В России установлено казначейское
исполнение бюджетов. Это означает,
что организация исполнения и
исполнение бюджетов осуществляется
органами исполнительной власти.
Казначейское исполнение бюджета
В России установлено казначейское
исполнение бюджетов. Это означает,
что организация исполнения и
исполнение бюджетов осуществляется
органами исполнительной власти.
Исполнительные органы управляют
счетами бюджетов, являются кассирами
всех распорядителей и получателей
бюджетных средств. От имени
и по поручению бюджетных учреждений
они осуществляют платежи за
счет средств бюджета.
Казначейский метод имеет ряд
преимуществ, поэтому в мире
он очень широко распространен.
Среди развитых стран, в которых
он нашел свое применение, в
первую очередь можно назвать
США и Германию. Однако, в мировой
практике существует и неказначейское
(банковское) исполнение бюджета, при котором
управление бюджетными средствами возлагается
не исполнительную власть, а банковскую
систему. Такой метод вплоть до недавнего
времени применялся и в России. Качество
управления финансами при неказначейской
системе зависит от того, насколько эффективно
работает банковская система страны, а
также насколько полно и четко сформулированы
условия договора на обслуживание бюджетных
счетов. При определенных условиях этот
метод может работать, однако в период
российских экономических реформ он оказался
неэффективен. Основные усилия Центрального
банка были направлены на денежно-кредитное
регулирование, поддержку курса рубля,
а вопросы исполнения бюджета отошли на
второй план. Поэтому последующее реформирование
бюджетной сферы было связано с поэтапным
переходом от банковского к казначейскому
исполнению бюджета.
Казначейство – это орган исполнительной
власти, осуществляющий исполнение
государственного бюджета. Казначейства
существуют в большинстве стран
мира. К их полномочиям относится
ведение операций с бюджетными
средствами: регистрация поступлений
в бюджет, регулирование объемов и сроков
принятия бюджетных обязательств, выдача
разрешения на право осуществления расходов
в рамках утвержденных лимитов, осуществление
платежей от имени бюджетных учреждений.
Переход на казначейскую систему осуществляется
в России с первой половины 90-х годов в
целях повышения эффективности управления
доходами и расходами, оперативности финансирования
государственных программ, усиления контроля
за поступлением бюджетных средств и их
рациональным использованием. Основными
документами, заложившими правовые основы
данной системы, стали Указ Президента
от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства
от 27 августа 1993 г.
К числу задач, решаемых органами
казначейства в России, относятся:
* организация,
осуществление и контроль за исполнением
государственного бюджета, управление
доходами и расходами бюджета на счетах
казначейства;
* регулирование
финансовых отношений между бюджетом
и государственными внебюджетными
фондами, финансовое исполнение
этих фондов, контроль за поступлением
и использованием внебюджетных средств;
* краткосрочное
прогнозирование объемов государственных
финансовых ресурсов, оперативное
управление ими;
* сбор,
обработка и анализ информации
о состоянии государственных
финансов; составление отчетности
о финансовых операциях по
бюджету и о внебюджетных фондах,
представление ее законодательным
и исполнительным органам власти;
* управление
и обслуживание совместно с
Центральным банком и другими
уполномоченными банками внутреннего
и внешнего долга РФ;
* разработка
методологических материалов и
инструкций, порядка ведения учетных
операций по вопросам, относящимся
к компетенции казначейства; подготовка
проекта бюджетной классификации,
учет государственной казны РФ.
Становление казначейской системы
происходит уже в течение длительного
периода времени. Этот процесс
сопровождается рядом трудностей.
Он затрагивает интересы многих
государственных структур и имеет
не только сторонников, но и
противников. Органы казначейства
представляют интересы государства
и тем самым ставят под контроль
деятельность других участников
бюджетного процесса. Главные распорядители
бюджетных средств утрачивают
возможность управлять финансовыми
потоками и сохраняют за собой
лишь ограниченные права, связанные
с распределением лимитов ассигнований
по подведомственным получателям.
Усиливается контроль над движением
бюджетных средств на банковских
счетах, счета федерального бюджета
изымаются из коммерческих банков.
Территориальные органы казначейства
контролируют эффективность и
целевое использование финансовых
ресурсов на уровне отдельных
бюджетополучателей. Ограничиваются
права региональных органов власти
по определению направлений использования
средств федерального бюджета,
полученных в форме дотаций,
трансфертов, кредитов и займов,
и др.
Организация
казначейской системы в разных
странах различна. В мировой практике
используются две основные модели
– централизованная и автономная.
Централизованная модель предполагает,
что федеральное казначейство
обслуживает счета не только
федерального, но и региональных
бюджетов. Для этого может создаваться
разветвленная система отделений
федерального казначейства в
регионах. Подобная модель применяется
во Франции. Отличие автономной
модели состоит в том, что
наряду с федеральным в ней существуют
самостоятельные региональные казначейства.
К их полномочиям относится ведение операций
со средствами бюджетов соответствующих
территорий. В качестве примеров использования
такой модели можно привести Бразилию.
