорусская сторона
Для официального Минска, который сейчас находится в труднейшей экономической ситуации, скидка в цене на газ – это огромное подспорье, возможность примерно на год залатать «дыры» в бюджете. По подсчетам экспертов, ноябрьские соглашения позволят Беларуси экономить примерно по $3 млрд. в год.
Поскольку новый владелец «Белтрансгаза» не станет мириться с убыточностью компании. Вполне очевидно, что зарабатывать "Газпром" планирует на дальнейшей продаже газа окончательному его потребителю;
1 .Ивестиционный
климат Республики Беларусь. [Электронный
ресурс] - 2010. - Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/r
2. Инвестиционный климат
[Электронный ресурс] - 2009. - Режим
доступа: http://www.enter-invest.by/ru/
3. Официальный сайт Министерства
экономики Республики Беларусь.
4. Официальный сайт
5. Климат в Беларуси хороший,
но бизнесу нужен другой [Электронный
ресурс] -2009. - Режим доступа: http://www.sn-plus.com/
6. Инвестиционный климат
Беларуси оставляет желать