Казначейский контроль за исполнением Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:57, доклад

Краткое описание

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Казначейское исполнение бюджета
В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

гос.фин. (казнач-й конт).docx

— 26.43 Кб (Скачать файл)

     В России установлено казначейское  исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и  исполнение бюджетов осуществляется  органами исполнительной власти. Казначейское исполнение бюджета

    В России установлено казначейское  исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и  исполнение бюджетов осуществляется  органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют  счетами бюджетов, являются кассирами  всех распорядителей и получателей  бюджетных средств. От имени  и по поручению бюджетных учреждений  они осуществляют платежи за  счет средств бюджета.

    Казначейский метод имеет ряд  преимуществ, поэтому в мире  он очень широко распространен.  Среди развитых стран, в которых  он нашел свое применение, в  первую очередь можно назвать  США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.

    Казначейство – это орган исполнительной  власти, осуществляющий исполнение  государственного бюджета. Казначейства  существуют в большинстве стран  мира. К их полномочиям относится  ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений. Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х годов в целях повышения эффективности управления доходами и расходами, оперативности финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. Основными документами, заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.

   К числу задач, решаемых органами  казначейства в России, относятся:

* организация,  осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;

* регулирование  финансовых отношений между бюджетом  и государственными внебюджетными  фондами, финансовое исполнение  этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

* краткосрочное  прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов, оперативное  управление ими;

* сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  финансов; составление отчетности  о финансовых операциях по  бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным  и исполнительным органам власти;

* управление  и обслуживание совместно с  Центральным банком и другими  уполномоченными банками внутреннего  и внешнего долга РФ;

* разработка  методологических материалов и  инструкций, порядка ведения учетных  операций по вопросам, относящимся  к компетенции казначейства; подготовка  проекта бюджетной классификации,  учет государственной казны РФ.

    Становление казначейской системы  происходит уже в течение длительного  периода времени. Этот процесс  сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многих  государственных структур и имеет  не только сторонников, но и  противников. Органы казначейства  представляют интересы государства  и тем самым ставят под контроль  деятельность других участников  бюджетного процесса. Главные распорядители  бюджетных средств утрачивают  возможность управлять финансовыми  потоками и сохраняют за собой  лишь ограниченные права, связанные  с распределением лимитов ассигнований  по подведомственным получателям.  Усиливается контроль над движением  бюджетных средств на банковских  счетах, счета федерального бюджета  изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства  контролируют эффективность и  целевое использование финансовых  ресурсов на уровне отдельных  бюджетополучателей. Ограничиваются  права региональных органов власти  по определению направлений использования  средств федерального бюджета,  полученных в форме дотаций,  трансфертов, кредитов и займов, и др.

  Организация  казначейской системы в разных  странах различна. В мировой практике  используются две основные модели  – централизованная и автономная. Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство  обслуживает счета не только  федерального, но и региональных  бюджетов. Для этого может создаваться  разветвленная система отделений  федерального казначейства в  регионах. Подобная модель применяется  во Франции. Отличие автономной  модели состоит в том, что  наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.

   В России органы федерального  казначейства представляют собой  единую централизованную систему,  которая входит в состав Министерства  финансов. Федеральное казначейство  организует исполнение и исполняет  федеральный бюджет, а при наличии  соответствующих соглашений –  также бюджеты субъектов федерации  и местные бюджеты. Оно осуществляет  операции со средствами бюджета,  открывает и закрывает счета  для зачисления и выдачи бюджетных  средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы. 

Система органов казначейства в России создана  по территориальному принципу и включает три уровня:

    1. Главное управление федерального казначейства. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средств на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов;

    2. управления федерального казначейства  по субъектам федерации;

    3. отделения федерального казначейства  по городам, районам и районам  в городах (кроме городов районного  подчинения). Осуществляют формирование  доходной части бюджета на  соответствующих территориях, обеспечивают  целевое финансирование расходов  по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие  органы о ходе исполнения федерального  бюджета на данной территории.

    Все органы Федерального казначейства  являются юридическими лицами. Поскольку  их основной задачей является  обеспечение исполнения закона  о бюджете, они не вправе  принимать каких-либо самостоятельных  решений об объемах, целевом  назначении доходов и расходов  или составе бюджетополучателей.

    Исполнение федерального бюджета  осуществляется органами казначейства  на счетах, открытых для учета  доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

    Основным принципом исполнения  бюджета является принцип единства  кассы. Он означает зачисление  всех доходов и поступлений  из источников финансирования  дефицита бюджета на единый  бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов  с единого счета. Соблюдение  данного принципа необходимо  для обеспечения единства бюджетной  системы, сглаживания неравномерности  поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

    Все операции и средства бюджета  отражаются в системе балансовых  счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции  с бюджетными средствами, минуя  систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

    Казначейство несет ответственность  за правильность исполнения федерального  бюджета, ведение счетов и управление  бюджетными средствами, полноту  и своевременность зачисления  средств на счета получателей.  Оно отвечает за своевременность  представления отчетов и других  сведений, связанных с исполнением  бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств. 


Информация о работе Казначейский контроль за исполнением Федерального бюджета