История развития банковского дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Экономика нашей страны на протяжении многих десятилетий функционировала обособленно от мирового хозяйства, развивающегося по законам рынка. Неэффективность такого пути привела к необходимости принципиального изменения хозяйственного механизма, основанного на административно-командных принципах регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Становление банковского дела в России…………………………………….5
2. Развитие современной модели банковской системы………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Исория фин-ов реф..rtf

— 136.15 Кб (Скачать файл)

К настоящему времени в России создана характерная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система. Первый ее уровень - центральный банк России с сетью региональных отделений и расчетно-кассовых центров на местах, второй - коммерческие банки и кредитные учреждения.

Важно иметь в виду, что банковская система это не только банки как таковые, но и кредитные учреждения, то есть все те экономические организации, которые выполняют либо все или большинство, либо отдельные банковские операции.

С некоторой долей условности в банковскую систему можно включить также специализированные организации, не осуществляющие банковские операции, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений, оказывающие последним необходимые услуги: расчетно-кассовые и клиринговые центры, кредитные магазины и т.п., Фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т.д.

На 1 апреля 1996 года в России было зарегистрировано 2599 коммерческих банков и других кредитных организаций с сетью филиалов в количестве 5514 (без учета филиалов Сбербанка, число которых составляет 34426). Кроме Сбербанка, наиболее разветвленную сеть имеет Агропромбанк России (1194 филиала).

Идея ЦБ зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без ЦБ как органа государственного (общественно организованного) контроля и надзора чревато неоправданными потерями.

ЦБ - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традициям.

Достаточно долгий опыт деятельности множества центральных банков стран мира позволил в целом выявить выполняемые ими функции.

Первичная обязанность ЦБ в рыночной экономике - защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

В качестве действительных функций ЦБ можно назвать следующие:

  1. обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий для экономического роста;
  2. обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетного механизма в народном хозяйстве.

Центральному банку России досталось тяжелое наследие. Условия, в которых он начинал и продолжает действовать, отнюдь не способствуют наилучшему выполнению задач, присущих ЦБ в современной экономике.

Расстройство денежного хозяйства, денежных отношений в стране лишает банки (кредитные учреждения) нормальной основы деятельности, а Центробанк - возможностей эффективно выполнять свои неотъемлемые функции.

Структура центрального аппарата БР и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В частности, усилены контрольно-инспекционные и аналитические службы ЦБ и главных территориальных управлений. В ценовом аппарате были созданы ГУ банковской инспекции, ГУ валютного регулирования и валютного контроля, Департамент исследований, информации и статистики. Кроме того, за последнее время приступили к работе информационно-аналитические службы в функционирующих департаментах: Управление платежного баланса - в Департаменте иностранных операций, Управление экономического прогноза, анализа и обеспечения платежного оборота - в Департаменте эмиссионно-кассовых операций и др.

Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе ЦБ и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между БР, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

Необходимо также отметить, что в 1993 году начата публикация информационных материалов о деятельности как ЦБ, так и банковской системы страны в целом.

Как и любой центральный банк, БР отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной политики в стране и политики по развитию банковской системы.

 

Заключение

 

Сегодня, когда банки все активнее выдвигаются на центральное место в управлении экономикой, на роль ведущих координаторов экономических процессов, все настоятельнее встает проблема создания эффективной структуры коммерческих банков, формирования сильного банковского центра, как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики.

Основными направлениями дальнейшего развития банковской системы является создание банков универсального типа. Наряду с ними в целях развития определенных секторов рыночной экономики и сфер банковских услуг необходимо содействовать созданию условий для организации специализированных кредитных учреждений: инвестиционных, инновационных, ипотечных, экспортно-импортных банков, обществ взаимного кредита, ссудно-сберегательных обществ, кредитной кооперации и других, принятых в мировой практике.

Наряду с крупными банками должна быть сеть мелких банковских или небанковских кредитных учреждений (с ограниченными правами) , которые тесно связаны с мелким бизнесом, и имею с ним особые, доверительные отношения.

В отношении банковского законодательства необходимо значительное расширение банковского законодательства с целью охвата им всего многообразия взаимоотношений банков с органами государственной власти и управления, Центральным банком, между собой и клиентурой. Законы должны иметь характер прямого действия с тем, чтобы свести к минимуму вмешательство органов управления включая Центральный банк в деятельность коммерчески банков. Такое вмешательство со стороны Центрального банка допустимо в рамках установленных законом норм надзора.

 

Список использованной литературы

  1. Ялбуганов. - М. : Статут. - (Золотые страницы финансового права России) Т. 1 : М. М. Сперанский. Н. И. Тургенев. М. Ф. Орлов. - 2005. - 432 с.
  2. Основные начала финансовой науки : Учение о государственных доходах / И. И. Янжул. - М. : СТАТУТ, 2002. - 555 с.
  3. История финансовой мысли и политики налогов : учеб. пособие для студ. эконом. спец. вузов / В. М. Пушкарева. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 256 с.
  4. Экономическая история России : очерки развития предпринимательства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 521600 "Экономика" / А. А. Бессолицын, А. Д. Кузьмичев ; Гос. ун-т. Высш. шк. эконом. - М. : ГУ ВШЭ, 2005. - 242 с.
  •  


    Информация о работе История развития банковского дела в России