Источники, причины и измерения рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Источники и показатели монопольной власти.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

В течение переходного  периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.

 Необходимость антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь  обусловливают:

1. Высокий уровень  концентрации  производства;

2. Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;

3.  Усиление монополистических  тенденций со стороны хозяйствующих  субъектов, злоупотребляющих своим  доминирующим положением на рынке.

Начало государственной  политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г.

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.

Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству.

Образование территориальных  органов обусловлено особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки грузов. В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.

Главными задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:

1)  выявление природы  монополий, их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;

2) отказ от тотального  устранения монопольных структур, дифференцированный подход к  монополистам-национальным чемпионам,  способствующим оздоровлению экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;

3) не столько реорганизацию  функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.

Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно  охватывает  практически   все  хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.

Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма  вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.

Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.

Противоречивость современной  ситуации заключается в том, что, с одной стороны, антимонопольная политика направлена на ограничение чрезмерного государственного монополизма, с другой — решение этой проблемы вызывает его оживление.

На основе выше сказанного, можно сделать вывод, что государство  принимает меры по регулированию  монополией. Применительно к нашей стране  государственная власть вырабатывает ряд законов, которые будут направлены на развитие конкурентных отношений и частичному прекращению монопольной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Беларуси в сегодняшний переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий. Поэтому, как мне кажется, нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.

Конкуренцию белорусским  компаниям составляют мощнейшие  зарубежные ТНК, но для защиты белорусского бизнеса принимаются различные  меры, в том числе и законодательные. По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной  фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1) Мостовая Е.Б. Основы  экономической теории: Курс лекций.-

М.: Инфрам-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997г. – 496 с.

2) Р.М.Нуреев Основы  экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 1996г. – 447 с.

3) Санько Г.Г. Монополизм  и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г. – 95 с.

4) Ананько А.В., Ильич  С.Н. Бизнес-право - Мн.:Изд. центр  БГУ,2003г.– 238 с.

5) Макконелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993. – 785 с.

6) Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.: Дело, 2000. – 808с.

7) Фишер С., Дорнбуш  Р., Шмалезин Р. Экономика: Пер.  с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864 с.

8) 50 лекций по микроэкономике: в 2-ух т. СПб.: Экономическая  школа. 2000. Т. 2. 776 с. 

9) 50 лекций по микроэкономике: в 2-ух т. СПб.: Экономическая  школа. 2000. Т. 1. 624 с.

10) 7.Экономика:Учебник. 3-е  изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005.- 896 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники, причины и измерения рыночной власти