Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 08:59, дипломная работа
Компьютеризация банковской деятельности позволила значительно повысить производительность труда сотрудников банка, внедрить новые финансовые продукты и технологии. Однако прогресс в технике преступлений шел не менее быстрыми темпами, чем развитие банковских технологий. В настоящее время свыше 90% всех преступлений связана с использованием автоматизированных систем обработки информации банка (АСОИБ). Следовательно, при создании и модернизации АСОИБ банкам необходимо уделять пристальное внимание обеспечению ее безопасности. Именно этой проблеме посвящена большая часть дипломной работы.
Введение …………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические аспекты информационной безопасности экономических систем………………………………………..
1.1. Экономическая информация как товар и объект безопасности………………………………………………………
1.2. Информационные угрозы ……………………………………
1.3. Вредоносные программы …………………………………….
Глава 2 Анализ состояния банковских автоматизированных систем с точки зрения безопасности ………………………………..
2.1. Подходы, принципы, методы и средства обеспечения безопасности …………………………………………………..
2.2. Анализ состояния банковских автоматизированных систем с точки зрения безопасности …………………………………
2.3. Организационно-техническое обеспечение компьютерной безопасности ………………………………………………….
Глава 3 Безопасность автоматизированных систем обработки информации в финансовых системах ……………………….
3.1. Защита от компьютерных вирусов …………………………..
3.2. Электронная цифровая подпись и особенности ее применения ……………………………………………………
3.3. Защита информации в Интернете ……………………………
Заключение ……………………………………………………
Список используемой литературы …………………………..
Одним из наиболее распространенных механизмов защиты является применение межсетевых экранов - брандмауэров (firewalls).
Стоит отметить, что вследствие непрофессионализма администраторов и недостатков некоторых типов брандмауэров порядка 30% взломов совершается после установки защитных систем.
Проблема межсетевого экранирования формулируется следующим образом. Пусть имеется две информационные системы или два множества информационных систем. Экран (firewall) - это средство разграничения доступа клиентов из одного множества систем к информации, хранящейся на серверах в другом множестве.
Экран выполняет свои функции, контролируя все информационные потоки между этими двумя множествами информационных систем, работая как некоторая "информационная мембрана". В этом смысле экран можно представлять себе как набор фильтров, анализирующих проходящую через них информацию и, на основе заложенных в них алгоритмов, принимающих решение: пропустить ли эту информацию или отказать в ее пересылке. Кроме того, такая система может выполнять регистрацию событий, связанных с процессами разграничения доступа, в частности, фиксировать все "незаконные" попытки доступа к информации и, дополнительно, сигнализировать о ситуациях, требующих немедленной реакции, то есть поднимать тревогу.
Обычно экранирующие системы делают несимметричными. Для экранов определяются понятия "внутри" и "снаружи", и задача экрана состоит в защите внутренней сети от "потенциально враждебного" окружения. Важнейшим примером потенциально враждебной внешней сети является Internet.
Рассмотрим более подробно, какие проблемы возникают при построении экранирующих систем. При этом мы будем рассматривать не только проблему безопасного подключения к Internet, но и разграничение доступа внутри корпоративной сети организации.
Первое, очевидное требование к таким системам, это обеспечение безопасности внутренней (защищаемой) сети и полный контроль над внешними подключениями и сеансами связи.
Во-вторых, экранирующая система должна обладать мощными и гибкими средствами управления для простого и полного воплощения в жизнь политики безопасности организации и, кроме того, для обеспечения простой реконфигурации системы при изменении структуры сети.
В-третьих, экранирующая система должна работать незаметно для пользователей локальной сети и не затруднять выполнение ими легальных действий.
В-четвертых, экранирующая система должна работать достаточно эффективно и успевать обрабатывать весь входящий и исходящий трафик в "пиковых" режимах. Это необходимо для того, чтобы firewall нельзя было, образно говоря, "забросать" большим количеством вызовов, которые привели бы к нарушению ее работы.
Пятое. Система обеспечения безопасности должна быть сама надежно защищена от любых несанкционированных воздействий, поскольку она является ключом к конфиденциальной информации в организации.
Шестое. В идеале, если у организации имеется несколько внешних подключений, в том числе и в удаленных филиалах, система управления экранами должна иметь возможность централизованно обеспечивать для них проведение единой политики безопасности.
Седьмое. Система Firewall должна иметь средства авторизации доступа пользователей через внешние подключения. Система должна уметь надежно распознавать таких пользователей и предоставлять им необходимый доступ к информации.
Заключение
Банки играют огромную роль в экономической жизни общества, их часто называют кровеносной системой экономики. Благодаря своей специфической роли, со времени своего появления они всегда притягивали преступников. К 90-м годам XX века банки перешли к компьютерной обработке информации, что значительно повысило производительность труда, ускорило расчеты и привело к появлению новых услуг. Однако компьютерные системы, без которых в настоящее время не может обойтись ни один банк, являются также источником совершенно новых угроз, неизвестных ранее. Большинство из них обусловлены новыми информационными технологиями и не являются специфическими исключительно для банков.
Существуют однако два аспекта, выделяющих банки из круга остальных коммерческих систем:
1. Информация в банковских системах представляет собой «живые деньги», которые можно получить, передать, истратить, вложить и т.д.
2. Она затрагивает интересы
большого количества
Поэтому информационная безопасность банка — критически важное условие его существования.
В силу этих обстоятельств, к банковским системам предъявляются повышенные требования относительно безопасности хранения и обработки информации. Отечественные банки также не смогут избежать участи тотальной автоматизации по следующим причинам:
- усиления конкуренции между банками;
- необходимости сокращения
времени на производство
- необходимости улучшать сервис.
В США, странах Западной Европы и многих других, столкнувшихся с этой проблемой довольно давно, в настоящее время создана целая индустрия защиты экономической информации, включающая разработку и производство безопасного аппаратного и программного обеспечения, периферийных устройств, научные изыскания и др.
Сфера информационной безопасности — наиболее динамичная область развития индустрии безопасности в целом. Если обеспечение физической безопасности имеет давнюю традицию и устоявшиеся подходы, то информационная безопасность постоянно требует новых решений, т.к. компьютерные и телекоммуникационные технологии постоянно обновляются, на компьютерные системы возлагается все большая ответственность.
Статистика показывает, что подавляющее большинство крупных организаций имеют план с правилами доступа к информации, а также план восстановления после аварий.
Безопасность электронных банковских систем зависит от большого количества факторов, которые необходимо учитывать еще на этапе проектирования этой системы.
При этом для каждого отдельного вида банковских операций и электронных платежей или других способов обмена конфиденциальной информацией существуют свои специфические особенности защиты. Таким образом, организация защиты банковских систем есть целый комплекс мер, которые должны учитывать как общие концепции, но и специфические особенности.
Основной вывод, который можно сделать из анализа развития банковской отрасли, заключается в том, что автоматизация и компьютеризация банковской деятельности (и денежного обращения в целом) продолжает возрастать. Основные изменения в банковской индустрии за последние десятилетия связаны именно с развитием информационных технологий. Можно прогнозировать дальнейшее снижение оборота наличных денег и постепенный переход на безналичные расчеты с использованием пластиковых карт, сети Интернет и удаленных терминалов управления счетом юридических лиц.
В связи с этим следует ожидать дальнейшее динамичное развитие средств информационной безопасности банков, поскольку их значение постоянно возрастает.
Список используемой литературы
Информация о работе Информационная безопасность в финасовых системах