Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:32, контрольная работа
Цель работы заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по обеспечению устойчивого развития промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.
Были поставлены следующие задачи:
– обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленности и экономики страны в целом;
– провести анализ состояния промышленности и научного потенциала РФ;
– рассмотреть методы государственного регулирования эффективного экономического роста в промышленности;
– показать необходимость и основные направления формирования национальной инновационной системы;
– выявить факторы и приоритеты устойчивого экономического развития промышленности России.
Структурная перестройка экономики страны, переход от добычи сырьевых товаров к производству наукоемкой и высокотехнологичной продукции тесно связаны с необходимостью сокращения технологического отставания России от наиболее развитых стран путем перехода на инновационный путь развития. Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики страны должно стать главной задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы.
5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В условиях нынешних реалий экономики страны важнейшим механизмом, способным сосредоточить инвестиционные усилия на инновационном направлении развития, является планово-государственное регулирование. Именно государственная политика, с включением методов планово-целевого регулирования, на данном этапе развития страны способна активизировать вялотекущие инновационные процессы, интенсифицировать структурные сдвиги в направлении высокотехнологичного научно-производственного сектора, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности и помочь занять России достойное место в мировой экономике.
Как справедливо отмечает В. Иванченко «ход наступившего кризиса убеждает: как плановая система без рынка, рыночных отношений и механизма, так и рыночная система хозяйствования без планирования, регулирования и прогнозирования в их взаимодействии, не могут быть достаточно эффективными при решении сложных социальных задач» [9, с. 41]. Он считает необходимым создание для этих целей всероссийского высшего экономического совета. И с этим предложением нельзя не согласиться.
Следует отметить, что государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в разных формах:
– принятие законов и других нормативных актов, обеспечивающих защиту интересов участников инвестиционно-инновационного процесса;
– выработка долгосрочной инновационной стратегии с учетом показателей экономической безопасности;
– прямое финансирование (безвозвратное и возвратное) важнейших социальных, экономических, научных, оборонных и других подобных объектов;
– косвенное воздействие на инновационный процесс с помощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;
– формирование и поддержка инвестиционно-инновационной инфраструктуры, опережающая подготовка и переподготовка кадров;
– приоритетность инвестиционной и инновационной политики на федеральном и региональном уровне.
Ведущее значение в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает: определение инновационных приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование.
Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий. Определение приоритетов по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики.
К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования. С научно-технической точки зрения приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования технологического уклада и своевременного создания заделов. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду, и инициировать рост деловой активности в комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они начиная с определенного момента выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной заработной платы и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа [6].
Концепция-2020 официально закрепила необходимый курс на обеспечение большей динамичности развития, на инновационную и структурную модернизацию экономики, на активизацию социальных ориентиров. Этот курс необходимо значительно усилить благодаря тому, что природно-ресурсная база страны вполне позволяет вести политику, всецело соответствующую национальным интересам.
В 2007 г. Минэкономразвития РФ впервые за годы реформ представило проект долгосрочной концепции социально-экономического развития страны до 2020 г., где предложен по сути трехэтапный переход к «модели инновационного, социально ориентированного развития: 2008–2012 гг.; 2013–2017 гг.; 2018–2020 гг. Правомерно выделить здесь главную идею – особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что стране предстоит одновременно решать задачи догоняющего и опережающего развития. В условиях мировой конкуренции и открытой экономики вряд ли возможно догнать развитые страны по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах экономики, которые определяют прогрессивную специализацию России в мировом хозяйстве.
Для российской промышленности исключительно остро стоит проблема конкурентоспособности, в частности на внутреннем рынке. Чрезвычайно важно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на региональных рынках. Вследствие достаточной масштабности внутреннего и доступных России внешних рынков по наукоемким товарам и услугам освоение их позволит обеспечить высокий статус страны в мировом масштабе. В этом контексте нельзя не согласиться с мнением о том, что невозможно создать один комплекс высокотехнологичных отраслей и расширить позиции на мировых рынках наукоемкой продукции в условиях, когда наука, образование, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, другие отрасли будут продолжать деградировать Целесообразно реорганизовать и структурировать основные отрасли промышленности в виде множества комплексов высокотехнологичных отраслей. России необходимо создавать собственные мощные корпоративные фирмы с наукоемким и высокотехнологичным производством аналогично Китаю, Финляндии, Швеции и др.
Сегодня главная стратегическая задача состоит в промышленности и экономики страны в целом на инновационный путь развития; формирования фундаментальных научных знаний; переориентации сферы НИОКР с военно-технических задач на решение проблем улучшения качества жизни; восстановление машиностроения на новой технико-технологической базе; повышения конкурентоспособности национальной промышленности; реализации стратегии – экономии природных ресурсов; формирования национальной инновационной системы. Последнее, по нашему мнению, особо значимо для развития прогресса научных знаний и своевременного внедрения достижений НТП в производство.[4;7]
Для решения выделенных стратегических задач первоочередные тактические задачи следующие: снижение налогового бремени с инновационных предприятий, осуществление политики протекционизма в области новых технологий, развитие инновационной инфраструктуры, поддержка венчурного финансирования инновационных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции за рубеж, определение перечня и механизма реализации основных инновационные проектов государственного назначения на ближайшие несколько лет, формирование благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства, всесторонняя поддержка инновационно-ориентированных предприятий, облегчение процедуры официальной регистрации учреждений и организаций, занимающихся научно-технической инновационной деятельностью.
Реализация этих и других мер должна резко повысить устойчивость и конкурентоспособность промышленности и всей экономики страны в целом, обеспечить динамичное социальное развитие общества и экономическую безопасность России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы и предложения:
Сегодня место страны на мировой арене всецело определяется качеством человеческого капитала, уровнем развития промышленности, удельным весом производства инновационной продукции.
По нашему мнению, инновация – внедренное в производство новшество, выступающее фактором интенсивного экономического роста с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Можно выделить следующие виды инноваций:
1) инновация продукции (услуг);
2) инновация технологических процессов, или технологическая инновация;
3) организационная инновация;
4) социальная инновация.
Большинство наукоемких отраслей промышленности России находится между третьим и четвертым технологическими укладами. Технологии пятого уровня технологического уклада в широком масштабе пока не применяются. Необходимо обеспечить развитие российской науки, улучшить ее финансирование. Для этого надо восстановить недавно отмененные нормативы расходов государственного бюджета на науку (2% ВВП), а также нормативы финансирования образования и здравоохранения, установи их на уровне 8 и 6% ВВП.
В современных условиях необходимо повысить качество государственного управления. Сегодня качество власти должно определяться прежде всего способностью государственных институтов разрабатывать и проводить политику развития в целях обеспечения экономической безопасности страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Быков В., Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения // Экономист, 2009. – №11. – с. 55–60
2.Бешелев С., Гурвич С. Нововведения и мы. – М.: Наука, 2007. – 208 с.
3.Богомолов В.А. экономическая безопасность: учеб. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 303 с.
4.Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М.: Экономика, 2007. – с 167
5.Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2007. – №5 – с 4–16
6.Глазьев С.Ю. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. – №1 – с. 3–19
7.Гранберг П.С. и др. Реформированный прагматизм как основа модернизации // Российский экономический журнал. 2007. – №3. – с. 3–36
8.Иванченко В. Об основах планового регулятивного управления // Экономист. 2009. – №6 – с. 35–43
9.Игнатовский П. О системности продовольственного комплекса // Экономист. 2009. – №11 – с. 18–23
10.Ковтун С. Формирование и использование интеллектуальных ресурсов // Экономист. 2009. – №10 – с. 18–24
11.Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. – №1 – с. 9–28
Информация о работе Инновационные процессы в промышленности и их влияние на структуру рынка