Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:23, практическая работа
Введение в ситуацию.
Одной из самых динамично развивающихся компаний в 2004—2007 гг. была нефтяная госкомпания «Роснефть». Ее рост происходил в основном за счет покупки активов ЮКОСа, что финансировалось за счет привлечения банковских кредитов и размещения акций. За это время структура капитала компании сильно менялась, а финансовый рычаг достигал беспрецедентных для России значений. Тому, как «Роснефть» справлялась с долговым бременем и какую роль при этом играло государство, и посвящен данный кейс.
В начале июля 2007 г. долг «Роснефти» снизился до $25,8 млрд. Дело в том, что, купив в июне штаб-квартиру ЮКОСа вместе с ее долгами примерно за $4 млрд., «Роснефть» получила вместе с ней долговые обязательства ЮКОСа перед «Юганскнефтегазом» на $9,2 млрд. Компенсировав этот долг из заемных средств (часть привлеченного в 2007 г. у западных банков займа в $22 млрд.), «Роснефть» направила полученные «Юганскнефтегазом» $10 млрд. на погашение своих долгов перед банками.
Напомним, что «Роснефть» купила «Юганскнефтегаз» в декабре 2004 г. В начале 2005 г. «Юганскнефтегаз» подал в суд на своего бывшего хозяина в связи с неуплатой налогов за «Юганскнефтегаз». «Мы теперь должны обратным ходом выставить их [налоговые долги] акционерам ЮКОСа, которые так науправляли компанией», — говорил Богданчиков. Налоговая задолженность «Юганскнефтегаза» ФНС составляла в начале 2005 г. $5,1 млрд. Едва «Юганскнефтегаз» перешел в собственность «Роснефти», ему тут же удалось выиграть суд о налоговых претензиях за 1999 г. Далее «Роснефть» стала вторым после ФНС кредитором ЮКОСа, доказав в суде претензии «Юганскнефтегаза» к ЮКОСу на 264 млрд. руб.: оказалось, что 62,4 млрд. руб. ЮКОС задолжал бывшей «дочке» за поставленную нефть. Еще более 130 млрд. руб. составили доказанные судом потери «Юганска» от трансфертных цен.
После проведения этой операции Богданчиков пообещал к 2010 г. сократить долг «Роснефти» до $15 млрд. Также он сказал, что в среднесрочной перспективе компания войдет в пятерку мировых нефтегазовых мейджоров по капитализации. Капитализация «Роснефти» на 10.07.2007 в РТС составляла $89,32 млрд.
Вопросы
Определенная компанией стратегия формирования оптимальной структуры источников финансирования деятельности является важным элементом финансовой стратегии компании. Исходя из анализа деятельности компании “Роснефть”, можно выделить следующие преимущества долгового финансирования перед продажей акций:
К минусам долгового финансирования можно отнести:
Финансовая политика формирования активов является фактором, по которому можно судить о финансовом рычаге – как показывает кейс, преимущественно стратегия финансовой политики формирования активов (покупок “Юганска”, “Томскнефтегаза”, “Самаранефтегаза” и пр.) строилась по пути привлечения заемных средств, соответственно, при такой политике следует ожидать превышение заемного капитала над собственным. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска. Используя заемные средства, “Роснефть” изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.
О финансовом рычаге компании можно судить по следующим показателям:
Самым крупным размещением в России стало IPO Роснефти, прошедшее 14 июля 2006 года. Государственная нефтяная компания в одночасье стала крупнейшей в России после скупки основных активов другой нефтяной компании - ЮКОСа и остро нуждалась в денежных средствах для погашения много миллиардных кредитов. При этом размещение акций решало сразу несколько задач – Роснефть получала статус публичной компании и рефинансировала свои долги.