Наличие собственной казначейской системы
в регионе позволяет более полно учесть
его особенности, открывает перед ним
определенную свободу действий при проведении
бюджетной политики. Однако, при этом на
всех уровнях целесообразно использовать
единые технологии учета, расчетов и платежей.
Это необходимо для обеспечения единства
бюджетной системы страны.
В России органы федерального
казначейства представляют собой
единую централизованную систему,
которая входит в состав Министерства
финансов. Федеральное казначейство
организует исполнение и исполняет
федеральный бюджет, а при наличии
соответствующих соглашений –
также бюджеты субъектов федерации
и местные бюджеты. Оно осуществляет
операции со средствами бюджета,
открывает и закрывает счета
для зачисления и выдачи бюджетных
средств в Центральном банке и уполномоченных
кредитных организациях, ведет лицевые
счета распорядителей средств и бюджетополучателей.
Казначейство ведет сводный реестр главных
распорядителей, распорядителей и получателей
средств федерального бюджета, оно осуществляет
регистрацию бюджетных учреждений, деятельность
которых финансируется из бюджетных средств.
К функциям казначейства относится предварительный
и текущий контроль за исполнением бюджета,
составление отчета о его исполнении.
При выявлении нарушений оно направляет
распорядителям средств, бюджетополучателям
и банковским учреждениям представления
с требованием об их устранении, обеспечивает
контроль за выполнением этих требований.
Казначейство обладает правом приостанавливать
операции по лицевым счетам распорядителей
и получателей бюджетных средств, взыскивать
в бесспорном порядке средства, используемые
не по целевому назначению. В пределах
своей компетенции оно может налагать
штрафы.
Система
органов казначейства в России создана
по территориальному принципу и включает
три уровня:
1. Главное управление федерального казначейства.
Осуществляет свою деятельность на федеральном
уровне. Его главной задачей является
сводный учет доходов и расходов федерального
бюджета, управление бюджетными средств
на счетах казначейства, а также информирование
высших органов власти о ходе исполнения
федерального бюджета. Главное управление
федерального казначейства руководит
работой нижестоящих подразделений, обеспечивает
исполнение ими принятого закона о бюджете
и получает от них оперативную информацию
о ходе выполнения доходной и расходной
части бюджета. Возглавляет его начальник
в ранге заместителя министра финансов;
2. управления федерального казначейства
по субъектам федерации;
3. отделения федерального казначейства
по городам, районам и районам
в городах (кроме городов районного
подчинения). Осуществляют формирование
доходной части бюджета на
соответствующих территориях, обеспечивают
целевое финансирование расходов
по отдельным бюджетополучателям,
а также информируют вышестоящие
органы о ходе исполнения федерального
бюджета на данной территории.
Все органы Федерального казначейства
являются юридическими лицами. Поскольку
их основной задачей является
обеспечение исполнения закона
о бюджете, они не вправе
принимать каких-либо самостоятельных
решений об объемах, целевом
назначении доходов и расходов
или составе бюджетополучателей.
Исполнение федерального бюджета
осуществляется органами казначейства
на счетах, открытых для учета
доходов и средств в Центральном
банке и его учреждениях (главных управлениях,
расчетно-кассовых центрах). Право открытия
и закрытия счетов федерального бюджета,
определения их режима принадлежит Федеральному
казначейству; открывать или закрывать
бюджетные счета без соответствующего
его решения нельзя. В отдельных случаях
казначейство может открывать счета федерального
бюджета не в Центральном банке, а в других
кредитных организациях (так называемых
уполномоченных банках), которые определяются
на конкурсной основе. Между банком и органом
казначейства заключается договор на
обслуживание счета. Банки несут ответственность
за своевременное и правильное зачисление
и списание средств по этим счетам на основании
расчетно-денежных документов. По обязательствам
казначейских органов банки не отвечают.
Основным принципом исполнения
бюджета является принцип единства
кассы. Он означает зачисление
всех доходов и поступлений
из источников финансирования
дефицита бюджета на единый
бюджетный счет и осуществление
всех предусмотренных расходов
с единого счета. Соблюдение
данного принципа необходимо
для обеспечения единства бюджетной
системы, сглаживания неравномерности
поступления доходов в бюджет
как по времени, так и по территориям. В
России бюджеты всех уровней бюджетной
системы исполняются на основе принципа
единства кассы.
Все операции и средства бюджета
отражаются в системе балансовых
счетов Федерального казначейства.
Осуществлять какие-либо операции
с бюджетными средствами, минуя
систему балансовых счетов казначейства,
запрещено.
Казначейство несет ответственность
за правильность исполнения федерального
бюджета, ведение счетов и управление
бюджетными средствами, полноту
и своевременность зачисления
средств на счета получателей.
Оно отвечает за своевременность
представления отчетов и других
сведений, связанных с исполнением
бюджета, осуществление контроля
за соблюдением бюджетного законодательства.
В сферу ответственности казначейства
входит также финансирование расходов,
не включенных в бюджетную роспись, а также
финансирование расходов сверх утвержденных
лимитов бюджетных обязательств.