Источники коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Источником права в специально юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Однако законодательство, как внешнюю форму выражения права, нельзя сме¬шивать с самим правом. Право непосредственно связано со своим социально-экономическим содержанием, неотделим» от характера регулируемых им отношений, их режима, принципов, методов регламентации.

Содержание

Введение 2
1. Источники коммерческого права 3
2. Нормативно-правовой режим предпринимательства 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Источники коммер права.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовой режим предпринимательства

Классификация нормативных актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим. Закон и подзаконные нормативные акты — таково подразделение нормативных актов коммерческого законодательства по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции Российской Федерации). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

Среди федеральных конституционных  законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции содержатся также нормы, направленные на регулирование отношений в сфере предпринимательства. Так, ст. 8 гласит, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшим федеральным  законом, своеобразным стержнем частного права является ГК, который объединяет общие нормы частного права и  специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. ГК занимает центральное место среди источников коммерческого права как акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это, в частности, выражается также в том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК (п. 2 ст. 3).

Динамика общественной жизни, включая ее экономическую  сферу, учитывается в текущих законах. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об инвестиционной деятельности и многие другие.

Федеральные законы подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии со ст. 76 Конституции  РФ законы принимают также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 1996 г. «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге».

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Многие из них содержат нормы коммерческого права. Например, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Нормы коммерческого  права могут содержаться в  нормативных актах федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актах). Например, Минфин России издал приказ от 30 апреля 1996 г. № 43 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации седьмой серии».

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты централизованного регулирования, принятые теми или иными государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты. В свою очередь, нормативные акты централизованного регулирования подразделяются на акты федеральных органов власти, акты органов власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления. Такое деление отражает распределение нормотворческой компетенции в федеративном государстве.

Локальные акты закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации. Имеются в виду уставы юридических лиц, положения о структурных подразделениях юридического лица, правила внутреннего трудового распорядка и многие другие акты, действующие в коммерческих организациях. По существу, названные акты являются локальными нормативными правовыми актами, используемыми органами управления коммерческой организации в регулировании локальных (внутренних) отношений. Их не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например с приказами руководителя коммерческой организации об увольнении кого-либо с работы.

В коммерческой организации могут быть приняты любые решения, в том числе общенормативного характера, если они не противоречат нормативным актам централизованного регулирования. Поэтому локальное нормотворчество — это сфера самоуправления коммерческой организации. Наблюдаемая здесь тенденция заключается в расширении сферы локального нормотворчества и соответственно сужении сферы централизованного регулирования предпринимательской деятельности, в закреплении в нормативных актах централизованного регулирования лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству, составляющих объективно-правовые границы свободы предпринимательства.

Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать:

а) императивные требования нормативных актов централизованного  регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет (например, требование о формировании уставного капитала акционерного общества — ст. 99 ГК);

б) распределение нормотворческой компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в акционерном обществе — ст. 103 ГК).

В разработке локальных  нормативных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, положения, правила, договоры, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера.

Общие нормативные акты закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства. Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (п. 1 ст. 48), статус коммерческой организации — в специальных нормах ГК (ст. 50); а статус акционерного общества — в п. 1 ст. 96 ГК, а также в специальном нормативном акте — Законе об акционерных обществах.

Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные, как отмечалось, заключается в том, что специальным актам (специальным нормам) в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном нормативном акте.

Между общим и специальным  законодательством имеется неразрывная связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные. В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Так, применяя нормы о сделках, участниками которых являются предприниматели (например, по поставке), необходимо учитывать общие правила о сделках, в том числе общие положения о купле-продаже, применяемые к отношениям по поставке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, основными  источниками коммерческого права  можно смело признать следующие: Конституция, федеральные законы, подзаконные акты, Гражданский кодекс, нормативно-правовые акты, международные договоры и соглашения.

в настоящее время  первостепенное значение имеет не столько  дифференциация законодательства (хотя это и необходимое условие эффективности законодательства, учитывающего особенности правового регулирования), сколько его унификация. Новые законодательные акты в сфере предпринимательства носят общий характер, но это не столько недостаток, сколько достоинство. Такова прогрессивная тенденция, свидетельствующая о том, что свобода субъектов предпринимательства имеет широкие рамки и в значительной мере устранено жесткое, всепроникающее «нормативное администрирование» — корень зла тоталитарных режимов.

Дифференциация законодательства, принятие специальных нормативных актов, безусловно, необходимая черта современного законодательства, но их чрезмерность практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей (детально регламентирующей) роли государства, его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, сужении инициативы и самостоятельности субъектов частного права. Достаточно сравнить, например, правовой режим имущества предприятий по советскому законодательству и по действующему. В первом случае - это детальная дифференциация имущественных фондов предприятий и их правового режима, отсутствие свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, во втором — широкие возможности самой коммерческой организации по формированию фондов и определению направлений их использования.

Унификация законодательства ведет к укрупнению нормативных правовых актов (принимаемых главным образом в форме законов), упрощению структуры законодательства и тем самым - к установлению более общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни. В этой связи в настоящее время актуальной является проблема унификации коммерческого законодательства, в частности законодательства о регистрации юридических лиц, о государственных и муниципальных предприятиях, налогового, инвестиционного, банковского, внешнеторгового и ряда других нормативных массивов, которые представляют собой необозримое количество указов, постановлений, инструкций, писем, телеграмм и т.п., что создает благоприятные условия для злоупотреблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Закупень Т.В. Коммерческое право. – М.: Инфра-М, 2002. – 247с.
  2. Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, М.В. Яковлевой. – М.: Юристъ, 2004. – 620с.
  3. Круглова Н.Ю. Коммерческое право. – М.: Русская деловая книга, 2000. – 848с.
  4. Попондопуло В.Ф. Коммерческое право. – М.: Юристъ, 2004. – 668с.
  5. Пугинский Б.И. Коммерческое право. – М.: Зерцало, 2007. – 350с.
  6. Уруков В.Н., Иванова Л.З., Урукова О.В. Коммерческое право. – М.: Юнион-пресс, 2006. – 254с.



Информация о работе Источники коммерческого права