Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 00:08, курсовая работа
Целью данной работы является - рассмотреть финансы, их сущность и необходимость их использования в общественном воспроизводственном процессе.
Основные задачи работы:
1.Определить понятие, сущность финансов, их функции.
2.Выявить необходимость финансов и их использование.
3.Изучить роль государственных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие финансов, их функции……………………………..……… 5
2. Необходимость финансов и основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве………………………………... 8
3. Роль государственных ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса……………………………………………..…. 11
4. Использование финансов как экономического стимулятора воспроизводственного процесса………………………………………………….…. 21
Заключение……………………………………………………………... 26
Список использованной литературы………………………………….. 27
9.Материальное поощрение работников организации;
10.Финансирование социальных нужд работников организации;
11.Благотворительные цели;
12. Спонсорство и др;
Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. [1,11]
Исходя из выше изложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. Финансовые ресурсы - это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
2.Финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные.
3.Источниками государственных финансовых ресурсов выступает ВВП, а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств.
4. Использование финансов как
экономического стимулятора
В регулировании экономики важную роль играют финансы предприятий, страхование, государственный бюджет, внебюджетные фонды. К числу главных инструментов регулирования относятся финансы предприятий. Здесь, в низовом звене, происходит регулирование воспроизводственной структуры, обеспечивается финансирование потребностей хозяйства, происходит расчленение накоплений и поступивших доходов на фонд потребления и фонд накопления, осуществляется финансовое воздействие на трудовые ресурсы.
Финансы используются так же, как инструмент экономического стимулирования. Стимулирование тесно, органично связано с регулированием, можно даже сказать, представляет его составную часть. Финансовое стимулирование — важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продукта. Финансовые стимулы должны строиться так, чтобы они оказывали воздействие на развитие производства, повышение его эффективности, служили орудием мотивации к труду. В составе финансовых стимулов можно вычленить рациональное направление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использование бюджетных средств, способствующих развитию производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.
Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике. Финансовая политика — это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика — это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финансами. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия — это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.
Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть более общего экономического механизма, системы управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма выделяются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организаций и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.
Соблюдение финансового законодательства способствует поддержанию финансовой дисциплины, позволяет проводить согласованные действия во всех сферах финансовой деятельности.
К сожалению,
на этапе перехода к рыночной
экономике финансовое
Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Объектами управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений, таких, как финансы предприятий, страхование, государственные финансы, в качестве субъектов выступают организационные структуры, осуществляющие управление, то есть финансовые службы, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции, образующие в совокупности финансовый аппарат. В управлении финансами используются планирование, оперативное регулирование, учет и контроль. Планирование финансов ставит перед собой задачу установления будущего их состояния и поэтапного распределения и использования. В процессе планирования оценивается состояние финансов каждой ячейки общества, выявляются возможности изменения структуры и объема финансовых ресурсов и определяется рациональное направление их использования. Для принятия обоснованных управленческих решений посредством планирования необходимо опираться на экономический анализ и прогнозирование будущего состояния финансов. Что касается оперативного управления как элемента, используемого управляющей системой, то оно представляет собой те меры, которые принимаются для эффективного применения имеющихся финансовых ресурсов с тем, чтобы получить желаемые результаты. Учет и контроль в качестве элементов управления используется как в процессе планирования, так и в процессе оперативного управления и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути эффективного хозяйствования.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией общее, стратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти — парламент, президент, правительство. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, в который входит Министерство финансов Российской Федерации. Центральное место в Министерстве финансов занимает Бюджетное управление и Управление исполнения бюджета (казначейство). В составе Министерства финансов имеются также Управление налоговых реформ, Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка, Управление финансирования программ развития сельского хозяйства. Управление финансовых программ развития производственной инфраструктуры и ряд других отраслевых и функциональных управлений.
Серьезные задачи должны решать органы Государственной налоговой службы России. На эту службу возложены контроль за соблюдением и своевременным взносом средств в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства. Для усиления контроля за своевременностью внесения средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды в России учреждена специальная налоговая полиция. [2,13]
Таким образом:
1.Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам в соответствии с финансовой политикой.
2.В Российской Федерации в соответствии с Конституцией общее, стратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти — парламент, президент, правительство.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Список использованной литературы.
1. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2005.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек.1993г. – М.;Юрид.лит.,1993. – 64с.
3. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
4. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайтиздат, 2006.
5.Финансы предприятий: учебное пособие / В. М. Семенов, Р. А. Набиев, Р. С. Асейнов. – Москва: Финансы и статистика, 2007. – 238 с.
6.Финансы организаций (предприятий): учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю.
Мазурина, Л. Г. Скамай. – Москва: Инфра–М, 2008. – 574 c.
7. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Финансы: Учебник/Под.Ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.-М.: Финансы и статистика, 2010.
9.Финансы / под ред. В. П. Литовченко. М.: ИТК «Дашков и К», 2005.
10. Финансы организаций: учебное пособие / Липчиу Н. В., Тюпакова Н. Н., Бочарова О. Ф. – Москва: Магистр, 2007. – 253 с.
11.Финансы: учебное пособие / Ухина О.И., Шохина Л.С., Запорожцева Л.А. – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012. – 230с.
12.Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика.
13.Финансы. Учебник /Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 640с.
14. Шуляк П. Н. Финансы предприятия / П. Н. Шуляк. М.: ИТК «Дашков и К», 2005.