Для успешного размещения была проведена массированная рекламная компания, как в российских СМИ, так и на Западе. В размещении акций смогли принять участие не только институциональные отечественные и западные инвесторы, но и рядовые граждане России – через филиальную сеть Сбербанка. В ходе IPO Роснефти удалось привлечь более $10 млрд. Больше, чем все вместе взятые размещения за всю историю российского фондового рынка.
Проанализировав положение “Роснефти” в 2004 г. и 2005 г., мы видим, что стало предпосылками для продажи акций в 2006 г. В 2004 г. финансовое положение “Роснефти” позволяло кредитоваться, то даже несмотря на устойчивое финансовое положение – был взят кредит на сумму 6 млрд. долларов на покупку “Юганскнефтегаз”, в то время как стоимость компании оценивалась в 7-8,5 млрд. долларов. Таким образом, “Роснефть” оказалась в долговой яме (нужно было выплатить кредит и долги “Юганскнефтегаз”). По показателям 2005 г. долг компании достиг 70% капитала. Положение компании также зависело от цен на нефть. Также была вероятность невозврата долга “Роснефтегаз”, обеспечением под который были акции “Роснефти” и ее экспортная выручка.
Таким образом, в 2006 году, имея неподъемные долги, и не имея возможности кредитоваться, выходом из сложившейся ситуации для финансирования своей деятельности “Роснефть” увидела в продаже своих акций. Важным было сохранить контроль над предприятием, что “Роснефти” удалось – 75% акций осталось у государства.
Погасив на вырученные деньги долг индийской государственной нефтяной компании и при погашении “Роснефтегазом” долга 7,5 млрд. долларов – положение “Роснефти” стабилизировалось, соотношение собственных и заемных средств составило 1:1.
Снизив заемные средства в структуре своего капитала, компания позволила себе снова кредитоваться в 2007 г.
Контрольный пакет акций компании “Роснефть” находится в федеральной собственности, поэтому компании гарантирована поддержка со стороны государственных органов. Поддержка со стороны государства является положительным моментом со стороны кредиторов – в разные периоды компания “Роснефть” брала кредиты на беспрецедентные по величине суммы. А тот факт, что Правительство включило компанию “Роснефть” в список стратегических предприятий, для которых действуют особые условия процедуры банкротства, говорит о том, что долги не грозят “Роснефти” банкротством.
В российской нефтегазовой отрасли наблюдается заметное увеличение государственной собственности, усиление влияния государства, и, следовательно, активизация его роли. «Роснефть» стала одной из основных компаний, получающих преимущества от этой политики, а также инструментом ее проведения, демонстрируя значительный рост. Компания провела IPO и консолидировала ключевые дочерние предприятия, что сократило долю государства в «Роснефти» до 75%. Приоритетный доступ «Роснефти» к новым стратегическим нефтяным месторождениям, благоприятное отношение со стороны государственных и частных финансовых институтов, низкий риск предъявления крупных требований об уплате дополнительных налогов, которые могли бы оказать негативное влияние на компанию, или других неблагоприятных действий со стороны государства учитывались в рейтинге «Роснефти». Хотя, за исключением целевого кредитования со стороны контролируемых государством банков, механизмы оказания поддержки являются сложными или четко не определенными, благодаря наличию значительных резервов Российская Федерация имеет большие финансовые возможности для оказания «Роснефти» чрезвычайной поддержки.
Степень преимуществ, обусловленных взаимодействием «Роснефти» с государством, ограничена непрозрачностью и спецификой задач экономической политики в нефтегазовом секторе, а также приоритетов, функций, механизмов и их последствий для «Роснефти.
Точный характер, масштаб, стоимость и способы финансирования амбициозной политики «Роснефти» и ее роль в государственной энергетической политике останутся неясными до тех пор, пока не будут проведены ожидаемые аукционы по продаже активов «ЮКОСа» и другие возможные слияния и поглощения в отрасли. Степень неопределенности повышается вследствие явной конкуренции и разногласий представителей власти и близких к ним заинтересованных групп относительно путей дальнейшего развития отрасли.