Инфляция причины и социально экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса
1.2. Виды инфляции
1.3. Социально – экономические последствия инфляции
Глава 2 Причины инфляции
2.1. Немонетарные концепции инфляции
2.2. Монетарные концепции инфляции
Глава 3 Инфляция в России и Чили
3.1. Особенности инфляции в России и в Чили
3.2. Антиинфляционная политика
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция причины и социально экономические последствия 2.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Монетаристы утверждают, что обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания  совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.

Вторым постулатом монетаристского  учения следует назвать вытекающую из первого условия необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику, сокращения доли ВНП, выделяемой для нужд государства. Монетаристы — яростные противники "активизма" и набор их аргументов достаточно красноречив, причем работают они на благодатной почве - ведь люди во многих странах вдоволь натерпелись от действий энергичных политиков. «Государственные чиновники склонны упрекать других за инфляцию, которая возникает вследствие государственной политики»[18, с111]. «Всестороннее государственное вмешательство в детали экономической деятельности разрушает систему свободного предпринимательства, а вместе с этим и политическую свободу»[18, с119].

В основе взгляда монетаристов против государственного вмешательства  лежат весомые доводы:

— государственное вмешательство  блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие;

— оно ориентировано  на краткосрочную перспективу, является как бы симптоматическим лечением, не ведущим к выздоровлению, между  тем как для преодоления недуга нужен временной простор, долгосрочная перспектива; непредсказуемые внешние толчки и шоки может, в конечном счете "переварить" лишь рыночный механизм;

— государство способно создавать спрос (госзаказы, оборона  и прочие расходы), управлять совокупным спросом, финансируя его за счет налогов, займов, эмиссии, но государство не может увеличить товарное предложение; услуги государства — действительно прямой вычет из ВНП;

— монетаристы выступают  против протекционистских мер в  области внешней торговли и валюты (пошлин, количественных ограничений импорта, девальваций, валютных интервенций), их взгляды вписываются в общую логику монетаризма, но весьма уязвимы с точки зрения все тех же энергичных политиков.

Третий постулат монетаризма  состоит в переносе центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всем своем многообразии могут, по мнению М. Фридмана и его последователей, быть стихийным регулятором экономических процессов.

Внутренний пояс этого  регулирования складывается вокруг денежной массы, ее размеров, темпов возрастания и составляющих величин. Особенно существенным оказывается соотношение денег в сфере обращения и денег в виде отложенного спроса — срочных вкладов, являющихся источником кредитования и (потенциально) увеличения первой составляющей.

Таким образом, по мнению сторонников монетаризма, инфляция возникает вследствие денежных факторов. Однако они трактуют инфляцию в узком  смысле, так как инфляция это более  сложное социально-экономическое  явление. Денежная сфера выполняет две функции. Во-первых, она ускоряет инфляционные процессы. Во-вторых, это зеркало, которое ценовой сигнал отражает неэффективность рынка и политических решений, выражающиеся в инфляции. Если на инфляцию влияют не денежные факторы, то она проявляется менее явно, а ценовой сигнал более точно и быстрее отражает нарушение пропорций дефицита.

 

Глава 3 Инфляция в России и в Чили

 

3.1. Причины  инфляции в России и в Чили

 

В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Современную инфляцию в  России нельзя рассматривать без  учета специфичности планово-распределительной  системы хозяйствования, без учета  политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.

Во-первых, с конца 20-х  годов в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур.

Во-вторых, в итоге длительного  исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: с одной стороны, шел бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства, а с другой — наблюдался крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измотанное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. «По данным статистики, доля отраслей группы А во всем промышленном производстве составляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.»[7,с.74]

В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах — 15—25%. «Если взять за основу ВВП, то минимум половина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада — максимум 25—30%).»[7,с.74]

«В-четвертых, доля фонда  потребления ВВП бывшего СССР составляла не более 25—30% против 60—65% в развитых странах. Доля заработной платы 

в СССР была также беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального  дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.»[7,с.74]

Таким образом, инфляция как  превышение денежного спроса над  предложением товаров и услуг  давно проявилась в нашей экономике  в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и  постоянного роста розничных  цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер.

И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992г., когда почти полностью был  отменен контроль над ценами, она  приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары — гиперинфляции. Правда, в стране проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплелась с инфляцией издержек, что носит опасный характер и угрожает тяжелыми социально-экономическими последствиями.

В развивающихся странах  преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические  последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития. Поэтому в Чили, также как и в России, инфляция держится в «галопирующих пределах», среднегодовой прирост цен составляет 20-40%.

Среди факторов инфляции в Чили выдвигаются:

  • проблемы финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство факторов инфляции.
  • структурные факторы
  • диспропорциональность между ускоренным ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственные товары («ножницы цен»)

Структурные факторы инфляции не только обуславливают ускорение роста цен, то есть создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются устранить

путем дефицитного финансирования, то есть при помощи печатного станка, а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате возникли огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.

Высокий уровень инфляции и ее устойчивость существовал в  Чили на протяжении долгого периода (1983-1989гг.). За это время команда правительственных экономистов демонтировала и децентрализовала чилийское государство. План включал в себя приватизацию благотворительных и социальных программ, дерегуляцию рынка, сворачивание профсоюзов, и полное переписывание законов и конституции. Все это происходило в отсутствии демократии.

В результате экономика  Чили превратилась в самую нестабильную в Латинской Америке и по очереди испытывала глубокие падения и запредельные взлеты. Однако если взять среднее по всему этому хаотическому развитию, то темпы роста чилийской экономики за 16-летний период окажутся среди самых медленных в Латинской Америке. Также возникло огромное неравенство доходов. Большая часть работающих, после поправки на инфляцию, реально получала в 1989 году меньше, чем в 1973, в то время как доходы богатых были значительно высоки.

Таким образом, причины  возникновения инфляции в России и в развивающихся странах, на примере Чили, имеют много общих оснований. Хотя протекание инфляционного процесса, в силу разного уровня экономического развития, национальных особенностей, происходит по-разному.

 

3.2. Антиинфляционная политика.

 

Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в  том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Поскольку рыночные отношения  в России только формируются, то необходимо, прежде всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.

Важным направлением в  антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.

Одну из определяющих ролей  в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Основными направлениями  антиинфляционной политики Чили является дерегулирование товарных рынков, то есть создание благоприятных условий  для функционирования свободного рынка  в Чили, и рынков факторов производства, а также укрепление государственных финансов.

Главную роль в антиинфляционной политики Чили, также как и в  России, занимает Центральный банк. Современная политика чилийского Центрального банка направлена на сдерживание  инфляции и обеспечение плавающего валютного курса. Но перед правительством стоит дилемма: чему отдать предпочтение — борьбе с инфляцией или реальному экономическому равновесию, а также корректировке реального обменного курса. При высоком уровне инфляции фиксированный валютный курс способствует непосредственной реальной ревальвации, если инфляция не снижается непосредственно благодаря влиянию базовой валюты. Но реальная ревальвация приводит к росту дефицита платежного баланса, который необходимо финансировать соответствующим притоком капитала. Показательно, что фиксирование валютного курса в рамках обширной программы реформирования, которая ставит целью укрепление государственных финансов, реально может привлечь иностранный капитал.

Большое значение в антиинфляционной политики имеет ослабление жесткой финансово-кредитной политики, направленной на сокращение разрыва между уровнем роста ВВП и внутреннего потребления.

Информация о работе Инфляция причины и социально экономические последствия