Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:33, курсовая работа
Раньше инфляция развивалась локально и носила периодический характер, в современных условиях рыночного хозяйствования инфляция присутствует везде и носит уже хронический характер, помимо прямой зависимости от денег, на инфляцию влияют сейчас и неденежные факторы.
Инфляция характеризуется процессами саморасширения и самовоспроизводства и влечет за собой негативные социально-экономические последствия. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Разрушение денежной системы усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, снижая мотивацию к труду. Инфляция усиливает социальное неравенство, способствуя оттоку денег от бедных и средних слоев населения к более богатым. В результате инфляции в обществе начинается развитие диктаторских тенденций со стороны предприятий, диктующих свои условия потребителям.
Законность в сфере контроля за ценами могла бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев и стандартов государственного регулирования цен, а также функций государственных органов, осуществляющих контроль за реализацией законодательства о регулировании цен.
В настоящее время в находится на рассмотрении проект закона «О государственном контроле за порядком применения цен и тарифов», который определяет систему соответствующих контрольных органов, принципы их деятельности, компетенцию, основные задачи и направления деятельности, ответственность должностных лиц. Эти нормы создают предпосылки для эффективного осуществления государственной ценовой политики, направленной в том числе на ограничение инфляции. Слово за депутатами и правительством.
3.1. Прогноз инфляции на 2013 - 2014 гг
В настоящее время Национальным Банком ведется работа по разработке Основных направлений денежно-кредитной политики на 2013-2014 годы, в которых будут определены ориентиры на ближайшую перспективу по уровню инфляции в Казахстане.
Кроме того, в данном документе Национальным Банком будут разработаны основные меры воздействия денежно-кредитной политики на финансовый рынок, соответствующие текущей экономической ситуации. Возможными мерами могут стать увеличение объемов операций Национального Банка на открытом рынке, повышение официальных ставок, повышение нормативов МРТ. Эти меры будут способствовать росту рыночных ставок по краткосрочным инструментам финансового рынка и, возможно, некоторому удорожанию кредитных ресурсов, что позволит снизить темпы роста кредитования и денежного предложения, тем самым влияя на уровень совокупного спроса и инфляцию. При этом Национальный Банк ожидает, что среднегодовая инфляция в 2014 году не превысит 8-9%. Оценки исходят из тех предположений, что негативное влияние отдельных факторов продолжится, а воздействие операций денежно-кредитной политики Национального Банка на инфляцию происходит с определенным запаздыванием. Немного инфографики посвященной прогнозу развития Казахстана на 2013-2014 гг. Оперировали доступными статистическими данными по таким показателям как:
• инфляция
• рост ВВП в Казахстане
• численность населения
• розничный товарооборот
• индекс реальных доходов населения
И пришли к следующим выводам:
• Казахстанская экономика по прежнему показывает положительные темпы роста
• Но начинают появляться негативные тенденции (рост инфляции, снижение покупательской способности доходов)
• Для рынков FMCG 2013 год вряд ли будет негативным по объемам торговли
• Но в 2014-2015 годах вполне возможно сокращение потребления некоторых товаров повседневного спроса, а по основным макроэкономическим показателям
Инфография: Казахстана, прогноз 2007-2014 гг
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов. Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор. В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. Проблемы фискальной политики: Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно. Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).
Кредитно-денежная политика. В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом: Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков. Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания. На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
- Повышение нормы процента.
- Уменьшение уровня реального объема производства.
- Понижение уровня цен.
Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции, мы обнаружим, что чистый экспорт сократится. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция (политика дорогих денег - более высокая процентная ставка - (возросший спрос на национальную валюту за границей (стоимость национальной валюты повышается (чистый экспорт сокращается-сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса. Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкуренты и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности.
Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:
MV = PQ,
где М - предложение денег,
V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;
P - уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;
Q - физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, Монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен.
Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен. Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов. Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики.